Смекни!
smekni.com

Основы правоведения 2 Понятие сущность (стр. 72 из 108)

Статья 1483 ГК содержит нормы, являющиеся ключевыми для определения охраноспособности товарного знака и его государственной регистрации. В отличие от критериев патентоспособности, скажем, изобретения, закрепленных в ст. 1350 ГК, сравнение с которыми заявленного новшества позволяет вынести решение о выдаче или об отказе в выдаче на него патента, охраноспособность товарного знака устанавливается своеобразным методом «от противного». Статья 1483 ГК закрепляет перечень обозначений, которые по тем или иным причинам не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков.

Прежде всего, не допускается государственная регистрация как товарных знаков обозначений, не обладающих различительной способностью, скажем, таких как, например: знаки пунктуации и препинания – точки, запятые, тире и т.п., а также линии, простые геометрические фигуры, отдельные буквы и цифры, не несущие никакой информационно-смысловой нагрузки. Точно так же не обладают различительной способностью сами по себе наименования видов товаров (мебель, брюки, посуда и т.п.), слова и знаки, указывающие на особенности стирки и глажения отдельных видов одежды.

Не допускается государственная регистрация обозначений, состоящих полностью из элементов, являющихся общепринятыми символами и терминами, такими символами, как, например, знак остановки «Stop». Не регистрируются обозначения, элементы которых исключительно характеризуют, т.е. оценивают товары как таковые, указывая на их вид (туфли, цемент, стеклопакет), качество (прочный, надежный, яркий), количество (тонна, литр, кубометр), свойство (твердый, водоотталкивающий, несгораемый), назначение (кровельный, консервный, зимний), ценность, а также на время, место и способ производства или сбыта товаров (в том численазвания и адреса фирм-производителей и поставщиков).


В регистрации знака может быть отказано, если он состоит только из элементов, представляющих собой форму товаров, которая определяется исключительно или главным образом свойством либо назначением товаров (шар – для футбольных мячей, силуэт электрической лампочки – для электрических ламп накаливания).

Пункт 2 ст. 1483 ГК не допускает государственную регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, состоящих только из элементов, представляющих собой: государственные гербы, флаги и другие государственные символы и знаки (например, Знамя Победы); сокращенные или полные наименования международных и межправительственных организаций, их гербы, флаги, другие символы и знаки (например, ООН, ЮНЕСКО, Международный олимпийский комитет, Всемирная организация здравоохранения); официальные контрольные, гарантийные или пробирные клейма, печати, награды и другие знаки отличия (например, эталонные гири, орден Почета, погоны полковника Вооруженных Сил РФ); обозначения, сходные до степени смешения с вышеперечисленными элементами.


Помимо многих перечисленных обозначений, которые хотя бы и как неохраняемые элементы, но все-таки могут быть включены в товарные знаки, если они не занимают в них доминирующего положения, имеются два вида запретов, которые ни при каких условиях не позволяют зарегистрировать некоторые обозначения в качестве товарных знаков. Эти запреты в первую очередь касаются обозначений, которые представляют собой либо содержат элементы, являющиеся ложными или способные ввести в заблуждение потребителя относительно товара либо его изготовителя. На первый взгляд, между ложными товарными знаками и товарными знаками, способными ввести в заблуждение, существует только терминологическое различие. Например, если на автомобиль марки «Жигули» предлагается зарегистрировать товарный знак с указанным в качестве заявителя ОАО «Московский автомобильный завод имени Лихачева», то подобный знак, будь он зарегистрирован, можно, бесспорно, рассматривать как ложный. Многим известно, что «Жигули» выпускаются Тольяттинским заводом. Поэтому указание в качестве производителя автомобилей московского предприятия будет ложным относительно производителя данного товара и места его нахождения.

Однако не исключена и другая ситуация. Дело в том, что оценка знака как вводящего в заблуждение зависит от субъективных знаний отдельных потребителей об определенном товаре, его производителе и месте нахождения последнего. Скажем, если лицо не знает, что «Жигули» производятся в г. Тольятти, для него указание г. Москвы как места их производства явится фактором, вводящим в заблуждение.

Не подлежат регистрации в качестве товарных знаков обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали. Категория общественных интересов включает интересы как всего общества, всего населения, так и их отдельных слоев или групп. Обозначения, подпадающие под это основание запрета, как правило, связаны с антигосударственными, антирелигиозными, антидемократическими и (или) националистическими лозунгами, символами (вроде свастики) и иными изображениями, оскорбляющими патриотические, религиозные и тому подобные чувства.

Запрет на государственную регистрацию в качестве товарных знаков изображений культурных ценностей, хранящихся в коллекциях, собраниях и фондах, связан с отсутствием согласия собственников или лиц, уполномоченных собственниками, на регистрацию таких обозначений в качестве товарных знаков. Например, если изображение Аленушки с картины кисти художника Васнецова хранится в Третьяковской галерее, то на регистрацию данного изображения (в том числе на обертках конфет и (или) на коробках для конфет) в качестве товарного знака необходимо получить согласие администрации указанной галереи. Без такогосогласия регистрация не допускается.

В целях приведения законодательства РФ в соответствие с требованием ст. 23 Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (TRIPS) в п. 5 ст. 1483 ГК включены нормы, не допускающие регистрацию в качестве товарных знаков обозначений, представляющих собой или содержащих элементы, которые охраняются в одном из государств – участников указанного соглашения. Речь идет об обозначениях, позволяющих идентифицировать вина или спиртные напитки как происходящие с территории данного государства (производимые в границах его географического объекта). Указанные правила касаются прежде всего таких охраняемых обозначений, как «Коньяк», «Шампанское», «Русская водка», «Шотландское виски» и т.п.

Отказ в регистрации товарного знака может быть мотивирован тождеством или сходством до степени смешения заявленных обозначений: во-первых, с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (ст. 1492) в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана или не признана отозванной; во-вторых, с товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором РФ (например, Мадридским соглашением о международной регистрации знаков), в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет; в-третьих, с товарными знаками других лиц, признанными в установленном ГК порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров (ст. 1508, 1509 ГК).

По общему правилу, нельзя регистрировать в качестве товарных знаков в отношении любых (т.е. не обязательно однородных) товаров обозначения тождественные или сходные до степени смешения с наименованием места происхождения товаров, охраняемым в соответствии с ГК (ст. 1516–1537). Сходные правила о недопустимости регистрации товарного знака связаны с фирменными наименованиями и коммерческими обозначениями. Запрет на регистрацию товарного знака может быть предопределен коллизией между заявленным обозначением и некоторыми другими обозначениями, относящимися к сферам авторского и патентного права.

Поэтому не может быть зарегистрировано в качестве товарного знака обозначение, тождественное названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрации товарного знака (ст. 1492 ГК) произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту. Непременными условиями отказа в регистрации служат: 1) отсутствие согласия правообладателя и 2) возникновение авторских прав ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Не регистрируются в качестве товарных знаков обозначения, тождественные имени (ст. 19 ГК), псевдониму (п. 1 ст. 1265 ГК) или производному от них обозначению, портрету или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица, без согласия этого лица или его наследника. Запрет на регистрацию установлен для обозначения, тождественного промышленному образцу, знаку соответствия и доменному имени. Единственным условием запрета служит возникновение прав на эти объекты ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака.

Как и исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности (произведения науки, литературы, искусства и т.п.), а также на другие средства индивидуализации (в частности, на фирменное наименование), характеристика понятия и содержания исключительного права на товарный знак основывается на ряде общих норм об исключительном праве, закрепленных в ст. 1229 ГК. Статья 1484 ГК отражает лишь специфические признаки исключительного права на товарный знак как самостоятельное средство индивидуализации товаров. Более того, в тексте данной статьи имеется прямая отсылка к ст. 1229.

Лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 любым не противоречащим закону способом. Таким образом, п. 1 ст. 1484 трактует исключительное право на товарный знак как исключительное право использования, действующее в отношении всех третьих лиц (позитивная функция права на товарный знак).