Смекни!
smekni.com

Основы правоведения 2 Понятие сущность (стр. 57 из 108)

Переход к работодателю исключительного права на служебное произведение не исключает предоставления работнику (автору) права на вознаграждение. Несовершение работодателем ни одного из трех указанных действий влечет выплату автору вознаграждения в размере, на условиях и в порядке, определяемых договором между автором и работодателем. Спор о вознаграждении разрешается судом.

С другой стороны, если согласно ст. 1295 ГК исключительное право на служебное произведение принадлежит автору, работодатель также не лишается определенного имущественного права. Он вправе использовать это произведение. При этом способы использования должны быть обусловлены целью служебного задания, а пределы использования вытекать из этого задания. Кроме того, если договором между работодателем и автором не предусмотрено иное, последний вправе также обнародовать служебное произведение.

Широко распространенное создание программ для ЭВМ и баз данных по заказу влечет последствия, напоминающие правовой режим служебного произведения, но не совпадающие с ним полностью. Создание по заказу означает разработку программы для ЭВМ или базы данных по договору, предметом которого было их создание.

Исключительное право на программу для ЭВМ или базу данных, созданную по заказу, принадлежит заказчику. Любой другой вариант определения режима исключительного права должен быть определен соглашением между подрядчиком (исполнителем) и заказчиком.

Нередко программа для ЭВМ или база данных создается не по специальному заказу, а при выполнении более широкого круга работ по договору подряда (ст. 702–768 ГК) или договору на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ (ст. 769–778), прямо не предусматривавших ее создание. В таких случаях исключительное право на программу или базу данных по общему правилу принадлежит подрядчику, т.е. исполнителю соответствующего договора. Иной вариант, в том числе закрепление исключительного права за заказчиком, должен быть предусмотрен договором между ним и заказчиком.

Одной из весьма распространенных правовых форм, в рамках которой создаются определенные произведения науки, литературы и искусства, является государственной или муниципальный контракт. Различают несколько вариантов принадлежности исключительного права на произведение, созданное по такому контракту для государственных или муниципальных нужд.

Указанное право может принадлежать по общему правилу прежде всего исполнителю, являющемуся автором либо иным лицом, выполняющим государственный или муниципальный контракт. Однако государственным или муниципальным контрактом может быть предусмотрено, что исключительное право на созданное на базе данного контракта произведение принадлежит: 1) Российской Федерации, ее субъекту или муниципальному образованию, от чьего имени выступает государственный или муниципальный заказчик, либо 2) совместно: а) исполнителю и Российской Федерации, б) исполнителю и субъекту РФ или в) исполнителю и муниципальному образованию.

Права, смежные с авторскими (смежные права)

Установленная сравнительно недавно в Российской Федерации охрана прав, смежных с авторскими, постоянно расширяется. И это понятно. В наше время развитие музыкальной, сценической и иной культуры уже немыслимо без фонограмм, радио-, телепередач, в том числе по каналам кабельного вещания. Функционирующие в данной области права получили наименование смежных, т.е. сопряженных, сопредельных с авторскими правами. За рубежом они также обычно называются «соседствующими», «родственными» и т.п. правами (neighbouring rights, droit voisin, verwandte Schutrzrechte).

Статья 1303 ГК смежными с авторскими правами (смежными правами) называет интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания). Наряду с этими традиционными правами в число смежных прав включены два новых вида смежных прав. Это право на содержание базы данных и право на произведение науки, литературы и искусства, впервые обнародованное после его перехода в общественное достояние (ст. 1282).

В объективном смысле смежные права представляют собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по охране исполнений, постановок, фонограмм, вещаний организаций эфирного и кабельного вещания, установлению режима их использования, наделению исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций личными неимущественными и исключительным правом и защите этих прав. Иными словами, смежные права как институт гражданского права выполняет те же функции, что и авторское право в отношении произведений науки, литературы и искусства.

Сходны также источники смежных и авторских прав. К отношениям в сфере смежных прав применяются нормы гл. 69 ГК, регламентирующие отношения и в области авторских прав. Поскольку Российская Федерация ратифицировала Бернскую конвенцию об охране литературных и художественных произведений и Всемирную конвенцию об авторском праве, предусматривающие взаимную охрану обладателей авторских и смежных прав в странах – участницах обеих Конвенций, а также учитывая, что в части четвертой ГК нашли отражение основные положения этих Конвенций о смежных правах, следует признать, что как российские правообладатели в других странах-участницах, так и зарубежные правообладатели в России в одинаковой мере пользуются национальными режимами охраны своих смежных прав.

Вместе с тем смежные права регулируются специальной гл. 71 ГК, а также некоторыми международными соглашениями, в частности, Конвенцией об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (г. Женева, от 29 октября 1971 г.)[65] и Конвенцией об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (г. Рим, 26 октября 1961 г.)[66].

В общей форме круг смежных прав включает прежде всего исключительное право на исполнение, фонограммы, вещания и т.п., а также целый ряд личных неимущественных прав, число и содержание которых зависят от вида объектов смежных прав. При этом следует отметить два важных отличия структур гл. 71 ГК, посвященной смежным правам, от структуры гл. 70 ГК, регулирующей авторское право.

Во-первых, в гл. 71 четко прослеживается деление института смежных прав на своеобразные общую (ст. 1303–1312) и особенную части (ст. 1313–1344). В особенной регламентируются отдельные виды смежных прав, такие как права на исполнение (ст. 1313–1321), право на фонограмму (ст. 1322–1328), право организаций эфирного и кабельного вещания (ст. 1329–1332), право изготовителя базы данных (ст. 1333–1336) и право публикатора на произведение науки, литературы или искусства (ст. 1337–1344).

Во-вторых, в отличие от авторского права, в котором личные неимущественные права (право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения и др.) регламентированы в нескольких статьях (ст. 1265–1269), применимых к различным объектам авторских прав, регламентация личных неимущественных смежных прав осуществляется в указанных выше статьях ГК применительно к отдельным видам смежных прав.

На первом месте в ряду объектов смежных прав стоят исполнения как результаты интеллектуальной деятельности, известной с незапамятных времен и явившейся главным стимулятором самостоятельной правовой охраны всех видов объектов смежных прав. Объектами смежных прав выступают несколько видов исполнений: исполнения артистовисполнителей и дирижеров, а также постановки режиссеров-постановщиков спектаклей.

В соответствии с этим под исполнением можно понимать представление произведений, фонограмм, а также других исполнений посредством игры, декламации, пения, танца в контакте с аудиторией (так сказать, «в живом виде», «живьем») или с помощью технических средств (теле- и радиовещания, эфирного, кабельного телевидения и т.п.). Кроме того, исполнением признается показ кадров аудиовизуального произведения в их последовательности (с сопровождением или без сопровождения звуком).

Поэтому понятием исполнения охватывается также и постановка определенных произведений. При этом важно подчеркнуть, что непременным условием охраноспособности исполнения является его выражение в форме, допускающей его воспроизведение и распространение с помощью технических средств, прежде всего таких, как звуко-, видеозапись или их сочетание, вещания в эфир или по кабелю (ст. 1313–1321).

Следующим весьма популярным объектом смежных прав является фонограмма,

т.е. любая, но исключительно звуковая запись исполнения или иных звуков: песни, музыки, голосов людей, птиц или животных, природных шорохов, шумов и скрипов; деревьев, трав, ветра или морских волн, а также отображений этих исполнений или иных звуков. Не является фонограммой только звуковая запись, включенная в аудиовизуальное произведение (ст. 1322–1328). При этом под отображением звуков понимается их представление в цифровой форме, для преобразования которой в форму, воспринимаемую слухом, требуется использование соответствующих технических средств (ст. 1305).

Не менее распространенными объектами смежных прав служат сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания одного из двух видов передач, созданных: а) самой вещательной организацией либо б) за счет ее средств по ее заказу другой организацией (ст. 1329–1332).