Смекни!
smekni.com

Наследственное правоприемство по Российскому гражданскому праву (стр. 6 из 14)

Оставляя без рассмотрения жалобу Лукина, суд сослался на то, что имеется спор о праве на наследство, который подлежит рассмотрению в исковом порядке, в связи с чем ему предложено обратиться в суд с исковым заявлением.

Между тем не было оснований, предусмотренных ст. 221 ГПК РСФСР, для ос­тавления заявления без рассмотрения. Ссылка суда на ст. 246 ГПК РСФСР оши­бочна, ибо жалобы на действия должностных лиц рассматриваются по правилам главы 24(1) ГПК РСФСР, а ст. 246 этого Кодекса предусматривает возможность ос­тавления без рассмотрения заявления, рассматриваемого в порядке особого про­изводства по правилам главы 26 ГПК РСФСР.

Нельзя считать убедительным довод суда, что имеется спор о праве на наследство. В жалобе Лукин указал, что не выполнено его требование об оформле­нии в порядке ст. 541 ГК РСФСР завещания его жены, удостоверении его надле­жащим лицом. При наличии же завещания необязательно возникает спор о наследстве.

В данном случае заявлена жалоба на действия должностных лиц, отказавших в удостоверении завещания.

В случае возникновения спора о праве гражданском при рассмотрении жало­бы суд откладывает разбирательство дела и предлагает оформить исковое требо­вание, дает срок для его оформления (п. 9 ч. 2 Постановления Пленума Верхов­ного Суда РФ от 21 декабря 1993 года № 10 «О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия, нарушающие права и свободы граждан»).

Однако, если заявитель не хочет оформлять исковые требования, то это об­стоятельство не является основанием для оставления жалобы без рассмотрения. Лицо вправе само определить, поддерживать ли ему заявленную жалобу или оформить исковые требования.

Суд должен разъяснить заявителю последствия отказа от оформления иско­вых требований (невозможность разрешения исковых требований), а после такого разъяснения (в подтверждение чего заявитель обязан поставить свою подпись в протоколе судебного заседания) - уточнить его требования, а если и после этого заявитель будет настаивать на рассмотрении его жалобы без искового заявления, суд обязан рассмотреть ее, но в пределах, определенных ст. 239(7) ГПК РСФСР (без разрешения исковых требований).

Оставление жалобы без рассмотрения при отсутствии законных оснований к этому и при том положении, что заявитель настаивает на рассмотрении жалобы, нельзя признать правильным.

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IY квартал 1999 года. Определение № 74В99пр-17.

Неправильное применение судом требований закона привлекло отмену судебного решения о признании завещания недействительным.1

Признавая завещание А. недействительным в силу ст. 165 ГК РФ, суд указал, что при удостоверении нотариусом завещания «не была соблюдена нотариальная форма сделки и требования по ее регистрации», так как он внес в текст завещания исправление месяца «август» на «сентябрь» и в книге реестров нотариальных действий подпись от имени завещателя выполнена не им самим, а другим лицом.

Эти выводы суда Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ сочла ошибочными, указав следующее.

На основании ст. 57 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Законом Российской Федерации от 11 февраля 1993г., нотариус удостоверяет завещания дееспособных граждан, составленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации и лично представленные ими нотариусу; удостоверение завещаний через представителей не допускается. Согласно действующей ст. 540 ГК РСФСР (1964г.) завещание должно быть составлено письменно с указанием места и времени его составления, собственноручно подписано завещателем и нотариально удостоверено.

Таким образом, исходя из смысла данных законодательных норм, завещание должно быть собственноручно подписано завещателем, лично им представлено нотариусу и нотариально удостоверено. Судом установлено, что приведенные требования по делу были соблюдены.

Что же касается несоблюдения требований удостоверительной процедуры (в частности, удостоверенное завещание не зарегистрировано в реестре для регистрации нотариальных действий) или необходимых реквизитов завещания (отсутствие времени, места его совершения и тем более их исправление), то эти обстоятельства не являются безусловным поводом к признанию такого завещания недействительным. При его оспаривании вопрос о действительности завещания решается судом с учетом исследованных доказательств в их совокупности на основании ст. 56 ГПК РСФСР.

Все права и обязанности, предусмотренные завещательным распоряжением наследодателя, возникают у наследников с момента открытия наследства. Этим, а также общим принципом свободы завещания, в силу которого завещатель может как оставить те или иные распоряжения на случай смерти, так и пересмотреть их в любой момент, объясняется важное значение правил об отмене ли изменении ранее составленного завещания. Статья 543 ГК РСФСР (1964г.) предусматривает, что завещание, составленное позднее, отменяет ранее составленное завещание полностью или в части, в которой оно противоречит завещанию, составленному позднее. Судебная практика строго придерживается этого правила.

Таким образом, первый способ отменить или изменить завещание заключается в составлении нового завещания, так или иначе противоречащего ранее составленному. При этом существенными являются два момента: во-первых, сам по себе факт составления нового завещания не влияет на юридическую силу предыдущих завещаний. Ранее сделанные завещательные распоряжения отменяются только противоречащими им распоряжениями нового завещания. Во-вторых, более позднее завещание отменяет ранее составленное (при наличии между ними противоречий) во всех случаях и не имеет значения, кем эти завещания были удостоверены. Законодательство не отдает преимущество нотариально удостоверенным завещаниям по сравнению с завещаниями, к ним приравненным и удостоверенными в порядке ст. 543 ГК РСФСР (1964г.). В таком же порядке, то есть путем составления нового завещания, предыдущее завещание может быть изменено или дополнено.

Второй способ отмены, но не изменения завещания, заключается в подаче соответствующего заявления в государственную нотариальную контору, главе администрации поселкового, сельского округа, совершающего нотариальные действия (при отсутствии в данной местности нотариальных контор).

Представляется, что все сведения, касающиеся завещательных распоряжений граждан (сами завещания, заявления об их отмене), должны направляться соответствующими должностными лицами в адрес нотариальной конторы по месту постоянного жительства завещателя, а в случаях, когда завещатель не имел постоянного места жительства в РФ или оно неизвестно, - в адрес 1-й Московской государственной нотариальной конторы.

Исполнение завещания.

В соответствии со ст. 544 ГК РСФСР (1964г.), если завещатель не назначил исполнителя завещания, завещательные распоряжения должны исполняться наследниками. В то же время завещатель может назначить исполнителем своей последней воли как постороннее лицо (исполнитель воли), так и одного или нескольких лиц из числа наследников. В случае, когда «исполнитель воли» - требуется согласие, выраженное им в специальной надписи на завещании либо в специальном заявлении, приложенном к завещанию.

Исполнитель завещания не получает вознаграждения за свои действия по исполнению завещания, но имеет право на возмещение расходов, связанных с охраной и управлением наследственным имуществом. По исполнении завещания наследники вправе требовать отчета о его исполнении (ст. 545 ГК РСФСР (1964г.)).

Исполнитель воли завещания является помощником наследников в осуществлении завещания, его права и обязанности должны определяться содержанием завещания. При удостоверении завещания, когда назначается исполнитель воли завещателя, необходимо, чтобы нотариус или иное должностное лицо, полномочное удостоверять завещания, подробно выяснили делания завещателя, круг прав и обязанностей, возлагаемых им на исполнителя.

§ 2. Наследование по закону

Круг лиц, являющихся наследниками по закону, определяется в соответствии со ст. 532 ГК РСФСР (1964г.). Они призываются к наследованию согласно очередности:

наследниками первой очереди являются дети (в том числе усыновленные), супруг и родители (усыновители) умершего, а также ребенок умершего, родившийся после его смерти;

наследниками второй очереди являются братья и сестры умершего, его дед и бабка как со стороны отца, так и со стороны матери.

наследники второй очереди призываются к наследованию по закону лишь при отсутствии наследников первой очереди или при неприятии ими наследства, а также в случае, когда все наследники первой очереди лишены завещателем права наследования.

К числу наследников по закону относятся нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего не менее одного года до его смерти. При наличии других наследников (т.е. наследников первой или второй очереди) они наследуют наравне с наследниками той очереди, которая призывается к наследованию.

Внуки и правнуки наследодателя являются наследниками по закону, если ко времени открытия наследства нет в живых того из родителей, который был бы наследником; они наследуют поровну в той доле, которая причиталась бы при наследовании по закону их умершему родителю.

Ст. 532 ГК РСФСР (1964г.) содержит исчерпывающий перечень наследников: произвольное расширение круга лиц, призываемых к наследованию по закону, недопустимо.

Дети – это сын или дочь наследодателя, родившиеся в зарегистрированном или приравненном к нему браке. Если брак родителей впоследствии признан недействительным, их дети наследуют и после смерти матери, и после смерти отца. Дети, родившиеся в незарегистрированном браке, наследуют после матери в любом случае, а после отца только в случаях, если отцовство подтверждено либо органами загса на основании совместного заявления родителей, либо решением суда, либо записью об отцовстве в свидетельстве о рождении детей, родившихся в незарегистрированном браке до 8 июля 1944н. Вопросы установления происхождения детей регулируются главой 10 Семейного кодекса Российской Федерации.