Смекни!
smekni.com

Жанрово-речевая проблема в студенческих печатных изданиях (стр. 4 из 26)

Основанием для выделения публицистических жанров А. А. Тертычный считает их функциональную природу и выделяет жанры:

информационные (заметка, корреспонденция, репортаж, интервью)

аналитические (статья, рецензия, обзор аналитический, пресс-релиз)

художественно-публицистические (очерк, фельетон, памфлет).

О. А. Лаптева, в отличие от А.А. Тертычного, выделяет две группы жанров, которые сильно различаются по характеру языковых средств, при этом обе группы могут выступать одновременно в одном номере газеты, но на разных полосах. Различаются группы по преобладающим в них функциям: если это информативная функция – жанры строгие, если функция воздействия – жанры нестрогие. Далее различаются языковые средства, которые используются в том или ином жанре: в жанрах первой группы преобладают книжно – письменные и общелитературные средства, жанры второй группы представлены общелитературными средствами, где очень велика роль экспрессивно – выразительных средств разной природы (разговорные и внелитературные).[52]

Строгие жанры (хроникальное сообщение, информационная заметка, официально сообщение, публикация документа, закона, постановления руководящего органа власти) – обычно краткие тексты, которые занимают место первой полосы в газете. Нестрогие жанры (очерк, проблемная статья, сообщения и размышления о культурной жизни, обозрения, рецензии, документальна проза) – более объемны, могут быть информационными и аналитическими.

В функциональном отношении две эти группы также различны: строгие жанры обладают информативной функцией, в то время как нестрогие сочетают в себе все три функции: информативную, воздействия и эстетическую и «несут на газетную полосу языковые средства разных разрядов и питают общество неологизмами, разговорными и просторечными словами, жаргонизмами, неслыханными новыми варваризмами».[53]

С. М. Гуревич в зависимости от назначения объединяет жанры в несколько групп:[54]

жанры новостной информации (заметка, отчет, репортаж)

диалогические жанры (интервью, диалог, беседа)

ситуативно-аналитические (комментарий, корреспонденция, статья, обозрение)

эпистолярные жанры (разновидности письма внередакционного автора)

художественно-публицистические жанры (зарисовка, очерк;

сатирические жанры – фельетон, памфлет, пародия, сатирическая заметка, эссе)

О. Р. Валуйская рассматривает жанровую систему с точки зрения количества интерпретативных ходов, которые раскрывают смысловую неоднозначность текста. Так, по мнению исследовательницы, тексты публицистики имеют четкую смысловую структуру и, как наиболее типичные, выделяются:[55]

«фактуальная» смысловая структура, то есть реальный факт является доминантой изложения и развертывание смысла, последовательность рассуждений и умозаключений идет от него.

«концептуальная» смысловая структура – развертывание смысла идет от «авторской концепции», при которой трансформация факта подчинена логике авторской мысли.

Как отмечает О. Р. Валуйская, в газетных текстах средств массовой информации ведущим типом развертывания смысловой структуры является развертывание «от факта», такая четкая заданность смысловой структуры публицистического текста «является основой того, что скрытый смысл восстанавливается, хотя имеет место и вероятностное восстановление смысла».[56] Неоднозначность при восстановлении смысла обусловлена жанровыми особенностями текстов, которые объединяют в следующие группы: информационные, аналитические и художественно – публицистические. Например, газетное сообщение (информативный жанр) – ряд событий, имевших или имеющих место, основная цель таких текстов – информирование. В текстах этого жанра отмечается полное отсутствие авторского «я», им присуща актуальность, социальная значимость, объективность и, как характерная особенность, рубрикация, «нацеливающая читателя на однозначное восприятие нижеследующих сообщений».[57]

Более сложными для интерпретации, по мнению исследовательницы, являются аналитические жанры публицистики (корреспонденция, статья, обозрение), так как они более насыщены тропами и фигурами речи (метафорами, аллюзиями), что и создает базу для более сложной интерпретации, требующей увеличения количества интерпретативных ходов по восстановлению смысла. И, наконец, наиболее сложными являются те жанры, где автор как личность выходит на первый план (эссе, памфлет, фельетон, репортаж).

Исследователь Л. Р. Дускаева рассматривает газетные жанры «как нормативные формы духовной (воздействующе-коммуникативной) речевой деятельности», таким образом, основным критерием для выделения становятся основные виды социальной духовной деятельности.[58] Публицистический стиль, по ее мнению, сформировался как способ осуществления политической деятельности, которая в журналистике предстает через социальное ориентирование, и каждое из направлений такого ориентирования предстает в системе «своих» жанров. Л.Р. Дускаева предложила следующую классификацию:

1. Информирующие жанры. Они сообщают новости, помогают читательской аудитории получать представление «о быстро меняющейся общественной обстановке, обо всем существенном, характерном в этих изменениях.[59]

2. Оценочные (диагностирующие) жанры, которые осуществляют оценочную интерпретацию явлений, событий и их участников, определяя их роль и место «с точки зрения актуальных требований дня».

3. Побудительные жанры (императивные), способствующие выработке определенного поведения у массового читателя.

Таким образом, анализ представленных работ отображает все многообразие точек зрения на проблему жанровой классификации тестов.

В настоящее время большинство ученых отмечает активную перестройку газетных жанров, «что отражает общую тенденцию развития газетно-публицистического стиля, где периодически обновляются жанровые стандарты».[60] «Жанр фиксирует сдвиги в духовной жизни общества и меняется вместе с ней. Это дает основания увидеть в жанрах и через жанры «движение времени».[61]А. Н. Тепляшина отмечает, что в настоящее время в системе жанров происходит два основных процесса: активная эволюция жанров и свободная комбинация признаков различных жанров в одном произведении, что и создает предпосылки к построению новой теории жанров.[62]

По утверждению Л. Е. Кройчика, с изменением поэтики публицистического текста в 90-е годы ХХ века, подверглась трансформации и система журналистских жанров.[63]Жанры советской прозы представляли собой три большие группы:

информационные – заметка, интервью, репортаж, отчет;

аналитические – статья, корреспонденция, письмо, обзор печати, обозрение, рецензия;

художественно-публицистические – очерк, фельетон, памфлет.

Внутри данной схемы присутствовала своя иерархия: передовая статья – «флаг номера» (без нее не возможен выход газеты), фельетон – «король жанров», корреспонденция – «кусочек жизни» и т. д. «Концерт политической газеты» (термин ввел В. И. Ленин) подразумевал четкое местонахождение публикаций определенного жанра на газетной полосе и регулярность его появления: так, например, политическая информация на первой полосе, экономическая – на второй, международное обозрение – еженедельно, экономическое – раз в месяц.

Изменения жанровой системы выражаются в трансформации существующих жанровых форм, которые связаны с изменением основных жанрообразующих признаков, таких, как «наличие авторского начала, цель сообщения, предметное содержание, стандартность средств выражения, объем…»[64].

Чжао Вэньцзе отмечает, что динамика газетных жанров проявляется: [65]

В количественном соотношении текстов различных жанров на страницах газет, то есть устаревание одних жанров и активизация других. Объясняется данный процесс изменением языкового вкуса читательской аудитории, переосмыслением роли самого газетного текста в общественном сознании. Отмечается, что одним из ведущих информационных жанров газетно-публицистического стиля является заметка, так как «отвечает главному требованию современного общества – подавать информацию в компактной форме изложения».[66]

По мнению уже упомянутого нами исследователя, происходит модификация традиционных газетных жанров, что приводит к сдвигам во всей жанровой системе. Например, в информационных жанрах проявляется тенденция к усилению субъективного, авторского начала: жанр репортажа - «самый «живой жанр», воспроизводящий действительность глазами автора-рассказчика» - выходит за рамки информационного жанра и приближается к художественно-публицистическим. Жанр рекламной информации, получивший развитие в конце 1990-х годов, может быть представлен в виде различных газетно-публицистических жанров (от объявления до очерка).

Сдвиги в жанровой системе происходят, по мнению Чжао Вэньцзе, в результате комбинирования в одном тексте фрагментов различной жанровой принадлежности. Появляются комбинированные жанры вследствие длительного соседства интервью и статьи, интервью и комментария, информации и интервью, очерка и интервью.[67]

Подобное комбинирование, смешение в одном тексте фрагментов различной жанровой принадлежности, ведет, по наблюдениям ученых, к размыванию границ между газетными жанрами.[68] Этот процесс А. А. Тертычный называл синкретизацией, под которой понимал смешение жанров и в результате этого появление новых.[69]

Данный процесс изучала Л. Р. Дускаева. По наблюдениям исследовательницы, в настоящее время уже не встречается такой жанр, как передовая статья, так как основные ее черты – директивность, риторичность, лозунговость, менторский дидактизм – «неуместны» сейчас, исчезает очерк, памфлет и фельетон и получают распространение жанры, в основе которых лежит диалог: беседа, экспресс-интервью, экспресс-опросы, эксклюзивные интервью, а такие жанры, как эссе, комментарий, прогноз, исповедь приобрели большую значимость в связи с активизацией личностной тенденции в СМИ.