Смекни!
smekni.com

Роль СМИ в формировании общественного мнения (стр. 12 из 17)

ВЛАДИМИР БОНДАРЕНКО, газета «Завтра»: Я посмотрел на днях кинофильм «Война». Это, по-моему, национальный шедевр. Где-то там, в ауле, показательную казнь устраивают. Кто-то должен защищать интересы русских в Краснодарском крае. Должна ли у нас проводиться в нашей межнациональной политике русская национальная политика? Ибо, мне кажется, даже лидеры национальные наших республик иногда видят, что за этим нашим либерализмом нет ничего крепкого, что они сами вынуждены поддерживать свои национальные традиции, а, мол, русские, вы уж сами разбирайтесь. Вот, я и спрашиваю господина Лукина: должна ли у нас быть защита русских национальных интересов и в культуре, и в демографической политике, и, кстати в миграционной политике?

ЛУКИН: Значит, я отвечу таим образом. Нас, как говорит статистика в лице министра нашего уважаемого, нас, русских, большинство, за нас должна говорить не политика, за нас должны говорить законы. Законы принимает большинство, в основном, и законы защищаются большинством. Надо принять законы такие, которые утверждали бы то, что русским существовать в своей собственной стране уютно, но и другим народам тоже уютно. Я должен вам сказать одну вещь, очень серьезную. Дело в том, что Россия всегда была страной многих национальностей, более того, самое великое время, на мой взгляд, в истории России, более или менее зримое, - это екатерининские времена. Расширилась территория, Екатерина приглашала людей, но как она приглашала – она приглашала на неосвоенные земли, она приглашала людей определенных профессий и так далее. И это нам делать надо, потому что у нас демографическая ситуация крайне плохая.

ШУСТЕР: Владимир Петрович, вы ушли в историю. Но у нас мало времени. Я прошу экспертов задавать вопросы лаконично.

КОЛИКОВ: Кирилл Коликов, журнал «Безопасность»: Господа, дело в том, что мы сейчас говорили и использовали очень много емких терминов – нация, национальная политика, народ. Говорили правильно, да, действительно, нужно бороться с нелегальной и криминальной миграцией, этим занимаются все страны: и Соединенные Штаты, и Канада, и Европа. Но меня в данном случае пугает такая вещь, как дилетантизм. Я попытался, сидя здесь, представить себя на месте коменданта фильтрационного лагеря. Да, я вышвырну завтра всех с фамилиями Бабаян, Акопян с Кубани, послезавтра людей с фамилией Георгадзе, Бавадзе, Шенгелия, а потом, для того чтобы сохранить свое достаточно хлебное место и не будучи человеком умным, я почитаю справочник, вспомню, что кубанские казаки, интересы которых я, в общем-то, защищаю, потомки казаков запорожских, и устрою дознание: а не были ли предки господина Ткачева Ткаченко, и не выслать ли мне его самого за хутор близ Диканьки? Ребята, дело в том, что именно дилетантизм и тупица погубит любое хорошее дело.

ШУСТЕР: Спасибо. На это отвечать Владимиру Петровичу не надо. Пожалуйста, Алексей Митрофанов. Алексей. Только коротко, я вас очень прошу.

МИТРОФАНОВ: Я очень коротко, тем более, любимый мой коллега Владимир Петрович стоит. Я хочу всех успокоить присутствующих здесь лидеров и представителей национальных общин: скоро в России будет межнациональная дружба и хорошие отношения. Почему? Потому что последние 10, 12 лет у нас в стране был особый исторический период, мы делили собственность и власть. И, конечно, вспомнили национальный фактор. Но когда мы все разделим, да, когда мы все разделим и стабилизируем, тогда опять будет дружба и любовь, как при большевиках. При них первые 20 лет была жесткая борьба за власть, там действительно жестко стоял национальный вопрос, а уже при Брежневе все было мягко, все поделили, партия все контролировала и так далее. У нас будет точно так же через 2-3 года, все вопросы будем решать. И фактор Ткачева исчезнет.

ЛУКИН: Это суждение заслуживает отдельного изучения. Я могу только сказать еще одну вещь. Вот мне очень не понравилось, что здесь говорили, что дети турков-месхитинцев не хотят учить русский язык. Знаете, если это так, если это так, то это, конечно, очень неправильно, и дело не только в турках. Вы знаете, надо понимать, что Россия – это не территория, куда едут все, кому удобно, это великая культура. И жить в России – это, значит, жить по-своему, но и жить по-русски, это обязательно.

ШУСТЕР: Спасибо, Владимир Петрович. Мы уходим на рекламу. Сразу после рекламы свободный микрофон, когда зрители становятся участниками, и итоги работы нашей тест-группы.

Заключительная часть программы «Свобода слова». Зрители становятся участниками. Что вы думаете на ту тему, которую мы только что обсуждали. Пожалуйста, по 20 секунд.

- Я не мигрант, я россиянин. Но я считаю, что России, стареющей и вымирающей, эмигранты нужны. Конечно плохо, что они все стремятся в Краснодарский край или в Москву. Я думаю, что и проблему турков-месхетинцев создал не губернатор Ткачев. Ее создало советское государство, и решать ее должно сегодня российское государство.

- Атаман кубанского казачьего войска, генерал Громов. Я должен отметить, что население Краснодарского края уже буквально наэлектризовано и балансирует на грани межнационального конфликта. И то, что губернатор по честному и громко заявил, как настоящий губернатор, о проблеме и пытается разрешить – это делает ему честь.

- Безусловно, порядок надо наводить и контроль надо делать так, чтобы, не ущемляя национальности, этнические вопросы не поднимая. Господин Рогозин прав, надо начинать все с границ.

- Краснодар – моя родина и я воспринимаю все это очень серьезно. Хотел сказать о любви к российскому флагу. Когда идет игровое шоу на НТВ и пятеро игроков не знают, какой первый цвет в российском флаге идет, а ведущий в это время не знает, куда деться. У россиян, у всех, кто населяет Россию, должна быть любовь к флагу.

- Я беженка из Чечни и, приехав сюда, в Москву, ощущаю то, что ко мне относятся тоже ненавистно. И я бы хотела сказать! Пожалуйста, россияне, относитесь к нам хотя бы русским немножко более благосклонно.

- Я выступаю против депортации. И хочу пожелать России, чтобы в нашу страну стремилось как можно больше эмигрантов. Это показатель благополучия, цивилизованности.

- Хочу напомнить о том, что в России смертность превышает рождаемость, и с этим столкнулись развитые страны, которые успешно решили эту проблему за счет эмигрантов из вне, которые работают там, где не хватает своих рабочих рук. И с депортацией, я думаю, не стоит перегибать палку: Мы можем оказаться вообще без рабочей силы.

- Я сама жительница Краснодарского края и хочу сказать. Всегда, когда мы приезжаем в гости к человеку, мы стараемся соблюдать законы его жилища, его уставы домашние, устои. Так вот, очень хотелось бы, чтобы те, кто эмигрирует в Краснодарский край, вели себя так, как в гостях. А когда получаются такие конфликты, тогда правильно делает наш губернатор, что он наводит такой порядок.

- Я считаю, что любые положения, даже самые благие, которые реализуются в чрезмерной степени, они приводят к катастрофам. В данном случае, это исчезновение национальных корней. Это к тому, что одни районы густо населены, другие испытывают недостаток населения. Прежде всего в молодом и трудоспособном.

- Во-первых, я считаю, что если бы все были губернаторы такие, как Ткачев, я считаю, что у нас по, крайней мере, был бы порядок в России.

- Дети, родившиеся в России, считаются россиянами. Как мы будем выселять родителей, оставлять детей? Никто по закону не имеет право выселить россиянина из России. Что мы будем делать с этими детьми, как разрывать эти семьи?

ШУСТЕР: Спасибо. Мы завершаем «свободный микрофон». И переходим к оценке работы нашей тест-группы. Во-первых, я бы хотел посмотреть на общий график программы. Я напомню, что тест-группа была поделена на москвичей и гостей столицы. Как мы видим, только один раз их мнения очень, очень серьезно разделились. Это когда речь пошла о воровстве. И москвичи были гораздо менее осторожны, чем немосквичи. Немосквичам есть чего бояться, я полагаю в Москве. Итак, какое высказывание понравилось меньше всего?

МИХАИЛ АРУТЮНОВ: «Кто мешает зарегистрировать этих людей по месту их пребывания и жительства? Кто мешает устроить их на работу, в школу? Кто мешает вам собирать с них налоги, когда они будут работать, и вносить нормальный вклад. Вы сами создаете нетерпимую обстановку и разжигаете межнациональные отношения, межнациональные конфликты. Вы!»

ШУСТЕР: Эти слова вызвали такую достаточно резко отрицательную реакцию телевизионной аудитории. А вот какие слова вызвали положительную реакцию, самую положительную реакцию?

АЛЕКСАНДР ТКАЧЕВ: «Можно поменять этнический состав населения Краснодарского края. К чему это приведет? Я думаю, что это «косовская проблема». Уже нет Югославии. Ведь в свое время все начиналось с подобного. С маленького. И я думаю, что это не только проблема края и моя, как губернатора. Это проблема Правительства и всей Российской Федерации».

ШУСТЕР: Итак, слова Александра Ткачева и напоминание о косовской проблеме были восприняты наиболее положительно нашей телевизионной аудиторией. О чем это говорит? Я надеюсь, что это говорит о том, что люди понимают сложность этой проблемы и ее взрывоопасность. И что Косово вызывает ассоциации скорее на уровне не политического призыва, а чистой аналитики. Будьте осторожны: мы можем попасть в такой же балканский котел. Я надеюсь, что это было воспринято так, а не чисто политически. Я надеюсь, что мы будем решать проблему, как сербы ее решали в Косово. Телевизионная аудитория поняла слова губернатора Ткачева. Итак, мы завершаем сегодняшнюю программу. До свидания! До следующей пятницы. Я просто напомню о нашем WEB-сайте: «www.svobodaslova.ru». Там вы можете увидеть всю программу, весь график, и прочитать весь текст программы. Там были очень интересные и очень важные высказывания. До свидания! До пятницы.

Итак, мы видим, как умело построенная беседа, использование соответствующих методик способны влиять на общественное мнение. И, несмотря на то, что высказывались различные позиции, результат оказался в пользу губернатора Ткачева и его сторонников.