Смекни!
smekni.com

Роль СМИ в формировании общественного мнения (стр. 2 из 17)

В данном случае наиболее важно, что краснодарские краевые власти открыто заявили об установлении для определенной этнической группы особого режима, предполагающего ограничения в пользовании правами и свободами. Возглавляемый А.М. Ждановским краевой Совет сделал то, на что Советская власть не отваживалась со сталинских времен: выделить определенную категорию населения по национальному признаку и поразить ее в правах.

Не было сделано абсолютно ничего, чтобы защитить месхетинцев от агрессивных акций организаций, именующих себя казачьими, более того, такие действия поощрялись попустительством правоохранительных органов и местных администраций. Наконец, турки постоянно испытывали (и продолжают испытывать) мощнейшее психологическое давление в разных формах — от откровенного хамства должностных лиц до ксенофобских публикаций в местной прессе. Во всех районах края, где живут турки-месхетинцы, при подготовке празднования 50-летия Победы над нацистской Германией власти полностью проигнорировали ветеранов войны – месхетинцев, хотя решениями руководства России предусматривалось чествование всех ветеранов на территории РФ независимо от гражданства и места проживания. По иронии судьбы многие из ветеранов-турок, будучи в составе так называемых кавказских дивизий, в 1942–1943 гг. воевали на Кубани, именно в тех местах, где они оказались в настоящее время.

Начало информационной войны

Фактически уже с первых лет появления турок-месхетинцев в Краснодарском крае местные власти, используя краевые СМИ, ведут против месхетинцев настоящую информационную войну, играя на «патриотических» чувствах славянского населения и разжигая национальную рознь, не уставая подчеркивать, что данную проблему следует рассматривать исключительно в контексте скорейшего переселения турок-месхетинцев из края.

Вот публикации 1995 – 1996гг.:

«Диаспора почти в 14 тысяч человек вот уже четыре года обитает без документов, работы, пенсий. Но сказать, что эти люди обделены в своих правах, будет неправдой: дома покупают, не регистрируя своих сделок, машины имеют, в школу детей отправляют... Из трудоспособного возраста на работе заняты лишь 15%. Привезли с собой эти люди традиции «дикого рынка», при котором участие в государственном или частном производстве носит лишь формальный характер...

«турки-месхи являются одной из наиболее конфликтогенных групп населения края» [приводится как высказывание В.В. Реммлера».[11]

«По заявлениям коренных жителей, казачьих руководителей (а данные предложения обсуждаются не только в среде турко-месхетинской диаспоры) — единственное, что позволит разрядить взрывоопасную обстановку в Крымском районе — добровольное переселение незаконно проживающих людей в места, в свое время отведенные правительством России. Альтернативы, похоже, искать не надо».[12]

А это выступления в СМИ государственных чиновников 1997-1998 гг.:

Турецкий марш на Кубани звучит все сильнее[13]

Депутат заявляет о проблеме

Постоянный интерес со стороны практически всех наших соседей к богатствам России создавал на рубежах Отчизны сложную и напряженную обстановку. Приграничные территории довольно четко ощущали это. Происходила и происходит проверка на прочность безопасности нашего государства. Это и контрабандное перемещение через границу оружия, наркотиков, расширение масштабов деятельности организованных преступных группировок, провоцирование различного рода конфликтов, предъявление территориальных претензий и т.д.

Спецслужбы иностранных государств активизируют деятельность, направленную на разжигание национальной розни, антирусских настроений.

Наиболее сложная в оперативном плане обстановка в Северо-Кавказском регионе.

Одним из факторов, усложняющих ситуацию в пограничном районе России — Краснодарском крае, является миграция, большей частью незаконная. Кубань переполнена представителями различных наций и народностей, проживавших на просторах бывшего СССР. Правдами и неправдами они стремятся обосноваться здесь. В большинстве случаев мигранты вынуждены покинуть прежнее место жительства, причем порой это не связано с региональными конфликтами, а скорее возникают споры на бытовой почве или проявляется групповой эгоизм, вследствие которого местное население отвергает таких соседей.

Возникает естественный вопрос: почему Краснодарский край, являющийся южным пограничным форпостом России, стал так притягателен для огромной массы мигрантов?

Частично это оправдано наличием родственных связей. Но только частично. Когда же таких связей нет, тогда используют другие формы и методы для того, чтобы оказаться в благодатном южном крае. Часто на Кубань переселяются национальные группы, представляющие народ, никогда ранее в крае не проживавший, чуждый местному населению по духу, культуре, вере. Напрашивается вывод, что кому-то выгодно в пограничном районе постоянно провоцировать конфликтные ситуации.

Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть этот вопрос на примере одного народа — турок-месхетинцев.

До 1944 года они проживали в Грузии, к югу от Месхетинского хребта. Говорят на турецком языке, по вероисповеданию — мусульмане. Появились в Грузии во времена Османской империи, когда Грузия была частично под властью турок.

В 1944 году по приказу народного комиссариата НКВД СССР они были выселены из пограничной территории вместе с курдами и хемшилами как «неблагонадежный элемент» в Среднюю Азию.

В 1989 году местное население Узбекистана изгнало турок-месхетинцев со своей территории. В числе причин, повлиявших на такое решение, называются нежелание турок-месхетинцев заниматься общественно-полезным трудом, неприятие и несоблюдение местных законов, писаных и неписаных, незаконная торговля, в том числе и наркотиками.

Большая часть мигрантов переехала на жительство в Краснодарский край, хотя места для их размещения были определены в Белгородской, Курской, Саратовской, Тульской и других областях России.

Размещались турки довольно часто в домах, принадлежавших до этого крымским татарам, выехавшим в Крым.

Поселились турки-месхетинцы в Краснодарском крае незаконно, в прописке им было отказано по следующим причинам: во-первых, из-за отсутствия оснований, во-вторых, вследствие постановления Совета Министров СССР «Об ограничении прописки граждан в некоторых населенных пунктах Крымской области и Краснодарского края».

Наиболее заселенными турками оказались районы: Крымский, где проживают 8513 человек, Абинский — 1710 человек и Апшеронский — 1748 человек.

Турки-месхетинцы проживают замкнутой общиной, заключают браки только с людьми своей национальности. Местные законы общественной жизни практически полностью игнорируют. Из-за этого в местах их проживания обстановка сложилась крайне напряженная.

Особую тревогу вызывает рост правонарушений в крае. Количество преступлений, совершаемых турками-месхетинцами, по сравнению с 1994 годом, возросло вдвое. Среди них убийства, изнасилования, нанесение тяжких телесных повреждений, хранение и сбыт наркотиков, хранение оружия, кража личного имущества, хулиганство.

Особенно критическая обстановка сложилась в Крымском районе. Так, М.Х. Юнусов изнасиловал несовершеннолетнюю девочку, Д.Х. Сафаров с группой соплеменников изнасиловали женщину, Джемилов и Алиев в извращенной форме издевались над малолетними мальчиками... Постоянно звучат всяческие угрозы в адрес лиц другой национальности. Словом, ситуация накалилась до предела. Турки планомерно внедряются на нашу территорию. В школах из-за большого притока турецких детей вынуждены открывать дополнительные классы (средняя школа № 43, п. Холмский Абинского района). Эти ребята практически не знают русского языка, а их родители уже выдвигают требования о преподавании в школах турецкого языка. Одновременно они требуют открытия мечетей и других культовых сооружений. Большинство нигде не работают, занимаются скупкой-продажей, налоги не платят, однако наравне с местными жителями, вернее за их счет, лечатся в наших больницах, учат детей в школах, пользуются нашим транспортом.

Зарегистрированы по месту жительства только 2147 человек, остальные имеют временную регистрацию по месту пребывания или не зарегистрированы вообще.

Сегодня турки сознательно ведут дело к открытому противостоянию. Если 5–6 лет назад они на сходах граждан просили принять их и временно разместить, при этом клятвенно заверяя в том, что будут соблюдать местные обычаи и традиции, то сейчас ситуация резко изменилась. Турки открыто перешли к тактике запугивания, угроз, несоблюдения законов.

Такое поведение провоцируется теми, кто стоит за их спинами, кто умело дирижирует экстремистски настроенными турками, кто довольно продуманно осуществил акцию с их прибытием в край и нагнетает напряженность.

Сначала турки заявляли о том, что в крае они являются транзитными пассажирами и последуют дальше на историческую родину — в Турцию или Грузию. Договоренности такого порядка существовали. Однако сейчас положение изменилось. В настоящее время ни Грузия, ни Турция, официально декларируя готовность принять турок-месхетинцев в ближайшие несколько лет, не планируют их реальный прием. Работа межведомственной комиссии правительства Российской Федерации по решению проблем этого народа, проживающего в Российской Федерации, практически прекратилась.

В ходе переговоров с турками выяснилось, что 95 семей желают выехать в Турцию и требуют оплатить им расходы, связанные с выездом и оформлением документов. Однако их желание не подтверждено готовностью турецкой стороны. И поэтому нет уверенности в том, что, съездив в Турцию за счет России, они не вернутся назад.

Последние обращения краевой администрации к федеральным органам власти по данной проблеме не имели результата — ответ МИДа Российской Федерации лишь констатирует озабоченность Министерства сложившейся ситуацией. Нас уверяют, что перед правительством Республики Грузия постоянно ставится этот вопрос. Но, к сожалению, он не решается.