Смекни!
smekni.com

Роль СМИ в формировании общественного мнения (стр. 6 из 17)

Что можно сказать о данной публикации? Тон ее не выглядит агрессивным, каких бы то ни было призывов, на первый взгляд, она не содержит, даже присутствует легкая ирония автора по отношению к властям. Но в статье не чувствуется и неодобрения действий краснодарского руководства.

Публикация мягко начинается со статистических данных: ненавязчиво приводятся цифры, конкретный источник которых неуказан. Тут же, как бы между прочим, называется стоимость прописки в г. Сочи. Т.е. с самого начала автор подводит аудиторию к размышлениям такого рода: «А, собственно, почему на моей земле такое ошеломляющее количество пришлых ребят, если так будет продолжаться и дальше, то и мне места не останется, а они, заплатив за прописку $2000 (денег-то у этих буратин куры не клюют) будут чувствовать себя хозяевами». Далее, описывая происходящее на совещании в Абинске, автор дает в скобках свои короткие комментарии, которые скорее похожи на тявканье из-за угла, нежели на серьезное возмущение действиями властей. И автор отнюдь не возмущен этими действиями, он даже назвал их «благими намерениями». Его, в большей степени, беспокоит вопрос выполнения принятых 18 марта решений и хватит ли у властей сил на претворение этих решений в жизнь. Тут же высказывается опасение, что «гости» (как выразился автор) могут дать отпор, «который больно аукнется простым кубанцам», что можно расценить как подготовку сознания славянской части коренного населения Кубани к возможной межэтнической войне. Таким образом, статья, не содержащая на первый взгляд никаких призывов, несет в себе скрытую угрозу, так как наталкивает аудиторию на определенные раздумья и колебания. А это можно назвать первым шагом в формировании у каждого гражданина своей позиции, которая, слившись с подобными ей, вырастает в какую-то общую позицию или в общественное мнение.

Рассмотрим следующий материал:

РТР, Вести Недели, выпуск от 7 апреля 2002 года

Кубань: Власть борется с нелегальными мигрантами

Константин Семин (репортаж)

С 3-го апреля на Кубани начинает действовать постановление Законодательного собрания по «усилению миграционного контроля». Документ принят по инициативе преемника Николая Кондратенко на посту губернатора Александра Ткачева. Постановлением предусмотрено создание «депортационных пунктов» и конвойных подразделений для высылки из края незаконных мигрантов. Это решение разделило край на горячих сторонников и не менее горячих противников.

Трибуны ревут. Краснодарская «Кубань» принимает футбольную команду из Смоленска. Обе играют лишь в первом дивизионе, но ажиотаж велик, заранее ясно – гостям придется нелегко. Матч открывает губернатор Ткачев. Широким шагом он проходит мимо раздевалок, и над всем стадионом разносится: «Вместе с Кубанью – вперед, к победам. Ура!!!»

Губернатор молод и популярен. Причем не только у тех, кто на стадионе, но и у тех, кто снаружи. Подростки пришли сюда не из-за футбола. Они ждут окончания встречи, у них свое приветствие. Решение краевой администрации выселить с Кубани всех нелегальных мигрантов бритоголовые воспринимают почти с восторгом. Семнадцатилетние скинхеды видят для этого достаточно причин: «Наркотиками торгуют, русских девушек обижают. Сколько раз видел – идет русская девушка, они к ней пристают. Мы за Россию идем, мы хотим, чтобы она была чистая, белая, русская».

Александр Ткачев говорит, что против фашизма и не допустит в крае произвола. Однако он призывает не смешивать межнациональную рознь с проблемой миграции. По данным губернатора, Краснодарскому краю – одному из самых густонаселенных в России – сегодня угрожает демографическая революция. Численность иностранных граждан – преимущественно армян, курдов, турок – растет на Кубани такими темпами, что в недалеком будущем русские могут оказаться здесь в меньшинстве. По словам губернатора, приезжие не поддаются ассимиляции, не желают учить русский язык, промышляют исключительно торговлей, а нередко – воровством или распространением наркотиков. Этих людей, как правило, привлекают причерноморские районы. Так, уже сегодня ровно треть жителей Сочи – армяне по национальности, а всего армян в крае – около миллиона, заключает Ткачев. «Вы хотели бы, чтобы через двадцать лет вашей дочери или сыну сказали – хватит, дорогая моя, пожили и вперед? Проваливайте отсюда. Вспомните историю Югославии».

Чтобы край не превратился в Косово, законодательное собрание издает специальное постановление. В соответствии с ним, каждого задержанного нелегала власти обещают сначала оштрафовать, а потом отправить на родину – самолетом, автобусом или поездом. Губернатор Ткачев готов даже купить им билеты на бюджетные деньги. «Весь мир так действует», – отмечает губернатор.

Ожидать отправки задержанные будут в центрах временного содержания. В народе их тут же окрестили фильтрационными лагерями. Ни одного такого центра до сих пор не создано. Но уже сейчас ясно, что пустовать они не будут.

Совместный милицейско-казачий патруль выезжает на поиски нелегалов. Впереди – Светлана Бибик, начальник паспортно-визовой службы поселка Абинск. В одном из домов живет армянская семья. Несколько лет назад дом был продан гражданином Добробабой гражданину Хачатуряну. Впрочем, оба они к нынешним обитателям жилища никакого отношения не имеют. У брата и сестры нет не только документов на дом, но и временной регистрации. Участковый инспектор обнаруживает в саду незарегистрированное ружье и убитого воробья. Это не от голода, объясняет хозяин. И действительно – к дому примыкают пять больших теплиц. Светлана Бибик неумолима. Она предупреждает жильцов дома о выселении.

Рейд заканчивается на заброшенной свиноферме. Казаки говорят, что здесь в полуразрушенных корпусах поселились шестеро турок-месхетинцев. Патруль находит только следы присутствия человека. Турки-месхетинцы – это не совсем мигранты. Их родина – Грузия, откуда в конце войны по решению Берии они были вывезены в Узбекистан. В 89-м году, после ферганских событий, советское правительство вновь переселило их – из Узбекистана в Россию. Но с тех пор гражданство турки так и не получили. Зато появились проблемы с местным населением. Казаки обвиняют месхетинцев в торговле наркотиками, спекуляциях на рынке и в совершении других, нетрадиционных для Кубани преступлений. По словам атамана Крымского казачьего войска Николая Беркута, «они не только девушек насилуют, но и парней, и даже стариков».

Месхетинцы все отрицают. Как заявил заместитель председателя краевого общества «Ватан» Бигзада Мамадалиев, «насилие порождает зло и ненависть. По статистике, среди турок должна быть самая высокая преступность. Но по данным ГУВД, это не так».

Сами турки считают все выпады властей расовой дискриминацией. Некоторые из них готовы вернуться в Грузию или Турцию. Но таких явное меньшинство. Остальные требуют российского гражданства.

В России шестнадцатилетний Нариман Кадиров начал заниматься дзюдо. Но участвовать в соревнованиях без паспорта он не может: «Я уже объездил полстраны – в Питере, в Москве был. Но без паспорта нельзя бороться. Вот на Украину ездил – чуть метрику не отобрали».

Сейчас турок в крае – около 30-ти тысяч. В некоторых школах больше 90 процентов учеников – месхетинцы. Маленьких семей здесь не бывает. Русские же родители не всегда готовы даже иметь двоих детей. Так что будущее района можно предсказывать по журналу, хранящемуся в единственном на всю округу родильном доме. Как сообщила главврач Варенниковской районной больницы Ирина Кузнецова, «если в месяц тридцать родов, то десять приходится на турок».

Турки говорят, что будут защищать себя, если завтра их начнут грузить в автобусы. Казаки уверены, что для выдворения соседей им хватит нескольких дней. А накануне губернатор Ткачев заявил, что власти будут действовать только в соответствии с федеральным законодательством. Вот только закона о миграции в России до сих пор нет.

Начнется ли на Кубани великое выселение народов или же все останется по-прежнему, совершенно непонятно. Тем временем в крае все более популярным становится несмешной анекдот про то, как американские конгрессмены отправились в индейскую резервацию, чтобы спросить у местного вождя о будущем Соединенных Штатов. Индеец долго смотрел на бледнолицых, а потом сказал: «займитесь миграцией. В свое время мы проморгали эту проблему…».

Попробуем проанализировать этот репортаж.

В первом абзаце автор ставит в известность телезрителей о факте вступления в силу на Кубани решения ЗСК «по усилению миграционного контроля», явно проводя историческую параллель решения вопроса миграции в Краснодарском крае, называя Ткачева преемником Кондратенко. В последнем предложении абзаца автор ненавязчиво разделяет общество на два противостоящих лагеря, подтверждая уже наличие самого противостояния и приглашая остальную аудиторию примкнуть либо к тем, либо к другим. Вроде бы ничего страшного в этом нет: каким бы ни было решение – у него всегда есть противники и сторонники. Но что же происходит дальше? Следуя логике повествования, автор обязан рассмотреть и ту, и другую позицию, придерживаясь при этом нейтралитета. На первый взгляд, он так и поступает. Но при более пристальном рассмотрении явно прослеживается применение PR-технологий, с целью склонить славянскую часть аудитории к поддержке сомнительных решений властей Краснодарского края, и наоборот, возбудить враждебность у представителей других национальностей. И это транслируется на территории многонациональной России, где принципы толерантности являются основой сохранения государственности…

Чтобы не быть голословными, обратимся к тексту:

«Трибуны ревут», «…заранее ясно, что гостям придется нелегко» — не сразу поймешь, что речь идет вовсе не о футбольной команде...

Далее «молодой и популярный» губернатор «широким шагом» под крики «Вместе с Кубанью – вперед к победам. Ура!!!» выходит на стадион. Он «против фашизма и не допустит произвола», но очень популярен среди семнадцатилетних скинхедов(?). И тут же можно проследить перекличку между репликами скинхедов и губернатора: