Смекни!
smekni.com

Роль СМИ в формировании общественного мнения (стр. 4 из 17)

(Краснодарское радио. 19 марта 1998 г.)

«...Мы будем всеми силами способствовать, помогая народу обрести свое благополучие, свое место проживания найти. Надо еще учитывать, что в России еще старое правительство советское определило шесть регионов России, куда турки-месхетинцы должны были ехать. Мы в списках не были, но они поехали к нам. Вы видите, что гонят отовсюду. Я МИДу задавал вопрос: «Вы что, не видели русофобскую политику? Почему поддерживали, почему молчали?» Русских гнали из Прибалтики, их гнали из Закавказья, их гнали из Средней Азии, из гнали из Казахстана, из Балкарии. Почему все молчали? Почему демократические СМИ заткнули себе рот, как будто это — не нация, как будто нет прав человека. Почему стыдно стало говорить, что я — русский? А мы — русские все-таки. Но когда подымемся, то это уже от нужды, потом мир содрогнется от этого. Нельзя же так с любым народом обращаться. Его гнали без крова, без средств на существование, без помощи, без покровительства. Что это, если не геноцид открытый и откровенный. Конечно, это та же судьба, если хотите знать, что и судьба турок-месхетинцев. Но сколько можем, мы здесь оказываем помощь».

(Радиостанция «Кубань». 20 марта 1998 г.)

Можно составить очень длинный список тех противозаконных действий в отношении турок-месхетинцев, которые исходили и продолжают исходить на протяжении вот уже более 12 лет, как от краевых властей разного уровня, так и от местного населения, подогреваемого громкими публикациями СМИ. Ведь последние удосуживаются акцентировать внимание только на правонарушениях со стороны самих турок, справедливости ради надо заметить, что, конечно, такие случаи имеют место. Но то, что турки с 1990 г. периодически подвергаются насилию и угрозам насильственных действий, СМИ, за очень редким исключением, почему-то не комментируют. В начале 90-х зафиксировано четыре сравнительно крупных инцидента подобного рода:

В ноябре 1991 г. ночью неизвестными были разгромлены пять месхетинских домов в поселке Холмском Абинского района.

Зимой 1991–1992 гг. более тридцати месхетинских семей под мощным давлением, инициированны председателем Киевского сельсовета, вынужденно покинули село Экономическое Крымского района.

26 марта 1994 г. группой казаков из Крымска были избиты несколько турок на хуторе Школьном Крымского района.

12 ноября 1995 г. большой группой казаков, относящихся к Всекубанскому казачьему войску, был проведен фактический погром на хуторе Армянском (Табаксовхоз) Крымского района, 15 человек были выпороты плетьми.

В последующие годы было отмечено немало других агрессивных вылазок, направленных против турок и других нацменьшинств. Власти во всех случаях отказываются защищать пострадавших и преследовать виновных в инцидентах. Самым ярким примером являются события, произошедшие в Крымске в апреле 2000 года:

Семья турок-месхетинцев Раджабовых стала жертвой нападения группы казаков 11 апреля 2000 г. в г. Крымске. Несколькими днями раньше, 7 апреля около 12 ночи в дом Бахтияра Раджабова по ул. Коммунаров 15 проникли, выбив окно и входную дверь, местные жители В. Василенко и К. Кашапиди, находившиеся в состоянии сильного алкогольного опьянения. Сокрушая все, что попадалось под руку и грязно ругаясь, они избили хозяина. На шум сбежались соседи и общими усилиями выдворили пьяных погромщиков из дома. На следующий день к Раджабовым обратился отец одного из нападавших с просьбой не сообщать о ночном инциденте в милицию, т. к. сын состоит там на учете; кроме того, от их имени он принес извинения за ночной инцидент. Одновременно родственники нападавших пожаловались казакам, что те пострадали от рук турок-месхетинцев настолько, что были вынуждены обратиться за медицинской помощью.

11 апреля около 17 часов группа из 50 казаков, оснащенная рациями, видеокамерами и резиновыми дубинками, во главе с атаманом Таманского отдела Кубанского казачьего войска И. Безуглым и атаманом г. Крымска Г. Беркутом подъехала на машинах к дому Раджабовых. Казаки провели своеобразный митинг, в ходе которого требовали, чтобы турки покинули пределы края, т.к. «лицам турецкой национальности не место на нашей священной земле» (Г. Беркут). Н. Коваленко из станицы Варениковской призвал немедленно выселить турок и «половину ментуры» (т.е. милиционеров, которые, на взгляд казаков, недостаточно активно борются с турками) – в Турцию. И. Безуглый: «Здесь избили русского и грека. А кто избил? – лица турецкой национальности. ... Вам на нашей земле делать нечего. После того, что вы сделали с нашими соотечественниками, вы здесь жить не будете. ... Если не будут правоохранительные органы вами заниматься, мы будем сами вас вышибать». После чего казаки от слов перешли к делу и напали на Раджабовых, тщетно пытавшихся им объяснить, что сами стали жертвой ночного вторжения пьяных хулиганов. Сильней других был избит Бахтияр Раджабов, получивший серьезные повреждения внутренних органов. Избиты и другие члены семьи: его отец, Исрафил Раджабов, инвалид войны, его больная мать, двое братьев и сестра.

После избиения Раджабовых казаки во главе с И. Безуглым предъявили туркам, проживающим на ул. Коммунаров, ультиматум – в течение 24 часов покинуть пределы Крымского района под угрозой физической расправы.

Вызванная соседями милиция прибыла на место инцидента только после отъезда казаков.

Раджабовы и их соседи обратились с жалобой на действия казаков к прокурору г. Крымска Н. Слепичеву, а активисты общества «Ватан», опасаясь, что на районном уровне эти действия не получат адекватной оценки, просили начальника ГУВД Краснодарского края А. Сапрунова о расследовании данного дела силами краевого следственного управления.

Районные СМИ, финансируемые администрацией Крымска, в т.ч. местное телевидение, активно подхватили тему, представляя инцидент как неспровоцированную агрессию со стороны «обнаглевшей семьи не званых на Кубань «гостей» (газета «Электрон», 10.4.2000 г.)

Но почему СМИ всегда придерживались и продолжают придерживаться односторонней позиции в отношении турок-месхетинцев, целиком находясь на стороне властей? В общем-то, понятно почему. Но это уже совсем другая тема. Мы же преследуем в данной работе несколько иные цели. А насколько честны те или иные представители СМИ перед аудиторией и, прежде всего, перед самими собой – это вопрос к их совести и профессиональному долгу.