Смекни!
smekni.com

Валютный рынок и валютные операции в России (стр. 3 из 21)

Возможности, которые получили коммерческие банки в проведении операций на валютном рынке в тот период, значительно превысили возможности государства в проведении взвешенной валютно-финансовой и денежно-кредитной политики. В результате операции на валютном рынке во все большей степени приобретали спекулятивный характер, а формирующийся на рынке валютный курс рубля все сильнее расходился с реальным положением дел в экономике. Завышенный валютный курс рубля в сочетании со спекулятивными операциями стимулировал бегство капитала из страны и долларизацию.

Первое серьезное потрясение валютный рынок испытал в октябре 1994 г. ("черный вторник"). И хотя основной причиной резкого роста курса доллара стала несбалансированная макроэкономическая политика, приведшая к значительной денежной эмиссии, немаловажную роль в обвальном обесценении рубля сыграли спекулятивные операции коммерческих банков на валютном рынке.

Вторым потрясением стали события в августе 1995 г., вызванные кризисом на межбанковском рынке. Причина та же - спекуляции коммерческих банков на валютном рынке. Заявление Правительства и Банка России о проведении политики валютного коридора разошлось с курсовыми ожиданиями коммерческих банков, которые играли на повышение курса доллара. Потери по форвардным контрактам банков стали одной из причин многочисленных банкротств. Именно тогда события на валютном рынке показали, насколько опасной для судьбы банков могут стать спекуляции на рынке.

Должных выводов из этих событий банки не сделали. Банк России тоже не принял необходимых мер, поскольку считалось, что такие ограничения идут вразрез с либерализацией рынка. Масштабы же спекулятивных операций банков продолжали нарастать вплоть до августа 1998 г. Импульс им придал рост объемов операций на рынке государственных ценных бумаг, возможность игры на разнице доходности различных инструментов финансового рынка и допуск нерезидентов на рынок государственных ценных бумаг.

После финансового кризиса пересмотреть свою валютную политику на рынке Банк России заставила крайне тяжелая ситуация, которая сложилась после августовского финансового кризиса. Объемы операций на ММВБ упали до 30 млн. дол. в день. На межбанковском рынке операции с валютой не проводились: банки не доверяли друг другу. Колебания курса от одной торговой сессии до другой составляли от 9 до 18 руб., что объясняется резким сокращением предложения валюты на рынке. Экспортеры и импортеры теряли ориентацию в своей внешнеэкономической деятельности. Экспортеры отказывались переводить валютную выручку из-за ненадежности российских банков. Банки же не желали продавать валюту, опасаясь дальнейшего падения курса рубля.

Критическая ситуация на рынке потребовала от Центрального банка жестких и неординарных действий. Прежде всего Банк России отступил от политики либерализации, приняв целый ряд мер по ужесточению контроля за операциями на рынке.

Во-первых, Банк России пошел на девальвацию рубля, отказавшись от валютного коридора.

После трехкратного снижения курса рубля изменилось соотношение между текущим курсом рубля на валютном рынке и реальным - паритетом покупательной способности. Текущий курс рубля на валютном рынке понизился в большей степени, чем снизилась его покупательная способность на внутреннем рынке. Благодаря девальвации изменились условия торговли - соотношение экспортных и импортных цен. Внешнеторговые операции стали более выгодны для экспортеров и менее выгодны для импортеров. В итоге суммарное положительное сальдо торгового баланса со странами дальнего зарубежья за восемь месяцев 1999 г. достигло 18, 4 млрд. дол. по сравнению с 4, 5 млрд. дол. за тот же период 1998 г.[5] Снижение объема импорта стимулировало производство отечественных товаров.

Сохранению конкурентных преимуществ отечественных производств способствовала сбалансированная финансовая политика Правительства и жесткая денежно-кредитная политика Банка России. За девять месяцев 1999г., денежная масса выросла на 34, 7%, а внутренние цены - на 32.4% В реальном выражении роста денежной массы не было, а следовательно, не было монетарных стимулов инфляции.[6]

Рис. 3 Отношение текущего курса рубля к паритету покупательной способности с мая 1998 г по октябрь 1999 г

Во-вторых, на протяжении сентября 1998 г. - июня 1999 г. Банк России ввел более десятка ограничений на операции, связанные с валютными операциями коммерческих банков. Так, 16 сентября 1998 г. введено требование обязательной продажи 50%-ной экспортной валютной выручки только на межбанковских валютных биржах. До этого экспортеры могли продавать установленную часть валютной выручки как на межбанковском рынке, так и на биржевом. Цель введенного требования состояла в том, чтобы ужесточить контроль за продажей экспортной валютной выручки в силу того, что на биржевом рынке есть возможность проконтролировать факт продажи установленной экспортной выручки.

23 сентября 1998 г. вступило в силу требование Банка России, согласно которому величина операционной позиции в разрезе каждой иностранной валюты против российских рублей по конверсионным операциям за каждый операционный день должна быть отрицательной или равной нулю. Фактически коммерческие банки не могли купить в течение операционного дня больше валюты, чем они ее продали в течение того же дня за счет собственных средств. Введенное требование вызвало недовольство банков, которые были лишены возможности формировать длинные позиции по валюте с целью ее продажи по более высокому курсу. Однако ограничение спекулятивных возможностей коммерческих банков уменьшило колебания курса доллара и создало предпосылки для его последующей стабилизации.

6 октября 1998 г. торговая сессия на валютных биржах была разделена на специальную и дневную. На специальной торговой сессии банки могли проводить операции по купле-продаже валюты только по поручению клиентов - экспортеров и импортеров. Поскольку торговый баланс России после девальвации рубля складывался с активным сальдо, то на специальной торговой сессии предложение валюты превышало спрос. Банк России получил возможность покупать "излишек" валюты для обслуживания внешнего долга и пополнения своих резервов. Участвовать же в операциях на валютном рынке за счет собственных средств банки могли только на дневных торговых сессиях.

После разделения торговых сессий на биржевом рынке на специальную и дневную Банк России принял ряд положений, способствующих увеличению предложения валюты и ограничивающих покупку на специальных сессиях. 12 ноября 1998 г. покупка валюты на специальных торговых сессиях разрешалась только для оплаты импорта товаров. 31 декабря 1998 г. норматив обязательной продажи экспортной выручки увеличен с 50 до 75%. 22 марта 1999 г. введено требование предварительного депонирования рублевых средств при импорте товаров. 7 апреля 1999 г. запрещена покупка валюты на специальных торговых сессиях в целях выплат в иностранной валюте физическим лицам (резидентам и нерезидентам) по вкладам (счетам), открытым в уполномоченных банках.

Предпринятые после финансового кризиса Банком России меры по восстановлению валютного рынка вызвали недовольство не только коммерческих банков, чьи возможности по проведению спекулятивных операций на рынке были значительно ограничены, но и Международного Валютного Фонда. В двух торговых сессиях он увидел опасность образования множественных валютных курсов и отступление от принципов либерализации валютного рынка. Насколько реальной была такая угроза, сказать сложно. Разрыв между курсами двух торговых сессий был незначительным, составляя, как правило, менее 1%. Банк России следил за тем, чтобы разрыв не увеличивался. Лишь в периоды нестабильности разрыв временно достигал 3%.

Действия Банка России после финансового кризиса августа 1998 г. оцениваются по-разному его участниками. Тем не менее нельзя не признать, что в этот период были решены первоочередные задачи, связанные с восстановлением валютного рынка:

обеспечено относительное равновесие спроса и предложения на валютном рынке и устранена угроза неконтролируемых изменений курса рубля. За девять месяцев 1999 г. курс доллара на валютном рынке повысился, по расчетам автора, на 25% при инфляции в 32, 4%. Тот факт, что рост курса доллара отставал от роста внутренних цен, свидетельствовал об относительной нормализации положения на валютном рынке;

созданы условия для поддержания уровня валютных резервов и мобилизации валютных средств для обслуживания внешнего долга. Золотовалютные резервы Банка России на 1 октября 1999 г. составили 11, 2 млрд. долларов (12, 2 млрд. дол. на 1 января 1999 г.). За восемь месяцев 1999 г. нетто-покупка валюты Центральным банком на валютном рынке (без учета операций с Минфином России) составила около 3 млрд. долларов (Благодаря взвешенной политике Банка России удалось сохранить золотовалютные резервы практически на уровне начала года, несмотря на то, что за счет них в течение первых трех кварталов 1999 г. были профинансированы выплаты по внешнему государственному долгу в размере 4, 4 млрд. дол.) охранению конкурентных преимуществ отечественных производств способствовала сбалансированная финансовая политика Правительства и жесткая денежно-кредитная политика Банка России. За девять месяцев 1999 г., денежная масса выросла на 34, 7%, а внутренние цены - на 32.4% В реальном выражении роста денежной массы не было, а следовательно, не было монетарных стимулов инфляции.[7];

усилена роль валютного рынка в обслуживании внешнеторговых связей. В настоящее время около 60% операций на биржевом валютном рынке непосредственно связаны с обслуживанием операций по экспорту и импорту;