Смекни!
smekni.com

Экономика Киевской Руси (стр. 11 из 16)

Число феодалов увеличилось многократно. Теперь уже большинство крестьян попадают в феодальную зависимость. К концу XVI в. в центре Русского государства не осталось «черных» земель и черносошных крестьян. «Черные» земли остались только на окраинах – на севере, в приморье, на юге и на востоке, где шла колонизация.

Дворянин обычно имел немного крестьян. В среднем на московского дворянина приходилось 24 крестьянина. Естественно, что мера эксплуатации крестьян здесь была значительно больше, чем у боярина, владевшего многими деревнями. Нужно учитывать, что если дворянину полагалось поместье, то это не значит, что он его непременно получал. Нередко он должен был сам искать землю, и был доволен, закрепляя за собой пустоши, брошенные деревни на «черных» землях.

Увеличение ренты было столь значительным, что крестьяне стали разоряться и массами уходить от помещиков.

Садясь на землю помещика, крестьянин заключал с ним «порядную грамоту» (от слова «ряд» - договор): крестьянин обязывался за пользование землей феодала нести феодальные повинности, обычно в виде оброка. Это были феодальные отношения, но феодальная зависимость была добровольной, основанной на договоре.

Идя навстречу желаниям помещиков, правительство в конце XVI в. делает первый шаг по пути закрепощения крестьян. В 1581 г. впервые устанавливаются «заповедные годы» - годы временного запрещения крестьянского выхода. Это значит, что на определенный срок (5 лет) устанавливается крепостное право.

Переход к поместью привел к резкому упадку сельского хозяйства в конце 16 в. вдвое сокращается средняя запашка крестьянского двора. Происходит запустение деревень. В центральных районах больше половины деревень превратилось в «пустоши» - деревни без жителей. Жители этих деревень разбежались на окраины страны, на «черные» земли – на север, на Урал, в южные степи – туда, где еще не было помещиков.

Этапы закрепощение крестьян.

Итак, к началу XVII в. основная часть крестьянства находилась в зависимости от феодалов, но официально крепостного права еще не было. И лишь ряд обстоятельств приводит к юридическому установлению крепостного права.

Главной предпосылкой этого был процесс, который принято называть «вторым изданием крепостничества». Он происходил не только в Германии, но и в других странах восточной Европы.

В результате втягивания сельского хозяйства в рыночные отношения в странах Западной Европы происходила ликвидация крепостного права и коммутации, т.е. вся феодальная рента переводилась на деньги. В странах восточной Европы, в том числе и в России, эта же причина вела к установлению или усилению крепостного права. К этому времени в Западной Европе власть феодалов была подорвана «революцией цен» и развитием буржуазных отношений, поэтому в рыночные отношения втягивались крестьяне. В России же власть феодалов не была подорвана ни «революцией цен», ни развитием буржуазных отношений, поэтому в торговлю здесь втягивались сами феодалы. Но для продажи требовалось больше продукции, чем для собственного потребления, поэтому феодалы расширяли свою запашку, а, следовательно, и барщину, ибо поле господина обрабатывалось барщинным трудом крестьян. Поэтому развитие рыночных отношений и привело в России к официальному установлению крепостного права.

Способствовали установлению крепостничества и другие обстоятельства.

Хозяйственная разруха начала XVII в. была продолжением хозяйственного упадка конца XVI в., но теперь она усилилась в результате смуты и польско-шведской интервенции. Центральные районы пришли в такой упадок, что в ряде уезде было заброшено 95% пашни. Только 5% пашни по-прежнему засевалось, остальная, по свидетельству источников, «лесом поросла в кол в жердь, и в дерево». Опустели не только деревни, но и многие города. В Можайском уезде было пустых дворов 478, населенных крестьянами – 17, в Орловском из 752 крестьянских дворов осталось 51, а из 5875 четвертей пашни – 43 четверти.

Чтобы спастись от голодной смерти, крестьяне просили помощи у феодалов в форме ссуды, а за это подписывали кабальные грамоты, превращавшие их в крепостных. Если раньше крестьянин платил феодалу оброк – плату за пользование землей, то, подписывая кабальную грамоту, он обязывался выполнить барщину. Барщина была следствием долгового закабаления крестьян. Но барщина, в отличие от оброка, требует крепостной зависимости. И в кабальных грамотах обычной становится формула «крестьянской крепости»: крестьянин обязуется «за государем своим жить во крестьянех по свой живот безвыходно». Естественно, для закабаленных крестьян уже не существовало права крестьянского выхода.

Сближение вотчины и поместья. После смуты на престол был избран первый царь новой династии – Михаил Романов. В первые же годы, чтобы отблагодарить тех, кто помог избранию, и завоевать расположения других, царь раздал много земель. Земли раздавались не в поместья, что было бы платой за службу, а вотчины, в наследственную собственность. А чтобы привлечь на свою сторону рядовых дворян, «выслуженные» поместье закреплялось за ними тоже в наследственную собственность. Поместье считалось «выслуженным», если уже несколько поколений его владельцев продолжало службу.

Таким образом, вотчина и поместье сблизились по своему юридическому статусу. Сглаживались и разница между боярами и дворянами. Сословие феодалов консолидировалось и обособлялось от других слоев общества. Естественно, и усиливалась и их власть над крестьянами.

Существенное влияние на оформление крепостничества оказал и институт холопства. Именно холопы обычно работали при дворе феодала – конюхами, поварами, плотниками, приказчиками. А приказчик. Естественно, занимал более высокое положение, чем крестьянин. Царские холопы иногда и получали поместья за свою службу. Пашенные холопы вели свое хозяйство и работали на господской пашне, выполняя барщину. Но те холопы, которые жили в деревнях, все больше сливались с крестьянами, и закон часто уже не делал разницы между холопами и крестьянами. В конечном итоге, эти две группы населения слились в одну – крепостных крестьян.

В 1649 г. «соборным уложением», т.е. законодательным актом высшего законодательного органа России, Земского собора, было официально установлено крепостное право: зависимые от феодалов крестьяне становились их собственностью.

Крестьяне, конечно, сопротивлялись закрепощению. Среди форм этого сопротивления особенно массовый характер приобрело бегство крестьян от помещиков на окраины, на «черные земли». С этим бегством была связана единственная форма прогресса в сельском хозяйстве – рост посевных площадей путем крестьянской колонизации. Посевные площади в центре сокращались, а на окраинах росли. Прежде всего на южных окраинах.

Еще в середине XVI в. южная граница государства проходила по Оке. По линии границы пролегала «засечная черта»: между крепостями по лесам устраивались «засеки» - валы из подрубленных и поваленных друг на друга деревьев. Чтобы преодолеть такую засеку, надо было ее сжечь, а на столб, дыба собиралось русское войско.

В XVII в. русская граница ушла далеко на юг, дошла до степей. В эти степи, за границу, в «дикое поле», убегали от помещика крестьяне, распахивали пашню, устраивали деревни. Но граница шла за крестьянами, и новые беглецы убегали еще южнее. Их деревни, расположенные за границей, находились в постоянной опасности. В отличие от Западной Европы, городской воздух у нас не делал человека свободным, и ради свободы приходилось рисковать.

На Востоке шла колонизация Сибири и Урала. Правительство поощряло ее. К тому же для сибирских служилых и ратных людей требовался хлеб, а везти его из европейской части страны было слишком далеко и дорого. Поэтому отсюда беглых крестьян возвращать помещикам было не принято.

Семинар.

1. Особенности мануфактурного производства в России.

Наряду с новыми землевладельческими процессами в Московском государстве развивались ремесла, мелкотоварное производство, а также крупная промышленность мануфактурного типа. С наибольшей интенсивностью это развитие протекало в районе Волго-Окского междуречья, где с XVI-XVIIвв. формируется главный промышленный район российского государства – Промышленный центр. Ремесло здесь существовало и развивалось издавна, но в XVI-XVIIвв. растет число ремесленных специальностей: если в Киевской Руси их насчитывалось 40, то теперь – не менее 200, появляются специализированные промышленные центры, снабжающие своей продукцией всю страну. На этой основе происходит перерастание ремесла в мелкотоварное производство, работающее непосредственно на рынок. Из этой среды выделяется зажиточная верхушка – купцы-скупщики, занимающееся скупкой и перепродажей изделий мелкого производства.

В роли организаторов крупной промышленности выступали государственная казна и крупные феодалы-землевладельцы. Первая создавала предприятия для личного потребления царской семьи (Хамовный двор, Бархатный двор) и предприятия оборонного значения – Пушечный двор, Оружейные палаты, пороховые мельницы и др.

Рассмотрим особенности организации данных видов мануфактур на примере Хамовных (текстильных) дворов:

отсутствие четкой ремесленной специализации, выполнение хамовной повинности связывалось с владением в слободе двора и земельного участка;

население не было закрепощено; была возможность заниматься
торговлей и другими промыслами (предоставление льгот);

производство не было связано с рынком, носило убыточный ха­рактер, не выходило за рамки вотчинного хозяйства.

Хамовные дворы, являясь национальной формой организации ре­месла, претерпели эволюцию от уровня индивидуального производства на дому до становления замкнутого производства с попредметным раз­делением труда в специальном помещении, то есть от рассеянной до смешанной и централизованной мануфактуры.