Смекни!
smekni.com

Экономика Киевской Руси (стр. 5 из 16)

Португальцы посылали в Индийский океан одну эскадру за другой, и уже в начале XVI столетия создали первую постоянную колонию на Индостане – Гоа. Торговое значение этого фактора было огромно. Пришел конец вековой монополии арабов на поставки в Европу индийских и индонезийских товаров, пошатнулось значение северо-итальянских городов и стран Леванта.

Вначале португальские корабли и оружие имели мало преимуществ перед арабскими и индийскими. Но вскоре положение изменилось. Было обращено чрезвычайное внимание на усовершенствование судов и орудий, и вплоть до конца XVI в. Португалия считалась самой могущественной в мире морской державой.

Тем временем и испанцы не сидели сложа руки. В 1517 г. управление заморскими территориями, располагавшееся в Севилье, получило весьма заманчивое предложение, исходившее от опытного португальского морехода Фернандо Магеллана. Он располагал кармами, доказывавшими возможность достижения индии, плывя на запад и огибая южно-Американский материк. Этот весьма рискованные проект был одобрен, так как его реализация открывала возможность покончить с португальской монополией на торговлю с богатыми странами Азии. Осенью 1519 г. флотилия Магеллана, состоявшая из 5 кораблей, отправилась на юго-запад Атлантики, достигла входа в знаменитый пролив, названный именем ее предводителя, и, миновав его, направилась далее на северо-запад по просторам Тихого океана. Претерпев страшные лишения, голод и болезни, испанцы весной 1521 г. достигли Филиппинских островов, положив начало их испанской колонизации. Для Магеллана и его команды все это имело гибельные последствия – сам он был убит в битве с туземцами, на родину вернулся только один корабль, а из 239 человек команды осталось в живых только 21. Научные последствия плавания Магеллана огромны: была установлена замкнутость Мирового океана, открыт пролив в Американском материке и начало выясняться истинное значение гидросферы, занимающее 3/4 земной поверхности. Но в чисто хозяйственном плане и эта экспедиция разочаровала испанцев. Оказалось, что новый путь в Азию слишком труден и не годится для торговых операций.

Меж тем состоялись мероприятия, способные, наконец, удовлетворить алчность испанских конкистадоров. В 1515 г. начался поход Эрнана Кортеса на империю ацтеков, быстро решительно уничтожившего это государство. Колоссальные богатства в виде золота пи драгоценных камней, отнятые в храмах и у индейской знати, попали в руки испанцев и хлынули в Западную Европу. В 1524 г. отряды Франсиско Писсаро захватили Перу, где им удалось овладеть еще большими количествами драгоценных металлов. Эти грабежи имели огромное психологическое значение. Они привлекли в Америку массу авантюристов, которые в течение нескольких десятилетий обследовали и присоединили к испанским владениям огромные территории, простирающиеся от нынешней Калифорнии до южной оконечности континента (Ла-Плата).

Эти новые завоевания открыли, наконец, испанцам глаза на то, что они имеют перед собой доселе совершенно не исследованные и богаты континент. Каждая удачная экспедиция окупалась теперь сторицей. Правда, оказалось, что захваченное золото накоплено веками из бедных рудников. Зато вскоре были открыты и стали методично разрабатываться богатые залежи серебра. Одновременно испанцы разводят плантации по выращиванию сахара, кофе, табака, и впоследствии и хлопка.

Для работы на рудниках и плантациях поначалу привлекались аборигены, для чего даже была создана специальная система – «энкомьенда» (от испанского – доверять, поручать). Она представляла собой особую форму эксплуатации индейцев, которые формально оставались свободными, но передавались на «попечение» колонизаторам («энкомендеро») якобы для обращения их в христианскую веру. Жестокость некоторых их этих «попечителей» была потрясающей.

И все же неверным было бы полагать, что испанское завоевание обернулось для коренного населения только кошмаром. Необходимо иметь в виду, что к моменту прихода европейцев американские цивилизации находились в состоянии упадка и глубокого морального кризиса. В них царил культ жестокости, основная масса жителей была совершенно затерроризирована и лишена всяких свобод, подчинена мелочной регламентации во всех областях общественной и даже семейной жизни. Поэтому многие индейцы сначала восприняли конкистадоров как освободителей. И было немало испанцев, выступавших за справедливое отношение к туземцам, стремившихся дать им грамоту, приобщить к ценностями христианской культуры. Особенно успешно действовали в этом направлении некоторые служители церкви. Фигурой первой величины в этом ряду был епископ Бартоломе де Лас Касас – человек, предвосхитивший многое идеи гуманизма эпохи просвещения и даже XX в. В частности, по его инициативе стал реализовываться план распространения в Новом Свете европейских ремесел и методов земледелия. В 1533 г., через несколько лет после завоевания Мексики, он основал в этой стране первый в Западном полушарии университет. Но самым большим его достижением стало официальное уничтожение энкомьенды в 1542 г.

При таких противоречивых обстоятельствах начиналось хозяйственное освоение открытого испанцами материка. Но обратимся теперь к португальской колониальной империи. Ее создание мело для европейской и моровой экономики не меньшее значение. Диапазон португальской экспансии был необычайно широк: военно-торговые фактории этой страны растянулись этой страны растянулись вдоль всего океанского побережья Африки, располагались на Индостане и Индонезии, на многочисленных островах Атлантики и Индийского океана. Кроме того, португальцы принадлежала Бразилия, где, впрочем, характер колонизации не отличался от испанского. Больше того, он служил для испанцев своего рода эталоном, так как впервые «образцовые» латифундии, использовавшие труд невольников, были организованы лиссабонскими ростовщиками. Сначала они появились на острове Сан Томе близ Африки, а затем были перенесены в Бразилию.

Африка интересовала португальцев, прежде всего с точки зрения обеспечения их судов провиантом. Они запасались здесь водой, рисом и рыбой, приобретали также различную дичь, коз и овес, закупали апельсины и лимоны, которые употребляли как средство от цинги. С целью перепродажи из Африки вывозился золотой песок, слоновая кость, а также кожи, воск, стручковый перец, красящие растения, карамель и страусовые перья. Но особенно выгодной оказалась закупка рабов. Северо-восточный Атлантический пассат круглый год обеспечивал сравнительно быструю их доставку к берегам Америки. Здесь невольники продавались, а корабли загружались колониальными товарами, доставляемыми в Европу.

Чрезвычайно ценные грузы вывозились португальцами из Индии. Здесь они скупали индиго, опиум, драгоценные камни, рис, сахар, перец, имбирь, шелковые и хлопчатобумажные ткани, а также парчу, ковры, камфору, эбеновое дерево. Цейлон давал португальцам рубины, жемчуг, Китай и Япония – чай и фарфор, Индонезия – различные специи: гвоздику, мускатный орех, перец и т. д.

Для оплаты всех этих товаров приходилось вывозить в колонии некоторые продукты европейской промышленности, так как африканцы охотно приобретали в обмен на свои богатства медные и железные изделия, ситцы, старую одежду, янтарь, зеркала, бисер и конечно же ружья, порох и водку. В индию отправлялись шерстяные ткани, оружие, вино, соленая рыба и выменянное в Африке золото. Но многие ценности португальцы, как и все колонизаторы, стремились заполучить даром, действуя методами грабежа, обмана туземцев.

Таковы были основные вехи и общие контуры начала освоения европейцами заокеанских территорий.

Семинар.

1. Создание первых колониальных империй.

В результате великих географических открытий Европа, Африка, Америка и Австралия были связаны между собой торговыми путями. Новый мир стал рынком сбыта для европейской продукции. Начала складываться колониальная система, которая ускорила возникновение капитализма и содействовала накоплению больших денежных средств, необходимых для организации крупных предприятий. Центр мировой торговли переместился со Средиземного моря в Атлантический океан. Пришли в упадок итальянские города-республики, возвысились сначала Испания и Португалия, затем Голландия и Англия.

Великие географические открытия положили начало созданию первых колониальных империй с их ограблением и уничтожением коренного населения, гибелью древней культуры народов Нового Света (Америки). Из колоний в Европу хлынул поток драгоценных металлов, которые, с одной стороны, привели к оживлению предпринимательской деятельности, а с другой — к революции цен — падению цен на золото и подорожанию всех других товаров, что вызвало ухудшение положения покупателей, а их было множество. Особенно ухудшилось положение работающих по найму, мелких чиновников и небогатых дворян.

Великие географические открытия нарушили изоляцию двух миров, сблизили два общества: зарождающееся индустриальное и традиционное. Естественно, что индустриальное общество обладало ведущими позициями в этом процессе, особенно влияние европейского общества на традиционные общества Азии и Африки проявилось в развивающихся процессах колонизации. С этого времени мировая история приобретает свои единые тенденции развития, закладываются предпосылки формирование единого мирового сообщества.