Смекни!
smekni.com

Экономика Киевской Руси (стр. 7 из 16)

Однако довольно скоро торговля со странами Ост-Индии становится общеевропейским делом. Португальское правительство не могло собственными силами справляться со снабжением Европы пряностями и другими товарами из своих владений в Азии. Оно вынуждено было привлекать иностранные корабли для усиления охранных флотилий, доверять ведение дорогостоящих торговых операций богатым негоциантам из Голландии, Франции и южно-германских городов. Одновременно невиданно усилилась международная контрабанда, размеры которой напрямую соответствовали обширности колониальной монополии португальцев для организации корабельных экспедиций и захвата новых территорий португальскому королю постоянно не хватало средств. Он получал их, как правило, под залог будущих поступлений из колоний у крупнейших банкирских и торговых домов. Особенно отзывчивым в отношении этих займов оказался капитал Нидерландов. Впрочем, сама удаленность Лиссабона от главных потребительских центров Европы вскоре заставила португальское правительство признать за Антверпеном роль главного пункта сбыта индийских товаров. Это окончательно подорвало торговое значение средиземноморских городов и сделало север Европы более оживленным, чем ее юг.

Еще более важным каналом обогащения европейской буржуазии становится торговля в районе так называемого «атлантического треугольника». Здесь выстроилась следующая цепочка операций. Корабли, загруженные различной мануфактурой (ткани, парики, ружья, одежда, обувь) прибывали в район Гвинейского залива, и здесь происходил обмен привезенных товаров на невольников (денежного обращения тропическая Африка не знала). Приблизительная стоимость грузов, обмениваемых на одного невольника, составляла 8 - 12 гульденов. Далее суда следовали в Карибское море, где средняя цена одного раба уже равнялась 300 - 400 гульденам. Закупив на американских рынках колониальные товары, купцы возвращались в Европу и продавали их там с десятикратной выручкой. Хотя все эти цифры очень приблизительны и зависели от политической и экономической конъюнктуры, они все же дают общее представление о масштабах обогащения морских коммерсантов. Достаточно было сделать один удачный рейс на сравнительно небольшом судне, чтобы стать весьма богатым человеком.

Первоначально португальцы пытались монополизировать захват невольников в Африке. Но так как местные племена были воинственными и многочисленными, этот промысел оказался слишком опасен и мало предсказуем. Пришлось налаживать торговлю людьми, используя капиталы, суда и посредническую ловкость английских, французских и голландских купцов. Несостоятельными оказались и неоднократные попытки Испании прибрать к рукам поставку невольников в ее американские владения. Испания не имела для этого необходимых капиталов, ни товаров для достаточного количества кораблей, ни товаров для сбыта в Африке. В XVI в. лишь 1/10 необходимых для ее колоний грузов доставлялась на испанских кораблях.

Но не только торговый оборот с колониями оказался в руках иностранцев. Из колоний Испании, располагавшихся в новом Свете, притекали огромные массы серебра и золота. Они не задерживались на Пиренеях и быстро растекались по всем странам европейского запада. А богатства эти были несметны. Так, добыча драгоценных металлов в середине XVI в. в 3,5 раза превышала их производство в конце предыдущего столетия. При этом ¾ прироста обеспечивалось американскими рудниками. Поступления дополнительного количества золота и серебра в каналы обращения отвечало потребностям расширившегося рынка.

Однако приток драгоценных металлов не решал проблему «жажды золота», охватившую Европу накануне Великих географический открытий. Система золотого денежного обращения (или золотого монометаллизма) утвердилась на Западе много позднее. После великих географических открытий в Европе наступила длительная эпоха биметаллизма, когда роль всеобщего эквивалента использовалась двумя металлами: золотом или серебром. Монеты из них подлежали свободной чеканке и обращались на равных правах. Общая черта этих драгоценных металлов состояла в том, что они были «дешевыми», ибо приобретались в колониях либо путем прямого грабежа, либо на предприятиях, обслуживаемых подневольным трудом (рабским или крепостным), то есть с низким издержками производства. При этом серебра поступало значительно больше, чем золота, оно было более дешевым и вытесняло дорогое золото.

Приток дешевых драгоценных металлов радикально повлиял на уровень европейских цен. Поскольку цена есть выражение стоимости товара в деньгах, постольку удешевление золота и серебра не могло не повлечь за собой роста цен. В течение XVI в. товары в среднем вздорожали в Европе в 2,5 – 3 раза. Но этот процесс не в равной мере затронул разные виды продуктов и изделий. Стоимость предметов роскоши мало изменилась, они и раньше были дорогими, а теперь цены на них даже несколько упали. Зато резко подскочили цены на продукты первой необходимости. Например, «революция цен». Торговая революция - резкий скачок в развитии внешней торгов­ли европейских стран, связанный с образованием мирового рынка и характеризуемый радикальным изменением пассивного торгового ба­ланса, присущего средневековой европейской торговле со странами Востока. Революция цен - резкое увеличение цен (особенно на продукты пи­тания) в Европе, вызванное наплывом дешевого золота и серебра из колоний.

Революция цен, то есть инфляционная конъюнктура XV-XVI вв., имеет не глобальный, а сугубо региональный характер, обусловленный специ­фикой политических, экономических и социальных условий, характер­ных для определенного региона. Так, в Испании и Португалии приток заокеанских сокровищ превратился в инструмент войны, отвлекшей эти нации от производства. В итоге - экономическое оскудение богатств, уплывавших в другие государства, поставлявшие завоевательницам необходимые товары. Для Англии и Голландии, наоборот, рост цен сказался благоприятно на деловой активности. В целом, революция цен вызвала перераспределение доходов между старыми и новыми имущи­ми классами в пользу последних - в странах с наиболее размытыми традиционными общественно-экономическими структурами, и между дворянством и третьим сословием в пользу первого - в регионах вос­точноевропейских. Таким образом, она стала экономическим механиз­мом, методом "обложения" политически слабых секторов национальной экономики в пользу секторов, находившихся под покровительством политических структур.

Торговая революция и революция цен явились предпосылками про­цесса первоначального накопления капитала.

Она имела очень важные социальные последствия: одни слои общества проиграли от революции цен, другие – выиграли.

В проигрыше оказались представители феодального хозяйствования, прежде всего крупные землевладельцы. Их доход состоял из взимавшейся с крестьян земельной ренты, в то время почти повсюду денежной. Размер ранты не определялся каким-либо законом. Но со временем крестьянских восстаний XIV – XV вв. и коммутации повинностей землевладельцы уже не решались произвольно повышать поборы с крестьян, и вынуждены были довольствоваться так называемой фиксированной рентой. В условиях роста цен это привело к разорению многих земельных собственников.

Революция цен разорила и многих мелких производителей - крестьян, ремесленников. Их прежнее натуральное хозяйствование было уже подорвано, а приобретение предметов потребления на рынке становилось по мере роста цен все недоступнее. Ухудшение условий существования все чаще заставляло сельские и городские низы прибегать к работе по найму, жить продажей своей рабочей силы.

В безусловном выигрыше от революции цен оказалось купечество. Оно держало в своих руках все торговые связи, непрерывно их расширяло, и революция цен позволяло купцам накапливать огромные денежные состояния. Появление возможности проникновения отношений купли- продажи из сферы обращения в сферу производства означает, что распространялись первые капиталистические предприятия, где средства производства и рабочая сила превращены в товары, которыми купивший их капиталист может свободно манипулировать в целях расширения. Модернизации и повышения прибыльности своего производства.

Великие географические открытия оказали воздействие и на самую распространенную в тогдашней Европе сферу экономики - сельское хозяйство. Из стран, ставших теперь источником пополнения европейских рынков, стало поступать много новых продуктов для повседневной жизни: картофель, кукуруза, томаты, рис, сахар, кофе какао, и др. это уже само по себе изменило структуру пищевого рациона, сделало его более разнообразным и полезным. Но важнейшим результатом была начавшаяся интродукция растений – процесс сложный. Долговременный, но поднимавший уровень европейской земледельческой культуры, способствовавший повышению специализации и производительности сельского хозяйства. Общий результат открытия и освоения европейцами морских путей в Индию и Америку состоял в том, что уже через несколько десятилетий наметился подлинный переворот в хозяйственной жизни как Старого, так и Нового Света.

3. Характеристики мануфактурного периода промышленного производства в Европе.

  1. – период первоначального накопления в Европе
  2. – развитие мануфактурного производства в Англии.
  3. - экономическое развитие Голландии в мануфактурный период.

Лекция

  1. Период первоначального накопления в Европе.

Первоначальное накопление капитала, ставшее исходной точкой формирования капитализма, заняло в странах Западной Европы и Рос­сии около 2-2,5 столетий. Оно имело две стороны.

1. Процесс отделения производителей от средств производства

2. Сосредоточение денежного богатства и средств производства населения в руках меньшинства населения.