Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века» (стр. 19 из 29)

Задание и вопрос. На основании документа дайте оценку развитию ремесла и торговли в России в XVII в. Как была организована торговля на Красной площади?

Указ о ╚заповедных летах╩ (1607 г.)

69


╚А которые после сего уложения крестьяне, или холопи, или раба побежит от своего государя и придет к иному, и государю искати своего холопа, и рабу, и крестьянина в пятнадцать лет от побега, а за пятнадцать лет не искать╩.

Соборное уложение царя Алексея Михайловича

(1649 г.)

╚Так же будет кто вотчинники и помещики учнут государю бити челом о беглых своих крестьянах и о бобылех, и скажут, что их крестьяне и бобыли, выбежав из-за них, живут в государевых и в дворцовых селах, и в черных волостях, или за посадех и в посадских людех... ≈ за всякими вотчинники и помещики: и тех крестьян и бобылей по сыску отдавати по писцовым книгам... А отдавати беглых крестьян и бобылей из бегов по писцовым книгам всяких чинов людем, без урочных лет╩.

Вопрос. О каких изменениях в жизни крестьян свидетельствуют эти документы?

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКТА

Сказание Авраама Палицына.

Приход под Троицкий Сергиев монастырь панов польских и литовских и русских изменников гетмана Петра Сапеги и пана Александра Лисовского и иных многих

╚Когда же завершились всенощное славословие и молебен, тут же собралось множество народа, и по совещании начальников и всех людей было крестное целование, что сидеть в осаде без измены. <...> И с той поры было в городе братолюбие великое, и все с усердием без измены бились с врагом. И тогда литовские люди поставили стражу многую вокруг Троицкого монастыря, и не было проходу ни из ограды, ни в ограду...

И была в городе тогда теснота большая, скорбь, беды и напасти. И у всех тогда оказавшихся в осаде кровью сердца кипели, но полезного дела, которое они начали, они не прекращали. Смерти они ожидали, но на Господа Бога упование возлагали и всячески врагам сопротивлялись...╩

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

Н. М. Карамзин о Б. Годунове

╚Сей муж знаменитый находился тогда в полном цвете жизни, в полной силе телесной и душевной, имел 32 года от рождения. Величественною красотою, повелительным видом, смыслом быстрым и глубоким, сладкоречием обольстительным превосходя всех вельмож (так говорит летописец), Борис не имел только... добродетели; хотел, умел благотворить, но единственно из любви ко славе и власти; видел в добродетели не цель, а средство к достижению цели; если бы родился на престоле, то заслужил бы имя одного из лучших венценосцев в мире; но рожденный подданным, с необузданною страстию к господству, не мог одолеть искушений, там, где зло казалось для нее выгодою ≈ и проклятие веков заглушает в истории добрую славу Борисову╩.

70


Вопрос. О каких сильных и слабых сторонах характера Бориса Годунова говорит Н. М. Карамзин?

Н. М. Карамзин о Лжедмитрии

╚Первым врагом Лжедмитрия был сам он, легкомысленный и вспыльчивый от природы, грубый от худого воспитания ≈ надменный, безрассудный и неосторожный от счастья. Удивляя бояр остротою и живостию ума в делах государственных, державный пришелец часто забывался: оскорблял их своими насмешками, упрекал невежеством, дразнил хвалою иноземцев и твердил, что россияне должны быть их учениками, ездить в чужие земли, видеть, наблюдать, образоваться и заслужить имя людей. Польша не сходила у него с языка...

Самозванец скоро охладил к себе и любовь народную своим явным неблагоразумием. Снискав некоторые познания в школе и в обхождении с знатными ляхами, он считал себя мудрецом, смеялся над мнимым суеверием набожных россиян и, к великому их соблазну, не хотел креститься перед иконами; не велел также благословлять и кропить святою водою царской трапезы, садясь за обед не с молитвою, а с музыкой. Не менее соблазнялись россияне и благоволением его к иезуитам, коим он в священной ограде Кремлевской дал лучший дом и позволил служить латинскую обедню. Страстный к обычаям иноземным, ветреный Лжедмитрий не думал следовать русским: желал во всем уподобляться ляху, и в одежде, и в прическе, в походке и в телодвижениях, ел телятину, которая считалась у нас заповедным грешным яством╩.

Вопросы. Каким должен быть российский самодержец в глазах народа? Соответствовал ли Лжедмитрий I идеалу российского самодержца?

С. М. Соловьев о патриархе Никоне

╚В страшный 1605 год, когда для Московского государства началась смута, в мае месяце, в селе Вельманове или Вельдемановке, Княгинского уезда, в 90 верстах от Нижнего, у крестьянина Мины родился сын, названный Никитою. Не знаем, великие и страшные события, происходившие в малолетство Никиты, врезались ли в его памяти, восстание родной области за веру и государство произвели ли впечатление на малютку; но имеем полное право допустить, что ближайшие семейные явления должны были подействовать на образование его характера: горе ждало его в семье, а горе всего лучше закаляет природы, способные к закалу. Младенцем лишился Никита матери, отец дал ему мачеху, а мы знаем, что такое была мачеха в древней русской семье. Мачеха Никиты не была исключением: малютка терпел от нее большие притеснения, не раз жизнь его находилась в опасности. Никита имел случай выучиться грамоте, а это было тогда верным средством для худородного человека выйти на вид. Обилие нравственных сил, энергия не могли позволить Никите долго оставаться в той среде, где он родился; воображение молодого человека воспламенялось предсказаниями о дивной судьбе: и христианские монахи, и мордовские колдуны пророчили ему или царство, или патриаршество. Грамотность влекла пытливого юношу к книгам, книги были исключительно духовные, они увлекли Никиту в монастырь Макария Желтовского; но отсюда он был вызван снова в мир; просьбы родственников убеждали его жениться, а грамотность и таланты дали ему священническое место на 20 году от рождения. Молодой священник сильно выдавался вперед между товарищами, и московские купцы перевезли его в столицу.

71


Троих малолеток имел священник Никита Минич и похоронил всех; приход и бесчадная семья стали для него тесны. Он уговорился с женой разойтись; она постриглась в московском Алексеевском монастыре, он ушел на Белое море, в Анзерский скит, где переменил имя Никиты на Никона╩.

Вопрос. О каких сильных сторонах характера Никона говорит историк С. М. Соловьев?

ОЦЕНКИ СОБЫТИЙ СОВРЕМЕННЫМИ ИСТОРИКАМИ

О сословиях

╚Сословие ≈ это социальная группа, члены которой объединены общим правовым статусом. Все основные сословия имели строго определенные обязанности по отношению к государству. Процесс становления сословий шел постепенно и получил свое закрепление в Соборном уложении 1649 г. По Уложению, крестьяне прикреплялись к земле, посадские люди к выполнению городских повинностей, служилые люди ≈ к несению военной и других государственных служб, т. е. в России сложилась система, при которой каждый слой общества нес определенный круг повинностей, как тогда говорили ≈ службы или тягло. В сравнении с Западной Европой в России сословная система имеет большую специфику╩.

Еремян В. В., Федоров М. В. История местного самоуправления в России. ≈ М., 1999.

Л. Гумилев об освоении Сибири

╚...Русские переселенцы и администрация в основной своей массе легко устанавливали плодотворные контакты с народами Сибири и Дальнего Востока, недаром противодействие миграции русских было столь ничтожно. Конфликты с русскими, если они и возникали на первых порах, например у бурят или якутов, быстро улаживались и не имели тяжких последствий в виде национальной розни. Единственным практическим следствием русского присутствия для аборигенов стал ясак (уплата одного-двух соболей в год), который инородцы понимали как подарок, дань вежливости ╚белому царю╩. При огромных пушных ресурсах Сибири дань была ничтожна, в то же время, попав в списки ╚ясашных╩ инородцев, местный житель получал от центрального правительства твердые гарантии защиты жизни и имущества. Никакой воевода не имел права казнить ╚ясашного╩ инородца: при любых преступлениях дело посылалось на рассмотрение в Москву, а Москва смертных приговоров аборигенам никогда не утверждала...

В целом с установлением власти московского царя образ жизни местного населения Сибири никак не изменился, потому что никто не пытался его сломить и сделать из аборигенов русских. Скорее наоборот. Так, в якутах русские встретили народ, оседлый быт которого был им близок. Россияне, выучив якутский язык и усвоив местные обычаи и навыки, в большей степени приблизились к якутам, чем якуты к ним... Поскольку русские не стали переучивать не похожих на них людей, а предпочли найти с местными жителями общий язык, они прочно закрепились в Сибири, где живут по сей день. Так в очередной раз были подтверждены преимущества уважения к праву других людей жить по-своему...

За считанные десятилетия русский народ освоил колоссальные, хотя и малонаселенные пространства на востоке Евразии, сдерживая при этом агрессию Запада. Включение в Московское царство огромных территорий осуществлялось не за счет

72


истребления присоединяемых народов или насилия над традициями и верой туземцев, а за счет комплиментарных контактов русских с аборигенами или добровольного перехода народов под руку московского царя. Таким образом, колонизация Сибири не похожа ни на истребление североамериканских индейцев англосаксами, ни на работорговлю, осуществлявшуюся французскими и португальскими авантюристами, ни на эксплуатацию яванцев голландскими купцами. А ведь в пору этих ╚деяний╩ и англосаксы, и французы, и португальцы, и голландцы уже пережили век Просвещения и гордились своей ╚цивилизованностью╩.