Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века» (стр. 6 из 29)

О средневековой металлургии, кузнечном деле говорят обнаруженные в городах Руси наковальни, молоты, клещи, зубила, напильники. Притом встречаются приспособления для весьма специальной фигурной отливки и ковки металла.

Но, может быть, самыми выразительными и убедительными свидетелями высокого искусства мастеров служат ювелирные изделия, украшения. Уже в X≈XI вв. была освоена перегородчатая эмаль. Что это такое? На золотую поверхность посредством припаивания золотых ленточек наносился контур предполагаемого изображения ≈ рисунка. Толщина таких ленточек, перегородок обычно не превышала 0,1 мм. Затем полученные мельчайшие ячейки в контуре рисунка заполняли стеклянной массой разных расцветок. Понадобилось мастеру изобразить человеческое лицо ≈ и оно появлялось на площади в 1/4 кв. см, причем можно было различить все детали ≈ глаза, брови, нос, рот, волосы...

Не менее впечатляет знакомство с изделиями, именуемыми сканью. На золото или серебро узор наносился проволокой из благородных металлов. Припаивались мельчайшие золотые или серебряные шарики ≈ ╚зерна╩. На украшениях ≈ колтах ≈ число таких зерен порой доходило до 300 на 1 кв. см.

Не менее значительны для историков исследования ученых-этнографов. Наука этнография (в переводе с греч. ≈ народоописание) имеет дело с устойчивыми явлениями повседневной жизни людей. Поэтому изучение вековых традиций входит в круг интересов этнографов. Это касается бытового уклада жизни, одежды, пищи, верований, обрядов и т. д. Мы с вами уже говорили, что история ≈ в нас самих. В очень большой мере здесь имеются в виду именно этнографические данные.

Чрезвычайно интересной представляется задача восстановления давно минувших взглядов людей на окружающий мир, на природу, наконец, на место самого человека в мироздании. Мы, сейчас рассматривая, например, древний орнамент или вышивку, резьбу наличников окон старых деревянных домов, оцениваем увиденное с точки зрения красоты, эстетического восприятия этих предметов. Каждый подобный предмет имел еще и свое символическое значение. Главным образом люди стремились защитить себя от возможных несчастий, стихийных бедствий, ╚дурного глаза╩, происков недругов. Человеку на заре цивилизации казалось, что окружающий мир населен добрыми и злыми духами, на которых можно как-то воздействовать, задобрить, отпугнуть. Вот и появились разного рода изображения, рисунки, фигурки, амулеты, призванные оберегать человека.

23


Если рассмотреть украшения, которые носили славянские женщины, на них можно увидеть изображения ╚берегинь╩, напоминающие женоподобные существа вроде русалок. Одежда, головные уборы далеких времен также отвечали представлениям тогдашнего человека об окружающем мире, культе предков, поклонении творцу всего сущего ≈ Солнцу. И сегодня можно встретить в облике наших современниц нечто пришедшее из глубины веков. Ожерелья, браслеты, вышивка на платьях ≈ все это подсказывает нам, что связь времен хотя и изменилась, но не прервалась.

Загадки, поверья, приметы ≈ и они составляют предмет постоянного интереса этнографов. Исключительно важны как для исследователей, так и для нынешней практической деятельности данные народной медицины о способах лечения, травах, отварах.

И все это дает нам познать этнография. Она же изучает изменения в языке народа, определяет его сходства и различия по местностям, собирает и изучает фольклор╩.

Преображенский А. А. История раскрывает тайны. ≈ М., 1991.

Меры длины и веса в Киевской Руси

╚Определение расстояний всегда интересовало людей. Как же это делалось, скажем, в Киевской Руси, какие меры длины тогда были в ходу ≈ скупы на сей счет данные источников.

Оказывается, расстояние можно определять... в днях. Пройденный путь от одного пункта до другого оценивался по числу дней, необходимых всаднику или пешеходу, чтобы преодолеть это расстояние.

Несмотря на приблизительность подобного подхода (кони, всадники, рельеф местности ≈ все неодинаково), такое определение расстояния существовало не одно столетие. Уже были в ходу версты и сажени, а нет-нет да и мелькнет в источнике XVII в. упоминание о том, что до такого-то места столько-то дней верховой езды или плавания на судах (╚судового хода╩).

От киевской поры сохранились сведения и об упомянутых поприщах, под которыми ученые склонны разуметь позднейшие версты.

Известны и своего рода ╚спортивные╩ (с нашей точки зрения) способы измерения расстояний. Так, в описании одного далекого путешествия не раз говорилось о ╚вержении камня╩. Это ≈ близкое расстояние, когда до цели взрослый мужчина может добросить камень. Подсчитали, что имеется в виду расстояние примерно 42 м.

Измеряли расстояние также ╚перестрелами╩ ≈ куда долетит стрела, пущенная сильной и умелой рукой.

Одним из ранних свидетельств измерений расстояний является надпись, выбитая на камне, найденном там, где было Тмутараканское княжество ≈ на восточном берегу Керченского пролива. В 1068 г., как повествует надпись, князь приказал по льду измерить ширину Керченского пролива. Она составила 14 тыс. сажен. Исследователи долго спорили, как вычислить в переводе на современные меры длину тогдашней сажени. Наиболее вероятным сейчас считается, что она составляла 152 см.

24


Кроме такой сажени в обиходе была ╚косая сажень╩. По сию пору о плечистых людях говорят ╚косая сажень в плечах╩. Конечно, это преувеличение, так как она имела 216 см. А почему ╚косая╩? Потому что подразумевалось расстояние от пальцев ноги до конца пальцев вытянутой руки по диагонали.

Более дробные единицы длины представлены локтями и пядями. Те и другие не отличались четкими размерами. Средневековые источники говорят, что и пяди были разными, в зависимости от того, расстояние между какими пальцами руки принималось в расчет. Вспомним пословицу ≈ ╚семь пядей во лбу╩...

В ╚Русской Правде╩ упоминаются как единицы измерения поверхности ╚села╩ и ╚плуги╩ неопределенной величины.

Киевская Русь знала свои меры веса. Уже в то время известен пуд, под которым разумелся не только определенный вес, но и прибор для взвешивания. Достоверно неизвестен вес тогдашнего пуда. И соотношение мер веса остается доныне слабо выясненным. Единицей помельче считалась гривна, или гривенка. В более позднее время пуд равнялся 40 большим гривенкам (фунтам) или 80 малым. Десятипудовый вес назывался берковцем.

На первых порах в Киевской Руси наряду с монетой собственной чеканки были деньги восточного производства, а также Византии и соседних европейских стран. Само слово ╚деньги╩ пришло к нам с Востока. Названия старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, резаны, ногаты, белки. Названия этих денежных единиц указывают, что на правах денег ходили меха и другие товары. Но уже тогда появляется рубль (отрубленный слиток серебра), с ним соседствуют слитки серебра меньших размеров ≈ гривны. В гривне считалось 20 ногат, что равнялось 25 кунам и 50 резанам. Обобщенно деньги называли ╚серебром╩.

Чтобы конкретнее представить себе, что в жизни значили эти резаны и ногаты, приведем такие примеры. В ╚Слове о полку Игореве╩ киевский князь Святослав мысленно обращается к правителю Ростово-Суздальской земли Всеволоду Большое Гнездо. Если бы Всеволод участвовал в походе на половцев, то победа сулила ему множество пленников. Малолетнего пленника можно было бы продать за ногату, а взрослого ≈ за резан, то есть в 2,5 раза дороже. Один мастер получил за изготовление мраморной доски 3 гривны серебра (или 150 ногат). Столько тогда стоили три головы животных: кобылы, вола и коровы╩.

Преображенский А. А. История раскрывает тайны. ≈ М., 1991.

25


ТЕМА 2. РАЗДРОБЛЕННОСТЬ НА РУСИ. XII≈XIII вв.

Уроки 11≈12. Возникновение самостоятельных русских княжеств

Внутрипредметные связи. 843 г. ≈ распад империи Карла Великого: во Франции воцарился Карл Лысый, в Италии и Лотарингии ≈ Лотарь, в Германии ≈ Людовик Немецкий. В IX в. в Западной Европе достигает полного развития феодальная система, образовываются независимые герцогства и графства.

План изучения нового материала: 1. Обособление русских княжеств. 2. Самоуправление Новгорода Великого. 3. Киевское княжество в XII≈XIII вв.

Организация учебно-познавательной деятельности. Обучение конспектированию: запись в тетради по рассказу учителя основных черт Древнерусского государства в XII≈XIII вв. Решение исторических задач: 1) Распад Древнерусского государства совпал с экономическим расцветом земель. Можно ли считать это случайностью? 2) Каковы последствия феодальной раздробленности? Беседа по проблеме: самоуправление Новгородской земли. Анализ документа: ╚Из договорной грамоты Новгорода с великим князем тверским Ярославом Ярославичем╩.

Урок 13. Столкновение князей с боярством в XII ≈ начале XIII в.

Внутрипредметные связи. 1147≈1149 гг. ≈ Второй крестовый поход. 1189≈1192 гг. ≈ Третий крестовый поход. 1152≈1190 гг. ≈ правление Фридриха Барбароссы в Германии. 1189≈1199 гг. ≈ правление Ричарда Львиное Сердце в Англии. 1199≈1204 гг. ≈ Четвертый крестовый поход. 1198≈1215 гг. ≈ папа римский Иннокентий III. 1209≈1229 гг. ≈ альбигойские войны. 1215 г. ≈ захват Чингисханом Пекина. 1215 г. ≈ Великая хартия вольностей в Англии. 1233 г. ≈ учреждение инквизиции.

План изучения нового материала. 1. Столкновение князей с боярством. 2. Галицко-Волынское княжество. 3. Владимиро-Суздальская земля. Москва.

Организация учебно-познавательной деятельности. Анализ текста учебника: борьба за власть князей и бояр и ее последствия для Руси. Решение исторической задачи: можно ли было избежать раздробленности страны в XII≈XIII вв.? Словарная работа: удел, удельный князь. Личность в истории: чем объяснить гибель Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского? Работа с синхронистической таблицей: какие события происходили в Западной Европе во времена распада Руси XII≈XIII вв.? Какие исторические деятели Западной Европы были современниками названных в учебнике русских князей?