Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века» (стр. 26 из 29)


Русская и зарубежная скульптура и живопись второй половины XVIII в.

Российская скульптура и живопись Западноевропейская скульптура и живопись
1729 г. ≈ А. М. Матвеев. ╚Автопортрет с женой╩. 1757 г. ≈ основание Академии художеств в Петербурге. 1762≈1764 гг. ≈ М. В. Ломоносов. ╚Полтавская баталия╩ (мозаика). 1772 г. ≈ Ф. С. Рокотов. ╚Портрет А. Л. Струйской╩. 1773 г. ≈ Д. Г. Левицкий. Серия портретов смолянок.
1768≈1782 гг. ≈ Э. Фальконе. Памятник Петру I (Медный
всадник). 1797 г. ≈ В. Л. Боровиковский. ╚Портрет М. И. Лопухиной╩. 1799 г. ≈ М. И. Козловский. Памятник А. В. Суворову на Марсовом поле в Петербурге.
1732≈1735 гг. ≈У. Хогарт. Серии картин и гравюр ╚Карьера мота╩. 1739 г. ≈ Ж.-Б. Шарден. ╚Разносчицы╩. 1777 г. ≈ Т. Гейнсборо. ╚Портрет миссис Грэн╩. 1781 г. ≈ Ж.-А. Гудон. Скульптура ╚Вольтер╩. 1784 г. ≈ Ж.-Л. Давид. ╚Клятва Горациев╩. 1793 г. ≈ Ж.-Л. Давид. ╚Смерть Марата╩. 1793≈1803 гг. ≈ Ф. Гойя. ╚Капричос╩ (серия офортов).


есть ли же того со младенчества не приобретет, то он, в природной злости и невежестве остався, буйством и непорядками всегдашнюю печаль и страх вечной погибели, противно же тому, во младенчестве малым отлучением опечаля, разумом науки вечное увеселение приносить будет╩.

Вопросы. Какие качества ценили в детях в XVIII в.? Какое значение в жизни ребенка В. Н. Татищев придает учебе?

В. Н. Татищев. Духовное завещание

╚Друзей старайся иметь таких, которые любят верность, правду и хранят присягу, хотя б они и низкой породы были; справедливый человек сам себе благороден: он тем подает о себе надежду иметь его другом, что всегда бывает одинаков в своих предприятиях, в богатстве и убожестве равнодушен, только таких адамантов и фениксов в свете мало╩.

М. М. Щербатов. Путешествие в землю офирскую

╚Мы должны во всех наших деяниях и мыслях остерегаться от всякого неправосудия и всегда то делать и желать другим, что желали бы и соделывали для себя. Взимая, однако, в основание, что бы что не было к отягощению других, ибо каждый человек есть гражданин мира и не должен ничего со вредом других себе желать, дабы тем не прогневить правосудия Божия, коему мы должны подражать╩.

Задание и вопрос. Определите по документам, какие нравственные качества ценили в XVIII в. Ценятся ли они в наше время?

Императрица Екатерина II. Из наказа комиссии о сочинении проекта нового Уложения

(обнародован 30 июля 1767 г.)

╚...33. Надлежит, чтобы законы, поелику возможно, предохраняли безопасность каждого особо гражданина.

34. Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам...

36. Общественная или государственная вольность не в том состоит, чтоб делать все, что кому угодно.

37. В государстве, то есть в собрании людей, обществом живущих, где есть законы, вольность не может состоять ни в чем ином, как в возможности делать то, что каждому надлежит хотеть, и чтоб не быть принуждену делать то, чего хотеть не должно...

39. Государственная вольность в гражданине есть спокойствие духа, происходящее от мнения, что всяк из них собственною наслаждается безопасностию; и чтобы люди имели сию вольность, надлежит быть закону такову, чтоб один гражданин не мог бояться другого, а боялись бы только законов╩.

98


Вопрос. Каковы, по мнению Екатерины II, функции закона в государстве?

Указ о запрещении крестьянам жаловаться на помещиков

(22 августа 1767 г.)

╚...Дабы никто е. и. в. в собственные руки мимо учрежденных на то правительств и определенных особо для того персон, челобитен подавать отнюдь не отваживался, под опасением предписанного в оном указе наказания, а именно: когда кто не из дворян и не имеющих чинов осмелится высочайшую е. и. в. особу подачею в собственные руки челобитен утруждать, то за первое дерзновение отсылать таковых в работу на каторгу на месяц; за второе, с наказанием публично, отсылать туда же на год, возвращая оных по прошествии срока на прежние жилища; а за третье преступление с наказанием публично плетьми ссылать вечно в Нерчинск╩.

Вопрос. Как отразился этот указ на положении крестьян во времена Екатерины II?

Жалованная грамота дворянству

(1785 г.)

╚А. О личных преимуществах дворян.

Не токмо империи и престолу полезно, но и справедливо есть, чтоб благородного дворянства почтительное состояние сохранялось и утверждалось непоколебимо и ненарушимо...

12. Да не судится благородный, окромя своими равными.

13. Телесное наказание да не коснется до благородного...

17. Подтверждаем на вечные времена в потомственные роды российскому благородному дворянству вольность и свободу...

Б. О собрании дворян.

39. Собранию дворянства в наместничестве дозволяется избирать губернского предводителя дворянства той губернии...╩

Задание и вопрос. Сравните отрывок из указа Екатерины II от 22 августа 1767 г. ╚О запрещении крестьянам жаловаться на своих помещиков╩ и извлечение из ╚Жалованной грамоты дворянству╩ (1785 г.). О каких изменениях в сословном устройстве России по сравнению с XVII в. и эпохой Петра I свидетельствуют эти документы?

Жалованная грамота городам (1785 г.)

99


╚4. В городе живущим сохраняется и охраняется собственность и владение, что кому по справедливости и законно принадлежит, как движимое, так и недвижимое...

56. Городовым обывателям дозволяется составить общую городскую думу...

157. Городскую общую думу составляют городской голова и гласные от настоящих городовых обывателей, от гильдий, от цехов, иногородних и иностранных гостей, от именитых граждан и от посадских... Каждое из сих разделений имеет один голос в обществе градском...

167. Городской думе предлежит попечение: 1. Доставить жителям города нужное пособие к их прокормлению или содержанию. 2. Сохранять город от ссор и тяжб с окрестными городами или селениями. 3. Сохранять между жителями мир, тишину и доброе согласие. 4. Возбранять все, что доброму порядку и благочинию противно, оставляя, однако ж, относящееся к чести полицейской исполнять местам и людям, для того установленным...╩

Вопрос. Какие задачи возлагались на городскую думу во времена Екатерины II?

ЛИТЕРАТУРНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ФАКТА

М. В. Ломоносов. Согласие естествознания с религией

(1761 г.)

╚...Не здраво рассудителен математик, ежели он хочет Божескую волю вымерить циркулем. Таков же и богословия учитель, если он думает, что по псалтыри научиться можно астрономии или химии.

Толкователи и проповедники Священного Писания показывают нам путь к добродетели, представляют награждение праведным, наказание законопреступным и благополучие жития, с волею Божиею согласного. Астрономы открывают храм Божеской силы и великолепия, изыскивают способы и ко временному нашему блаженству, соединенному с благоговением и благодарением ко Всевышнему. Обои обще удостоверяют нас не токмо о бытии Божием, но и о несказанных к нам его благодеяниях. Грех всевать между ими плевелы и раздоры╩.

С. М. Соловьев о внутренней политике Елизаветы

╚До вступления на престол Елисаветы выразилось народное движение, направленное против преобладания иноземцев, утвердившегося в два последних царствования... С первых же дней царствования Елисаветы было видно, что национальное движение будет состоять в возвращении к правилам Петра Великого, следовательно, согласно с этими правилами должен был и решиться вопрос об отношении русских к иностранцам, а правило Петра было известно: должно пользоваться искусными иностранцами, принимать их на службу, но не давать им предпочтения пред русскими и важнейшие места в управлении занимать исключительно последними╩.

100


Из указа Павла I

(5 апреля 1797 г.)

╚Объявляем всем нашим верным подданным. Закон Божий... научает нас седьмой день посвящать ему; почему в день настоящий, торжеством веры христианской прославленный, и в который мы удостоилися восприять священное мира помазание и царское на прародительском престоле нашем венчание, почитаем долгом нашим пред Творцом и всех благ подателем подтвердит во сей империи нашей о точном и непременном сего закона исполнении, повелевая всем и каждому наблюдать, дабы никто и ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работе, тем более что для сельских изделиев остающиеся в недели шесть дней, по равному числу оных в общее разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их, в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным потребностям╩.

ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ

С. М. Соловьев о детстве М. В. Ломоносова

╚Всюду для людей чутких, исполненных силы, слышались слова: ╚Иди за мной, время наступило!╩ Под такими впечатлениями богатырского времени новой России воспитывался одаренный великою духовною силою сын холмогорского рыбака. Мать, происходившая из духовного звания, выучила его грамоте, и ребенок страстно схватился за книги, разумеется за книги церковные, кроме того, он достал грамматику Смотрицкого, арифметику Магницкого. Работа с отцом, морские плавания и промыслы укрепили его физические силы, делали из него богатыря и телом. Богатырь не усидит в отцовском доме; его тянет на подвиг, а подвиг новой, преобразованной России не развивать в степи плечо богатырское, а развивать ум наукою в школе. Семейная обстановка печальна, выживает из дому; матери, первой наставницы, уже нет, вместо нее мачеха, которая, по старому обычаю, ╚поедом ест╩ пасынка за то, что он не работает как следует крестьянскому сыну, а корпит над книгами, точно попович. Богатырь уходит из дома в Москву╩.