Смекни!
smekni.com

Методические рекомендации по курсу «История России с древнейших времен до конца XVIII века» (стр. 5 из 29)

Вопросы. С какими героями Гомера мог сравнивать Святослава Н. М. Карамзин? Совпадают ли оценки историка Н. М. Карамзина с оценками, изложенными в вашем учебнике?

С. М. Соловьев о княгине Ольге

╚...И в Константинополе, во дворце императорском, как под стенами Корестеня, Ольга отличалась ловкостию, находчивостию, хитростию; перехитряет императора, как прежде перехитрила древлян. Император, говорит предание, предложил Ольге свою руку; та не отреклась, но прежде требовала, чтоб он был ее воспреемником; император согласился, но когда после таинства повторил свое предложение, то Ольга напомнила ему, что по христианскому закону воспреемник не может жениться на своей крестнице. ╚Ольга! ты меня перехитрила!╩ ≈ воскликнул изумленный император и отпустил ее с богатыми дарами╩.

Вопрос. О каких личных качествах княгини Ольги пишет историк С. М. Соловьев?

О князе Владимире

(из ╚Повести временных лет╩)

╚И сказал Владимир: нехорошо, что мало городов около Киева. И начал ставить города по Десне, и по Ворскле, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать лучших мужей от словен, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей, и ими населял города, так что нападали печенеги и воевали с ними, и побеждали их.

В год 991 Владимир заложил город Белгород, и набрал для него людей из иных городов, и свел в него много людей, ибо любил город этот╩.

Вопросы. О какой деятельности князя Владимира свидетельствует этот текст? Каково ее значение для Руси?

Н. М. Карамзин о князе Владимире

╚Слава его правления раздалась в трех частях мира: древняя скандинавская, немецкая, византийская, арабская летописи говорят о нем. Кроме преданий Церкви и нашего первого летописца о делах Владимировых, память сего великого князя хранилась и в сказаниях народных о великолепии пиров, о могучих богатырях его времени: о Добрыне Новгородском, Александре с золотою гривною, Илье Муромце, сильном Рахдае (который будто бы один ходил на 300 воинов), Яне Усмошвеце, грозе печенегов, и прочих, о коих упоминается в новейших, отчасти баснословных летописях. Сказка не история; но сие сходство в народных понятиях о временах Карла Великого и князя Владимира достойно замечания: тот и другой, заслужив бессмертие в летописях своими победами, усердием к христианству, любви к наукам, живут доныне и в сказаниях богатырских╩.

Вопрос. Чем прославились в истории Карл Великий и князь Владимир?

Н. М. Карамзин о князе Святополке

20


╚Он имел все пороки малодушных: вероломство, неблагодарность, подозрительность, надменность в счастии и робость в бедствиях. При нем унизилось достоинство великого князя, и только сильная рука Мономахова держала его 20 лет на престоле, даруя победы отечеству.

Святополк был набожен: готовясь к войне, к путешествию, он всегда брал молитву у печерского игумена, над гробом Феодосия, и там же благодарил Всевышнего за всякую победу; украшал, строил церкви... Довольный наружностию благочестия, он явно преступал святые уставы нравственности, имея наложниц...╩

Вопрос. Можно ли считать, что жизнь Святополка отвечала требованиям христианской морали?

ОЦЕНКИ СОБЫТИЙ СОВРЕМЕННЫМИ ИСТОРИКАМИ

О роли веча в истории Древней Руси

╚Городское собрание (вече) было всеобщим и повсеместно распространенным институтом в Древнерусском государстве, как в больших и малых городах, так и в сельской местности. В крупных городах население каждой из окружных общин собиралось на общие сходки (собрания), чтобы обсудить те или иные общинные дела; с другой стороны, по необходимости созывались собрания населения всего города. В этом смысле у каждого древнерусского города было свое собственное вече. Вместе с тем подобное собрание в столице земли (княжества) представляло собой вече в специальном смысле этого термина, т. е. вполне развитый социально-политический институт╩.

Фроянов И. Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. ≈ Л., 1980.

╚Слово ╚вече╩ соответствует французскому ╚парламент╩ ≈ место, где народ говорит о государственных делах. Русское слово ╚совет╩ происходит от того же корня, что и вече. В вече имели право принимать участие все свободные граждане, правом голоса обладали мужчины ≈ главы семей. С некоторыми оговорками вече можно рассматривать как ╚генеральную ассамблею╩ всего населения данной волости. Как правило, вече созывалось по необходимости. Народ собирался на соборной площади по звону специального городского вечевого колокола. Обычай требовал, чтобы решение, принятое вечем, было единогласным. В случаях, когда не было четкого большинства или единства, горожане, между которыми не было единства, спорили часами, и нередко дело доходило до драки╩.

Еремян В. В., Федоров М. В. История местного самоуправления в России. ≈ М., 1999.

Развитие предпринимательства на Руси 1

Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений. Здесь сосредоточивались товары, которые распространялись по всей стране и за рубеж. Сюда съезжались купцы, различные промышленники (бортники, звероловы, смолокуры и др.) для ведения торговли ≈ как тогда говорили, ╚гостьбы╩. Эти места так и называли ≈ погостами. С принятием христианства в этих наиболее людных местах строили церкви, открывали кладбища. Здесь заключались договоры, совершались сделки, открывались ярмарки (регулярно в определенное время устраивающийся торг в установленном месте).

21


Описание предпринимательской деятельности в дохристианские времена оставил в своих записках Константин Багрянородный (905≈959 гг.). По его словам, с ноября месяца, как только подмерзала дорога и устанавливался санный путь, русские купцы покидали города и направлялись в глубь страны. Всю зиму они скупали по погостам товары. Весной уже по Днепру с полой водой возвращались купцы в Киев. К тому времени подготавливались суда, на которых купцы отправлялись в Царьград. Плыли огромным караваном, состоявшим из купцов разных земель ≈ смоленских, любечских, черниговских, новгородских... Труден и опасен был этот путь. И только большая охрана спасала купцов от многочисленных грабителей. Проплыв Днепр, выходили в море, держась берега, так как в любой момент могли погибнуть на своих утлых суденышках от крутой волны.

Прибыв в Царьград, торговали там шесть месяцев. Согласно договору, оставаться на зиму они не могли. Размещались они не в самом городе, а у монастыря Св. Мамонта. Русские купцы в Царьграде пользовались различными льготами.

Возвращались купцы не ранее октября, а там уже снова наступал ноябрь и нужно было ехать в глубь страны, на погосты, распродавать то, что было привезено из Византии, и скупать товары для зарубежной торговли на следующий год...

Большая торговля велась с варягами. У них покупались бронзовые и железные изделия, олово, свинец. Из арабских стран на Русь шли бисер, ковры, драгоценные камни, пряности, сафьян, сабли.

╚Русская Правда╩ уделяет немало внимания торговой деятельности: определяет порядок взыскания долгов с несостоятельного должника при ликвидации его дел, отличает злостную неуплату долгов от неуплаты по несчастью. Русское законодательство дорожит жизнью купца, за его голову полагается штраф вдвое больше, чем за голову простого человека (12 гривен против 5≈6).

Считалось не по-христиански брать высокие проценты. Однако пришлые люди пытались заниматься ростовщичеством под высокие проценты. Нетрудовой паразитический характер такого ростовщического дохода привел к восстанию в Киеве в 1113 г. Дома пришельцев-ростовщиков и спекулянтов товарами широкого спроса были разгромлены. После этого восстания Владимир Мономах ввел Устав, который резко ограничил сумму процента, выплачиваемого по кредиту, что подрывало позиции паразитического предпринимательства.

Изучение археологами истории Киевской Руси

╚Долгое время в науке считалось, что восточные славяне ≈ предки русских, украинцев и белорусов ≈ находились на очень низкой ступени общественного и культурного развития. Как будто это находило свое подтверждение в свидетельствах летописцев, которые утверждали, что некоторые племена восточных славян жили ╚зверинским образом╩. Но этим оценкам решительно противоречат, их опровергают находки археологов прошлого и особенно нынешнего века.

Судите сами. Близ Смоленска раскопаны так называемые гнездовские курганы IX≈Х вв. В самом большом из них, датируемом началом Х в., обнаружено железное оружие (шлем, части щитов, копье, меч). Шлем имеет украшения, напоминающие узорчатую русскую резьбу по дереву. В тамошних курганах найдены также бронзовые весы с коромыслом, что указывает на их принадлежность торговцу. Один из найденных в Гнездове щитов окрашен в красный цвет. Тут напрашивается параллель с позднейшими

22


╚червлеными щитами╩ ╚Слова о полку Игореве╩. Среди находок оказался глиняный сосуд со славянской надписью ╚горухща╩, что значит ╚горчица╩. Немало удивлялись ученые тому, что жителям Гнездова были знакомы ножницы современного типа.

Раскопки кургана под Черниговом, названного Черной Могилой, свидетельствуют, что там был захоронен знатный человек, вероятно князь. Добытые из земли предметы были особого свойства. Это не только дорогие, но и редкие, в том числе обработанные искусными мастерами, турьи рога ≈ сосуды, предназначенные для питья, с военными изображениями. Обряд погребения тогда предусматривал сожжение покойников вместе с предметами вооружения и обихода. Вот поэтому не могли порою исследователи определить, что представляют из себя находки ≈ слитки стекла, меди, серебра и золота. Находки железных изделий сельскохозяйственного назначения (серпов, топоров, долот и т. д.) позволили ученым предположить, что вместе с князем были сожжены рабы, которым надлежало на том свете работать на своего господина...