Смекни!
smekni.com

1. Личностно ориентированное обучение (стр. 6 из 31)

Преобладание ответов, соответствующих красному цвету. Позиция учителя авторитарна.

Преобладание ответов, соответствующих желтому цвету. Учитель находится на переходном этапе.

Преобладание ответов, соответствующих зеленому цвету. Многие позиции учителя созвучны с гуманной педагогикой.

2. Прочитайте фрагменты из текстов работ российского психолога В.Зинченко и американского психолога Д.Халперн.

Выпишите по одной цитате из каждой статьи, прокомментируйте их, выразите свое понимание, используя метод двухчастного дневника. Подготовьтесь к обсуждению идей, высказанных авторами в данных работах.

Цитата

Комментарий (мысли, чувства, вопросы, примеры)
1. 2… 1. 2.

В. Зинченко

Знание и информация

Н.Л. Мусхелишвили и Ю.А. Шрейдер привели четыре метафоры знания, имеющиеся в культуре.

Античная метафора – это метафора восковой таблички, на которой отпечатываются внешние впечатления.

Более поздняя метафора – это метафора сосуда, который наполняется либо нашими внешними впечатлениями, либо текстом, несущим информацию об этих впечатлениях.

Очевидно, что в первых двух метафорах знание неотличимо от информации. Главное средство учения – память.

Метафора Сократа – это метафора родовспоможения: у человека есть знание, которое он не может осознать сам и нужен помощник, который маевтическими методами может помочь родить это знание.

Евангельская метафора выращивания зерна. Знание вырастает в сознании человека как зерно в почве, а это означает, что знание не детерминируется внешним сообщением.

Знание возникает как результат познающего воображения, стимулированного сообщением, посредником...

Две последние метафоры значительно более интересны. В сократовской метафоре отчетливо указано место педагога-посредника, в евангельской – оно подразумевается. Важно подчеркнуть, что в последних метафорах познающий выступает не как «приемник», а как источник собственного знания….Другими словами, речь идет о знании как о событии. Событии личном, жизненном. Событии, осуществляющимися в мышлении…

Знание всегда чье-то, кому-то принадлежащее, его нельзя купить (как диплом), украсть у знающего (разве что вместе с головой), а информация – это ничейная территория, она бессубъектна, ее можно купить, ею можно обменяться или украсть, что часто и происходит. Знание, становясь всеобщим достоянием, обогащает знающих, а информация в этом случае обесценивается. К разнице между знанием и информацией чувствителен язык. Есть жажда знаний и есть информационный голод. Знания впитываются, в них впиваются, а информация жуется или глотается (ср. «глотатели пустот, читатели газет»). Соответственно, войти в мир знания, равно как и в мир искусства, много труднее, чем в мир информации.

Знания имеют значение, а информация имеет, в лучшем случае, назначение. Знания имеют ценность…, а информация, в лучшем случае, это средство, которое может иметь цену, но не ценность. Знания же не имеют цены, они имеют жизненный и личностный смысл.

Наконец, еще одно важное пояснение. Есть субъект, порождающий знание и есть пользователь, потребляющий информацию. Их различение не должно оцениваться в терминах лучше, хуже. Это просто его фиксация. Конечно, и знание, и информация выполняют важные орудийные функции в поведении и деятельности человека. Информация – предмет временный, преходящий, скоропортящийся. Информация – это такое средство, орудие, которое, как палку, после использования можно отбросить. Не то со знанием. Знание, конечно, это тоже средство, орудие, но такое, которое становится функциональным органом индивида. Оно необратимо меняет познающего. Как палку его не отбросишь. Если продолжить эту аналогию, то знание – это посох, который помогает идти дальше в мир знания и в мир незнания.

Мышление и знание

Имеется в виду такое мышление, которое позволяет нам использовать ранее приобретенные знания, что­бы создавать новые знания. Все, что известно нам, и все, что известно всем лю­дям, — т. е. все существующие знания — было кем-то создано. Когда мы изучаем Евклидову геометрию, мы используем знания, созданные великим математиком Ев­клидом. Точно так же все прочие выдающиеся открытия и изобретения, такие как колесо, обувь, видеоигры, туалетная бумага, формула Е = mc2 и «открытие Амери­ки», являются знанием, созданным людьми. Знание — не статично. Оно не может быть передано от человека к человеку, подобно тому, как мы переливаем воду из сосуда в сосуд. Оно динамично. Разумеется, наивно думать, что мы все должны на­чинать с нуля и вновь изобретать колесо. Мы опираемся на знания, созданные кем-то, чтобы создавать новые знания.

Мы создаем знания всякий раз, когда знакомимся с новыми понятиями и идеями. Только что полученная информация используется нами для создания наших собствен­ных внутренних структур знаний. (Структуры знаний — это что-то вроде техниче­ского термина, употребляемого когнитивными психологами для описания всех взаимо­связанных представлений, которые каждый из нас имеет по поводу самых разных предметов и явлений.) Знание — это «состояние понимания», присущее только созна­нию конкретного человека (King, 1994, р. 16). Это — что-то, чем мы можем поделиться в процессе общения с другим человеком. Мы используем уже имеющиеся у нас знания для осмысления новой информации. Таким образом, приобретение знаний является активным психическим процессом. Каждый человек выстраивает «расширяющиеся структуры знаний», которые связывают новые идеи с уже известными, поэтому знание всегда личностно и в некотором роде уникально. Эти структуры, или схемы, знаний — наше личное внутреннее представление природы мира. Объединяя их с другими схема­ми, мы создаем новые знания. Эта мысль была выражена более красноречиво Резник (Resnick, 1985): «Знание не считается больше отражением того, что было дано челове­ку извне; это индивидуальная конструкция, которой человек придает смысл, соотнося элементы знаний и опыта с некоторой организующей схемой» (р. 130).

Д. Халперн. Психология критического мышления. – СПб., 2000. – 21-22)

? Что вы поняли для себя в результате проведенного обсуждения. Запишите один вывод из проделанной работы.

3. Заполните таблицу, используя материалы для чтения, представленные в разделе по данной теме.

Сравнительный анализ личностно ориентированного и традиционного обучения.

Параметры для сравнения Традиционное обучение Личностно ориентированное обучение
Постановка целей и задач
Роль учителя
Роль учащегося
Способ взаимодействия
Контакт
Мотивация учебного труда
Обязательность
Технологии
Степень самовыражения
Приоритеты

Упражнение 3. Просмотр видеофильмов с записями личностно ориентированных уроков. Работа в группах. Какие теоретические положения нашли отражение в представленных фрагментах уроков?

Приложение