Смекни!
smekni.com

Современные представления о культуре и культурности (стр. 10 из 23)

Восточная Римская империя существовала до 1453г. как Византийская империя, культура которой стала продолжением греческой, но в христианском варианте. О выдающихся достижениях мыслителей античного периода в области гуманитарных знаний свидетельствуют их многочисленные высказывания о человеческой сущности, о стоящих перед людьми социальных и моральных проблемах.

Окончание античного периода в истории человечества связывается с падением Западной Римской империи под ударами кочевых европейских племен (варваров). Произошло это в 476 г. н.э.

Темы контрольных работ

Проблема гражданского долга и свободы в культуре Древнего Рима [1, 2, 4].

Портрет выдающегося государственного деятеля Римской империи [3, 8, 9].

Периодизация римской культуры [1, 2, 6].

Стоицизм, скептицизм, неоплатонизм как направления римской философии [3, 4, 6].

Знаменитый художник (писатель, философ, скульптор) Древнего Рима [3, 6, 9].

Роль игр и игрищ в культуре Империи [1, 2, 4, 6].

Христианство в культуре Древнего Рима [5, 7, 10].

Контрольные вопросы и задания

1. Какие эпохи можно выделить в истории Древнего Рима?

2. В чём состоит самобытность римской религии?

3. Назовите выдающихся деятелей римского искусства и расскажите об их творчестве.

4. В чём сущность и смысл «римского» неоплатонизма?

5. Каково значение христианства для развития культуры Римской империи?

Литература

Аверинцев С. С. и др. Древние цивилизации. М., 1989.

Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древних Греции и Рима. М., 1988.

Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1986.

Древние цивилизации / Под общ. ред. Г. М. Бонгард-Левина. М., 1989.

Ильин И. А. Основы христианской культуры // Ильин И. А. Одинокий художник: статьи, речи, лекции. М., 1993.

Культура Древнего Рима: В 2 т. Т. 1–2. М., 1985.

Ранович А. Б. Первоисточники по истории раннего христианства. Античные критики христианства. М., 1990.

Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977.

Хафнер Г. Выдающиеся портреты античности: 337 портретов в слове и образе. М., 1984.

Элиот М. Р. Христианство и культура. Идея христианского общества // Диспут. 1992. Июль – сентябрь.

Глава 9. Западная Европа периода Средневековья

Средневековье – кульминация развития общечеловеческой культуры.

Исторические предпосылки формирования нового типа культуры.

Христианство – господствующая религия. Основные направления христианства.

Художественное сознание эпохи. Эстетическая концепция средних веков.

Народная культура Европы.

Городская культура средневековой Европы. Значение бюргерства.

Средневековое искусство. Романский стиль.

Готический стиль в архитектуре. Готика и культура XX столетия.

Клерикальная литература, ее жанры.

Идеал рыцарства. Куртуазный роман, поэзия менестрелей, трубадуров.

Легенды и эпос средневековья.

Данте – «последний поэт средневековья».

Крупный исторический период, именуемый Средними веками, очень противоречиво оценивается в мировой науке. Так, до нашего времени ещё сохранился взгляд на Средние века как период некоего повала в культурном развитии между Античностью и Новым временем. Этот взгляд был сформирован в эпоху Возрождения и получил более полное обоснование в творчестве просветителей. Однако подобную оценку опровергала историко-культурологическая литература романтиков. По сути с немецкого романтизма начинается процесс "реабилитации" средневекового искусства, нашедший своё продолжение в культуре XIX – XX вв.

Мысль Средневековья никогда не была чахлой, упаднической, ретроградной. Если в ней что-то поражает, то это мощь, разнообразие, мировоззренческое мужество, богатство оттенков. И девиз философии средних веков удивительно современен: "Знать, чтобы верить, верить, чтобы знать". "Темные" века, в отличие от Просвещения, знали множество интеллектуальных течений, гармонизирующих дух и материю, разум и веру, человека и природу. Средневековая философия – кульминационный пункт западного мышления. Точно так же, как первые билли о правах появились в XIII в., легитимность государственности подтверждалась плюрализмом духа, морализацией всех сторон жизни.

Величие средневековья третируемого за однообразность, скорее, в безбрежном плюрализме: схоластика не просто знала множество различных течений, но ещё не была столь нетерпимой и беспощадной, как вышедшие из неё Просвещение, утопия, коммунизм. Монахи вели полемику, веря в возможность согласования и сосуществования порой взаимоисключающих направлений. Да, за ереси (религиозное инакомыслие) преследовали, но между правоверными и еретиками ещё не было пропасти, вчерашние еретики имели все возможности бороться за правоверность. Таким образом, "застывшее" средневековье никак не меньше, чем то же Просвещение, было эпохой духовной конкуренции и настоящего взрыва идей.

Сегодня можно с известной долей вероятности считать, что культура Раннего и Классического Средневековья объединяет, по меньшей мере, десять веков, с V по конец XIV вв., то есть с момента активного формирования культуры Возрождения. Период Раннего Средневековья охватывает время с V по XI вв., а Классического – с XII по XIV вв. При всей противоречивости развития данной эпохи можно утверждать, что именно тогда сложились важнейшие черты западноевропейского христианского типа культуры на основе повсеместного распространения христианства. Институт церкви, христианское вероучение занимали в рассмотренное время доминирующие позиции практически во всех сферах культурной жизни средневекового общества. Однако на исходе эпохи Классического Средневековья отчетливо проявилась тенденция к секуляризации прежде всего в духовной сфере на основе распространения гуманистических идей.

К важнейшим достижениям средневековой литературы относятся рыцарский роман, повествующий о героических подвигах и любви рыцарского сословия, и рыцарская лирическая поэзия. В Германии её представители – миннезингеры (певцы высокой любви) – сами исполняли свои произведения. Во Франции поэзия достигла вершины в "куртуазной " (придворной) лирике трубадуров. Они воспевали идеальную любовь, преданное служение даме сердца, ради которой рыцари подвергались опасностям. Значительным явлением в литературе Франции XII – XIII вв. стало творчество вагантов бродячих поэтов (лат. vagantes бродячие). Особенностью их стихов стала постоянная критика католической церкви, духовенства за алчность, лицемерие, невежество. Церковь, в свою очередь, преследовала и осуждала вагантов.

Средневековье – это бурный, невиданный расцвет не только поэзии, но и музыки, эпоса, философии. Но если для Возрождения искусство становится скорее механическим зеркалом, то для Средних веков – зеркалом магическим, зеркалом, отражающим беспредельность божественной сущности. Отсюда мощь средневекового символизма, выраженная не только художниками, но и философами, богословами (Св. Франциск).

"Тёмные" века дали миру крупнейшие университеты, часы, компас, порох, бумаги, очки, зеркала, водяную и ветряную мельницы, энциклопедии, великих учёных и врачей… Именно в Средние века зародились европейские нации, сложились языки, на которых мы говорим, появились контуры государств, в которых мы живём, возникли идеалы, легшие в основание культуры.

Служба и верность были основополагающими ценностями средневековья. И ещё – иерархически нарастающие обязательства по мере нарастания прав. Noblesse oblige – положение обязывает – лозунг рыцаря, налагающий на него множество обязательств и ограничений, не имеющих силы для неблагородных. Знатность была не только привилегией, но и обязательством-ответственностью.

В средневековье родилась сама личностность, индивидуальность человека – человека не как личины, но как моральной индивидуальности, человека как персоны (per se una), как подобия Богу-творцу и как венца творения. Конечно, беззаконие и коварства тоже было предостаточно и на Западе, но на протяжении всего средневековья в Европе не забывали о том, что государь обязан повиноваться закону, стоящему над ним. Королевская власть не была в состоянии управлять, игнорируя интересы сословий. Такой характер феодального государства объясняется существованием влиятельных корпоративных групп, членов которых объединяла общность статуса, равенство прав. Здесь открывалась возможность создания представительных учреждений – парламентов, генеральных штатов и т. д.

В Средние века велось бурное строительство феодальных замков и церковных соборов. Для возведения построек в Западной Европе широко использовался камень. Тяжесть каменных сводов могли выдержать только толстые, мощные стены с немногочисленными окнами. Этот стиль получил название романского. Термином "романский" обозначается стиль европейского искусства X – XIIвв. Романское искусство принадлежит эпохе феодальной раздробленности, наступившей после развала империи Карла Великого. Для данного стиля характерен дух воинственности, постоянной потребности самозащиты, неудивительной в условиях жестокой вражды феодалов друг с другом. Главное, что создало романское искусство, – замок-крепость, или храм-крепость. Замок считался крепостью рыцаря, церковь – крепостью Бога.

К XII в. относится появление нового архитектурного стиля – готики (ит. gotico готский, по названию германского племени готов). Основа готического собора – высокие, стройные колонны, собранные как бы в пучки и перекрещивающиеся на большой высоте. В таком здании стены не являются несущим элементом конструкции, они становятся всё тоньше, в них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стёклами - витражами. Характерная черта готики – устремление зданий ввысь. Готические соборы несли в себе двойную тенденцию – религиозную и светскую. С одной стороны, устремлённость всех линий к небу, дематериализация камня должны были воздействовать на человека таким образом, чтобы вызвать у него ощущение присутствия в некоем ином по отношению к земному мире. С другой стороны, собор, ставший центром и украшением города, являлся символом его процветания и богатства. В XIV в. готический стиль получил дальнейшее развитие. Это была "пламенеющая готика": – здания украшали тончайшей резьбой по камню – каменным кружевом, а форма окон стала напоминать пламя горящей свечи.