Смекни!
smekni.com

Современные представления о культуре и культурности (стр. 9 из 23)

Темы контрольных работ

Как вы оцениваете значение античной культуры для современности [1, 4, 6, 15, 16].

Периоды античной культуры. Сравнительный анализ [1, 3, 22].

Хитроумен ли Одиссей? [5, 6, 8].

Мифы Древней Греции [7, 9, 10, 11, 12, 16, 19, 20].

Античный пантеон богов [6, 10, 15, 18, 19].

Идеал человека в древнегреческой культуре [2, 3, 4, 5, 11].

Древнегреческий театр [1, 2, 3, 4, 18].

«Золотое сечение» в культуре древних греков [1, 6, 13].

Фатальна ли античность? [5, 7, 14].

Знаменитый греческий философ (писатель). Жизнь и творчество [3, 5, 17].

Идеал женщины в Древней Греции [2, 3, 9].

Философия любви древних греков [2, 3, 9, 18].

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите этапы развития древнегреческой культуры.

2. Расскажите об основных философских системах античности.

3. Назовите выдающихся деятелей литературы, скульптуры, архитектуры Древней Греции. Расскажите об их творчестве.

4. В чём заключается роль и значение театра для древнегреческой культуры?

5. Расскажите о науке и образовании в античных государствах.

Литература

1. Античная культура и современная наука. М., 1985.

2. Античность и Византия. М., 1975.

3. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. Т.1. М., 1992.

4. Бычков В. В. Античность в культуре и искусстве последующих веков. М., 1984.

5. Вернан Ж. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.

6. Гаспаров М. Занимательная Греция // Наука и религия. 1991. № 1–3.

7. Голосковер Я. Э. Логика мифа. М., 1987.

8. Джойс Д. Улисс. М., 1993.

9. Женщина в мифах и легендах. Энциклопедический словарь. Ташкент, 1992.

10. Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А. А. Нейхардт. М., 1990.

11. Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

12. Мелетинский Е. М. Поэтика мифа. М., 1976.

13. Менар Р. Об античной и современной скульптуре.

14. Миронов В. Б. Пир мудрецов. М., 1994.

15. Мифы в искусстве старом и новом. Историко-художественная монография (по Рене Менару) СПб., 1993.

16. Пивовоев В. М. Миф в системе культуры. Петрозаводск, 1991.

17. Плутарх. Жизнеописания. М., 1993.

18. Словарь Античности. М., 1994.

19. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М.,1989.

20. Штоль Г. Мифы классической древности: В 2 т. Т. 1–2. М., 1993.

21. Любимов Л. Искусство Древнего мира. М., 1971.

22. Культурология. История мировой культуры / Под ред. А. Н. Марковой. М., 1998.

Глава 8. Культура и искусство Рима

Особенности культуры латинской античности.

Периодизация римской культуры.

Гражданское право – доминанта римской культуры.

Искусство и литература Рима.

Философские школы римлян.

Гибель великой империи. Мифы и история.

Философия любви в Древнем Риме.

Становление христианства.

Образ идеала в римской культуре.

Этрусский период

Древнейшей цивилизацией на территории Апеннинского полуострова считается этрусская. В 1 тыс. до н.э. на территории Средней и Северной Италии этруски создали федерацию городов-государств. Каменные стены и здания, четкая планировка улиц – характерные черты их поселений. Археологические раскопки позволяют говорить об очень высоком уровне развития искусства этрусков: замечательны настенные росписи гробниц, саркофаги, оружие, ювелирные украшения, бронзовая скульптура, керамика, особенно вазы. Во время раскопок найдено около 10 тысяч надписей, но язык этрусков не расшифрован до сих пор. Большое влияние на культуру этрусков оказали греки, но этруски, в свою очередь, предопределили многое в архитектуре, скульптуре и религии Рима.

Царский период

Начало римской истории по традиции относят к 753 году до н.э. – времени основания города. Первый период развития римской культуры охватывает VIII-VI вв. до н.э., к концу его Рим сложился как город-государство греческого типа.

Ранняя римская религия была анимистической, то есть признавала существование всевозможных духов, ей присущи элементы тотемизма, однако, постепенно римляне перешли к антропоморфизму. Первый храм Рима – храм Юпитера на Капитолийском холме – был построен этрусскими мастерами.

Период республики
Период ранней республики охватывает VI-III вв. до н.э., когда Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуострова. Искусство этого времени мало изменилось. Большинство художников, работавших в Риме, были греками, и римские коллекционеры приобретали главным образом произведения греческих мастеров или их копии. С образованием гражданской общины республиканского строя связано развитие ораторского искусства. Выступления сенаторов в сенате, чиновников в комициях (народных собраниях) требовали умения убеждать слушателей. Римская культура поздней республиканской эпохи была еще более эклектична и представляла собой соединение многих начал: этрусского, римского, италийского, греческого. К III в. до н.э. римские боги отождествляются с греческими: Юпитер – с Зевсом, Нептун – с Посейдоном, Плутон – с Аидом, Марс – с Аресом, Юнона – с Герой, Церера – с Деметрой, Венера – с Афродитой и т.д. Появились и чисто италийские божества: Янус – бог входа и выхода, Лары, Гении, Пенаты – домашние боги. Характерно, что римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества, которые должны были усилить мощь Рима.
Первым римским поэтом считают грека Ливия Андроника, переведшего поэмы Гомера на латынь. Крупнейшими авторами III–II вв. до н.э. считаются Плавт и Теренций, сделавшие вольные интерпретации известных греческих драматических сюжетов. Очень значительна римская поэзия этого времени, среди наиболее известных поэтов следует назвать Лукреция (философская поэма “О природе вещей”) и Катулла (лирика). Наиболее выдающимися мастерами прозы стали Варрон (своеобразная историческая, географическая, религиозная энциклопедия “Древности дел божеских и человеческих”) и Цицерон – известный оратор, юрист, политик.

В римской архитектуре чувствуется стремление подчеркнуть силу, мощь, величие, подавляющие человека. Для сооружений эпохи республики характерны монументальность, пышность отделки, украшательство и, одновременно, интерес к утилитарным сторонам жизни, к проблемам эксплуатации построенного. Сейчас возводят не столько храмовые комплексы, подобно грекам, сколько сооружения для практических нужд. Появляются новые типы зданий: базилики, где совершались торговые сделки, проходили судебные заседания; амфитеатры – место проведения гладиаторских боев; цирки – для соревнования колесниц; термы – комплекс банных помещений и т.д. Возникает новый тип монументального сооружения – триумфальная арка; римляне возводили их во всех концах империи – в Италии, Франции, Северной Африке, Азии.

Период империи

Конец I в. до н.э. – II в. нашей эры - время ранней империи (эпоха принципата), расцвета рабовладельческих отношений. Римское государство превращается в огромную империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, часть Европы. К I-II вв. н.э. относится сооружение наиболее известных римских архитектурных памятников: Колизея – самого большого амфитеатра античности и Пантеона – храма всех богов. Это единственный античный храм, где культ никогда не прерывался: в начальный период христианства его превратили в церковь и поэтому в дальнейшем не допускали разрушения. В науке приоритетные позиции занимают география (трактаты Страбона, Птолемея), ботаника, зоология, минералогия, медицина. Однако славу римской культуре данного времени приносит литература. Это и знаменитый Апулей (роман “Метаморфозы”), сатирики Ювенал, Петроний, Лукиан, великие поэты Вергилий, Гораций, Овидий. Римская знать остается сторонницей стоицизма (философия Сенеки), но достаточно широко известно и эпикурейство.

В IV–V вв. н.э., во время поздней империи, изменяется сама форма римского государства, в котором основной формой правления становится неограниченная монархия восточного типа, лишенная всяких республиканских примет. Данные изменения, однако, уже не могли выступать залогом целостности империи, в 395г. она распалась на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе. История культуры позднего античного периода определяется борьбой прежних античных традиций с новыми христианскими принципами мировидения. К середине III в. кажется, что великая древняя культура одержала верх – христианство запрещается и преследуется по всей Римской империи, но уже в IV в. оно превращается в государственную религию. К концу IV в. начинается разгром языческих храмов, запрещаются Олимпийские игры. Победа христианства стоила человечеству гибели многих памятников античного искусства.

В IV в. н.э. начинают строить христианские храмы – базилики. Впервые возвела базилику для богослужения мать императора Константина, который в 311 г. узаконил христианскую церковь. Наряду с базиликами в раннехристианское время сооружались другие культовые здания, в которых нашли развитие античные традиции храмовой архитектуры.