Смекни!
smekni.com

Современные представления о культуре и культурности (стр. 15 из 23)

В XII–XIII вв. в истории Руси наступил период феодальной раздробленности. Войны за расширение суверенных государств современник назвал «погибелью земли Русской». К моменту Батыева нашествия численность самостоятельных княжеских владений достигала 50. Вместе с тем, начальная фаза эпохи феодальной раздробленности (до того как в ход развития вмешался фактор завоеваний) сопровождалась бурным ростом городов и культурным расцветом русских земель. Развивались оригинальные, местные стили в изобразительном, прикладном искусстве, зодчестве, летописании. Для этого периода характерно углубление взаимодействия язычества и христианства, выразившееся в появлении феномена народного христианства и ересей (гр. hairesis особое вероучение) павликианско-богомильского толка. Последние основывались на дуализме, утверждении субстанционального начала как за Богом, так и за Дьяволом. С монголо-татарским нашествием в культурную традицию входит патриотическая тематика, способствовавшая консолидации общерусского национального сознания и формированию общерусской этнической целостности.

Эпоха XII–XIII вв. дала непревзойденные по глубине и образности шедевры в области словесности, зодчества, иконописи, появление которых свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне культурного развития народа накануне монголо-татарского нашествия.

Темы контрольных работ

Эстетика восточных славян. Истоки и влияния [3, 4, 15].

Культурные связи Руси и Византии [3, 4, 5].

«Крещение» Киевской Руси. Личность князя Владимира [5, 7].

Христианство и древнерусская литература [1, 8, 9, 12, 13].

Древнеславянские представления о прекрасном [3, 4].

Русская икона – выдающееся явление отечественной культуры [4, 10, 15].

Церковное зодчество. Первые древнерусские храмы [2, 15].

Древнерусская литература – выдающееся явление отечественной культуры [1, 8, 9, 11, 12, 13].

Образ древнерусского книжника [4, 8, 9].

Духовные феномены христианства и апокрифическая литература [8, 9, 13].

«Слово о полку Игореве» – его роль в отечественной и мировой культуре [1, 11].

Контрольные вопросы и задания

1. Объясните, почему в древнерусском государстве было принято христианство? Какое это имело значение для Руси?

2. Как изменилось древнейшее языческое сознание под влиянием христианства?

3. Как развивалась культура Киевской Руси? Назовите основные составляющие данной культуры.

4. Опишите известные памятники культуры славянской древности.

5. В чём принципиальные отличия во взглядах на предназначение художественного слова в Древней Руси и современности?

Литература

Бусаева-Давыдова И.Л . Каменное зодчество Древней Руси. М., 1989.

Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.

Бычков В. В. Русская средневековая эстетика. XI–XVII века. М., 1992.

Введение христианства на Руси / Отв. ред. А. Д. Сухов. М., 1987.

Корнилович К. В. Окно в минувшее (О древнерусской станковой живописи). Л., 1968.

Лихачев Д. С. «Слово о полку Игореве». М., 1982.

Лихачев Д. С. Развитие русской литературы X–XVII веков: Эпохи и стили. Л., 1973.

Мавродин В. В. Образование древнерусского государства и формирование древнерусской народности. М., 1971.

Ополовников А. В., Островский Г. С. Русь деревянная: образы русского деревянного зодчества. М., 1981.

Принятие христианства народами Европы и крещение Руси / Отв. ред. Г. Г. Литаврин. М., 1988.

Раппопорт П. А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

Рыбаков Б. А. Из истории культуры Древней Руси: Исследования и заметки. М.,1984.

Седов В. В. Восточные славяне в VI–XIII веках. М., 1982.

Сказания о начале славянской письменности. М., 1981.

Фроянов И. Я. Киевская Русь. Л., 1980.

Глава 15. Под знаком вечности.

Русская культура конца XIV – начала XVI века

Лихая година. Монголо-татарское нашествие в исторической судьбе России.

Трагедия русской культуры, затруднение ее связей с западноевропейской традицией.

Объединение русских земель вокруг Москвы. Битва на Куликовом поле (1380г.).

Эстетика духовных феноменов и культура XV века.

Софийность русского искусства.

Летописная культура этого времени («Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина»).

Рациональная и антицерковная идеология XVI века. Ереси.

Зодчество и живопись классического русского средневековья. Экспрессивно-эмоциональный стиль конца XIV века. Феофан Грек.

Андрей Рублев и его «Троица».

Русские школы иконописи (Московская школа, «Строгановская школа», «Годуновская школа»).

Словесное святое мастерство. Слово и деяние.

Монголо-татарское нашествие 1237–1241 гг. и вторжение немецких рыцарей на северо-западеДревней Руси поставили страну на край гибели. Литература XIII в. характеризуется трагическим пафосом, актуализацией национально-патриотических отношений. Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовой битве (1380). Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые, развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ведущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-восточной Руси, наличию удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель, возрастает ее влияние как одного из культурных центров. Московские князья принимают титул Великих князей Всея Руси.

Победе на Куликовом поле посвящено выдающееся произведение того времени – «Задонщина» (от места битвы за Доном). Вместе с литературой активно развивается зодчество. Традициям старого зодчества отвечали церковь Спаса на Ковалеве (1345) и церковь Успения на Волотовом поле (1352). В это же время складывается новый стиль в архитектуре, его особенности: нарядное внешнее убранство храмов украшение фасадов декоративными нишами, скульптурными крестами. Рост значения Москвы как центра объединенных русских земель нашел воплощение в строительстве нового кирпичного Кремля – с его стенами, башнями, соборами и гражданскими постройками. Московский Кремль стал символом русской земли, уникальным памятником не только русского, но и мирового значения, как собор Василия Блаженного, старинные русские монастыри.

Свою страницу в историю русского искусства вписали выдающиеся живописцы. Особое место среди них занимает Феофан Грек. Родом из Византии, он обошел в скитаниях Византию, Крым, Русь. Его иконы и фрески (живопись по сырой штукатурке красками, разведенными на воде) отличаются монументальностью, драматизмом, смелой и свободной живописной манерой.

Искусство Феофана Грека, его работы над росписью церкви Рождества Богородицы, Архангельского и Благовещенского соборов в Кремле определили в те годы развитие московской живописи. Другим известным мастером XIV века стал великий русский художник Андрей Рублев. Он принадлежал к монахам Андроникова монастыря, в котором умер и похоронен. Творчество Рублева знаменовало подъем русской культуры периода создания централизованного Русского государства и возвышения Москвы. Во времена творчества этого иконописца московская школа живописи достигла своего расцвета. Произведения мастера отличают глубокая человечность, одухотворённость образов, идея согласия и гармонии, совершенство художественной формы. Рублев участвовал в создании росписи, икон в старом Благовещенском соборе (Московский Кремль), Успенском соборе (Владимир), Троицком соборе (Троице-Сергиева лавра), Спасском соборе Андроникова монастыря. Искусство великого творца проникнуто возвышенно-светлым настроением, гармонией, оно отражает радостное отношение к миру, спокойствие, безмятежность. Характерная черта его стиля – лирическая умиротворенность: персонажи Рублёва мягче, человечнее, чем у Ф.Грека. Наиболее известное произведение художника – икона «Троица».

Для историко-культурного развития русских земель период конца XV–XVI вв. переломный. Продолжалось образование единого русского государства, страна освободилась от монголо-татарского ига, завершилось формирование русской народности. Это оказало существенное влияние на становление культурных процессов. Русское государство осознается центром мирового православия (теория старца Филофея о «Москве – Третьем Риме»), наследующего великие традиции Рима и Византии.

Хозяйственные и политические достижения России этого времени оказали заметное влияние на повышение уровня грамотности; в 1553 г. появляется книгопечатание. Первого марта 1564 г. увидела свет первая русская датированная печатная книга – «Апостол», а в 1565 г. – «Часослов». Всего до конца XVI в. было издано около 20 книг церковно-религиозного содержания. Среди литературных памятников XV в. выделяется огромный десятитомный свод церковной литературы «Четьи-Минеи» («Чтения Ежемесячные»), – написанные митрополитом Макарием жизнеописания русских святых, составленные по месяцам в соответствии с днями чествования каждого подвижника. Свод житейских правил, наставлений, возникших в среде новгородского боярства и купечества, содержал «Домострой». Он защищал патриархальный уклад в семье, утверждая абсолютный авторитет и власть главы семьи над ее членами.

Архитектура конца XV–XVI вв. отразила возрастание международной роли русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве. В строительстве наряду с русскими умельцами участвуют итальянцы. Во внешнем виде соборов уже ярко выражается светский стиль архитектуры (Архангельский собор, 1505–1508). Светские постройки возводятся и в Московском Кремле (Княжеский дворец, 1487 – 1491; Теремной дворец, 1635–1636; в 1776–1787 г. – здание Сената, чуть позже Большой Кремлевский дворец и Оружейная палата, 1844 – 1851).