Смекни!
smekni.com

Современные представления о культуре и культурности (стр. 13 из 23)

Ведущим идейно-художественным направлением этого времени стал романтизм. Романтизм (фр. romantisme) развивается во всех странах Европы и в Северной Америке, получает отражение в различных областях науки, литературы, искусства. Родиной романтизма принято считать Германию. Отличительные черты нового стиля видели в усилении воображения, эмоциональности и творческой одухотворенности художников. Эмоции, интуиция превалируют здесь над рационализмом, индивидуальные качества отдельного человека – над обезличенным обществом; естественная природная непосредственность – над классической строгостью и сдержанностью.

Главные темы романтического искусства, литературы – любовь к величественным пространственным пейзажам, ностальгия по прошлому (особенно готическому), любовь ко всему простому (народная культура, традиции), культ героических личностей, романтические чувства, мистицизм, очарование смертью.

В литературе романтизм представлен произведениями Новалиса, Брентано, Айхендорфа, Тика; книгами Колриджа, Шелли, Байрона, Скотта (Англия); романами Виктора Гюго, Ламартина, Жорж Санд и Дюма-отца (Франция). В творчестве американских писателей По, Мелвилла, Лонгфелло, Уитмена ведущую роль также играют романтические сюжеты и образы.

В изобразительном искусстве романтическую традицию представляли выдающиеся художники: пейзажисты Фридрих, Тернер, Фюсли, Блейк, Делакруа.

В музыке термин "романтический" свободно применяется к большинству композиций XIX века, хотя в основном ассоциируется с понятиями программной музыки, такой как "Фантастическая симфония" Берлиоза, песенного цикла (Шуберт), оперы (Вагнер, Верди).

Кроме того, романтизм представлял собой форму идеологии: особое романтическое направление, сложившееся в области философско-эстетических идей, политической экономии, исторической науки.

Реализм утверждался в 30 – 40-е гг. XIX в., наряду с романтизмом, в художественной литературе и изобразительном искусстве, но к середине XIX в. он становится господствующим направлением в европейской культуре. Реализм в литературе, искусстве – это правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Писатели, художники обратились к действительности во всех её проявлениях, обличая стяжательство, вопиющее социальное неравенство, эгоизм, лицемерие. По своей идейной целенаправленности реализм перерастает в критический реализм. Вместе с тем творчество великих реалистов пронизано идеями гуманизма и социальной справедливости. Во Франции реализм приобретает политическую окраску. Впоследствии в живописи реализм постепенно вытесняется импрессионизмом, а в литературе – натурализмом.

Представители натуралистического направления в искусстве исходили из положений о полной предопределённости судьбы, воли, духовного мира человека социальной средой, бытом, наследственностью, физиологией. В 80-х гг. XIX в. натурализм становится влиятельным направлением во французской литературе: творчество Эмиля Золя, братьев Гонкур, Ги де Мопассана, Альфонса Доде. В Германии к художникам данного направления относят Герхарта Гауптманна, в США – Теодора Драйзера.

В конце XIX – начале XX вв. в Европе сложилось новое направление в искусстве – символизм. Основоположниками символизма считают французских поэтов: Поля Верлена, Стефана Малларме и Артюра Рембо. Они использовали слова в их символическом, а не конкретном значении. Художники-символисты отвергали реализм, стремились выразить настроение и психологическое состояние через цвет, линию, форму. Сюжеты их картин были чаще всего мифологические, мистические или фантастические. Ведущим художником-символистом считается Гюстав Моро.

Под влиянием представителей живописи критического реализма (Курбе, Домье) появилось направление в искусстве – импрессионизм (фр. impression впечатление). Его история сравнительно кратковременная – всего двенадцать лет (от первой выставки картин в 1874 г. до восьмой в 1886 г.). Импрессионисты стремились запечатлеть природу в ее истинном виде, уловить тончайшую игру света. Стили импрессионистов различались между собой, но всех объединяло исследование эффектов света и движения, достигавшихся использованием крупных отчетливых мазков или красочных пятен, разбросанных по полотну, а не смешанных предварительно на палитре. В 1880-е годы направление распалось на несколько новых стилей, позднее оформившихся в постимпрессионизм. Яркими представителями этого направления были три художника: французы П. Сезанн, В. Ван Гог и П. Гоген. Они начали работать одновременно с импрессионистами и испытали в своём творчестве их влияние.

На рубеже XIX–XX вв. в Европе идет интенсивный поиск нового языка в искусстве, новых форм и возможностей. Первые три десятилетия нашего столетия открыли абсолютно новые направления в художественной культуре. Одно из главных – авангардизм. Его значимость – в призыве к полному обновлению художественных форм и выразительных средств, в категоричном отказе от каких-либо художественных традиций. Причем нередко авангардисты начинали вполне традиционно и лишь испытав все существующие приёмы, формы, уходили от них. Это произошло с П. Пикассо, который успел испробовать самые разные способы самовыражения в искусстве (реализм, кубизм, абстракционизм); с С. Дали, который пройдя через серьезный, основательный реалистический период, нашел себя в сюрреализме. Основой сюрреализма как авангардного направления стало стремление реально и точно показать совершенно нереальное, невозможное.

Несомненный интерес представляет экспрессионизм, сформировавшийся в начале века в Германии и призывавший к отражению в произведениях искусства не явлений и предметов реальной действительности, а чувств и переживаний автора в максимально соответствующей им форме. Естественно, что единых правил здесь быть не могло, т. к. всякий раз ощущения, переживания, эмоции имеют разную основу, а следовательно, и форму фиксации.

Группой художников-экспрессионистов "Голубой всадник" руководил В. Кандинский (1911). В литературе авангардизм также имел своих сторонников. Одним из первых стал знаменитый ирландец Джемс Джойс – автор, , романа "Улисс", написанного в жанре "потока сознания".

Темы рефератов

Научные открытия XIX века (П. Лаплас, Д. Дальтон, Ч. Дарвин, Д. Максвелл) [1, 5, 14].

Человек и «экзистенция». С. Кьеркегор о способе их существования [10, 12, 15].

Теория сверхчеловека Ф. Ницше [12].

З. Фрейд. Теория бессознательного и ее роль в культуре XIX–XX веков [7, 15].

Творчество импрессионистов [2, 6, 11].

Жизнь и творчество Д. Байрона [3, 9, 10, 15].

Романтический герой. Художественные открытия немецких романтиков [3, 9, 10, 15].

«Человеческая комедия» О. Бальзака – величайшая победа реализма [4, 8, 10].

Символизм, декаданство, неонатурализм в культуре XIX века [10].

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите и охарактеризуйте основные художественные стили XIX века.

2. Где зародился романтизм?

3. С какими именами Вы связываете явление английского, французского, венгерского романтизма?

4. Каковы основные характеристики романтического направления в искусстве?

5. Назовите представителей импрессионизма в живописи.

6. В чём заключаются основные тенденции развития постимпрессионизма? Назовите основных представителей этого направления.

7. Перечислите главные художественные принципы авангардизма. В чём на Ваш взгляд его значимость для развития культуры ХХ века?

Литература

Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. № 3.

Андреев Л. Г. Импрессионизм. М., 1980.

Бернал Д. Наука в истории общества. М., 1956.

Богемская К. Г. Клод Моне. М., 1984.

Додельцев Р. Ф. Концепция культуры З. Фрейда. М., 1989.

Зарубежная литература XIX века. Реализм. М., 1990.

Зарубежная литература XIX века. Романтизм. М., 1990.

Импрессионисты, их современники, их соратники. Живопись. Графика. Литература. Музыка / Сб. ст., посвящённых первой выставке. М., 1976.

Карцев Вл. Максвелл. М., 1974.

Кьеркегор С. Страх и трепет. Л., 1991.

Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1973.

Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1992.

Перрюшо А. Жизнь Ренуара. М., 1986.

Проблема человека в западноевропейской философии: Сб. переводов. М., 1988.

Ревальд Д. История импрессионизма. М., 1994.

Раздел 4. Русская культура. Генезис развития

Глава 13. Язычество древних славян

Истоки славянской культуры.

Земледельческие культы древних славян.

Нестор и его «Повесть временных лет» о жизни славян.

Концепции материальной культуры древних славян: «охотничья» (Н. А. Рожков), «земледельческая» (М. Н. Покровский).

Духовная культура древних славян. Истоки славянской мифологии.

Политеистический пантеон древнеславянских богов.

Род и Раженицы.

Древнеславянская магия. Институт языческих волхвов.

Язычество в системе русской национальной культуры.

Труды о культуре древних славян академика Б. А. Рыбакова.

До христианства и других монотеистических религий все народы были язычниками. Язычество – от «языки» (племена); это слово объединяет в себе принцип веры различных родоплеменных союзов. Славянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы; другие – в силы Рода и Рожаниц, третьи – в души умерших предков, в духов; четвертые – в тотемных животных–пращуров и т. д. Жертвы родовым и небесным богам приносили представители родовых союзов, а о контактах с низшими демонами земли, об избавлении людей от их вредного влияния и о получении от них разных услуг заботились "вольнопрактикующие" волхвы. Место жертвоприношения – капища, позднее в центре капища стали ставить изображения богов-идолов.