Смекни!
smekni.com

Современные представления о культуре и культурности (стр. 6 из 23)

Верования древних людей были языческими, основанными на многобожии. Главные религиозные культы, обряды повсеместно связывались с религиозными видами искусства. Однако необходимо специально отметить, что целью первобытного искусства являлось не эстетическое наслаждение, хотя оно неотъемлемое качество любого художественного произведения, а решение практических задач. Отсутствие предметов чистого искусства не означает равнодушия к декоративным элементам. Последние в качестве геометрических знаков, орнамента становились выражением чувства ритма, симметрии, правильной формы.

Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового художественного творчества. Культура Древнего Египта, Шумера, Ирана, Индии, Китая возникла на основе всего, что было создано первобытными предшественниками.

Темы контрольных работ

От обезьяны к Homo sapiens. «Путь» первобытного человека [3, 5, 6, 15, 16, 19].

Игра и культура в первобытном обществе [1, 4, 16].

Теория первобытного общества Э. Тайлора [12].

Труды Дж. Фрезера, их значение для понимания духовной культуры древних [14].

Первобытная магия [3, 6, 8].

Первобытное искусство [1, 8, 9, 10].

Первая письменность (пиктография, идеография, фонография) [7, 10].

"Человек – символическое животное" [8, 13, 17].

Красота – высшее из искусств (на материале первобытной культуры) [1, 4, 5, 6].

Контрольные вопросы и задания

1. Опишите периоды первобытной эпохи?

2. Назовите особенности первобытных верований и религии.

3. Расскажите о наскальной живописи первобытных людей.

4. Каковы музыкальные формы первобытного искусства?

5. Охарактеризуйте виды поселений первобытной эпохи.

Литература

Абрамова З. А. Древнейшие формы изобразительного творчества // Ранние формы искусства. М., 1972.

Аверинцев С. С. и др. Древние цивилизации. М., 1989.

Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры // Проблема человека в западной философии. М., 1986.

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. М., 1930.

Леви-Строс К. Первобытное мышление. М., 1994.

Любимов Л. Д. Искусство Древнего мира. М., 1980.

Матвеев К. П., Сазонов А. А. Когда заговорила клинопись. М., 1979.

Мифологический словарь. М., 1990.

Неклюдов С. Ю. Ранние формы искусства. М., 1972.

Первобытное искусство. Новосибирск, 1992.

Розин В. М. Новая концепция происхождения человека и сознания // Социально-политический журнал. 1993. №5-6.

Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ // Исследования в области мифопоэтического. М., 1995.

Фрезер Дж. Золотая ветвь. Исследования магии и религии. М., 1986.

Фрейд З. Тотем и табу. М., 1992.

Хейзинга В. Homo Ludens. М., 1992.

Чернокозов А. И. История мировой культуры. Р/на Д. 1997.

Элиаде М. Космос и история. М., 1987.

Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

Глава 6. Культура древнего Востока

1. Общая характеристика культуры речных цивилизаций.

2. Эпохи древнеегипетской культуры. Эллинистический Египет. Египет – римская провинция.

3. Культура Древней Месопотамии: культура древних Шумера и Аккада, Старовавилонское царство; культура Ассирии: своеобразие искусства Сасанидского Ирана.

4. Индо-буддийский тип культуры. Система ценностей и художественная практика.

5. Философско-религиозные системы Китая. Система ценностей. Нормы повседневной жизни. Художественная практика.

6. Современные взгляды на традиции конфуцианства.

7. Буддизм в системе сегодняшней культуры.

История культуры народов Древнего Востока связывается многими учёными с переходом человечества от стадии первобытности к цивилизации. В IV – III тысячелетиях до н. э. в поймах рек Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы возникают великие культуры древности – речные цивилизации. Важнейшим отличительным признаком этих культур можно считать сакрализацию власти. В правителе видели Бога, его воля считалась священной, абсолютной, что не только объединяло людей, но и позволяло сосредоточить ресурсы на приоритетных направлениях деятельности: строительство городов, дворцов, храмов – там, где требовались массовые усилия.

Вся культура древневосточных обществ тесным образом связывалась с религиозным культом, обслуживала его. Архитектура, скульптура и живопись подчинялись строгим религиозным канонам. Для искусства Древнего Востока характерно стремление к реализму при сохранении условности, плоскостности изображения, неумение передавать светотень и перспективу. Но каждый регион имел свою специфику культурного развития. Древний Восток знает четыре основных очага городской культуры: Двуречье (Месопотамия), Египет, Индия, Китай.

В IV – III тысячелетиях до н. э. на территории Двуречья возникла цивилизация высочайшей культуры. При этом в Месопотамии достаточно быстро сменяли друг друга различные государственные образования, в том числе Шумер, Аккад, Вавилония, Ассирия, Иран, перемешивались, торговали и воевали различные народы, воздвигались и до основания разрушались храмы, крепости, города.

Динамичной, разнообразной была история и культура Двуречья. Старейшая культура на этой территории – шумеро-аккадская. Шумерам принадлежит древнейшая на Земле письменность - шумерская клинопись. Во II тысячелетии до н. э. на смену шумерской цивилизации приходит цивилизация Вавилонии. При царе Хаммурапи (1792 – 1750 гг. до н .э.) здесь создаётся знаменитый "Свод законов", где отразилась хозяйственная жизнь, быт, нравы и мировоззрение древних обитателей Двуречья.

Ассирийское искусство I тысячелетия до н. э. – искусство завоевателей, где важен культ силы, мощи. Поклонение воле царя было абсолютным. Он обязательно представлялся грозным, могущественным, беспощадным. Ассирийское искусство не знает себе равного по изображению сцен царской жестокости. Жестокость нравов общества, видимо, сочеталась с его невысокой религиозностью. В городах Ассирии преобладают дворцы, светские постройки, а не культовые сооружения. В Вавилоне насчитывалось 24 больших проспекта, а знаменитая Вавилонская башня вошла в число семи "чудес света". Это был грандиозный семиярусный зиккурат (храм) высотой 90 м. Озеленённые террасы Вавилонской башни известны как "висячие сады" Семирамиды – ассирийской царицы, жившей в IX в. до н. э.

На смену Вавилонии и Ассирии пришла в VI в. до н. э. Иранская империя. Искусство Ирана было ещё более светским, придворным, но и более спокойным: в нем почти нет той жестокой силы, что характерна для ассирийцев. Государственной религией в Иране считался зороастризм (по имени основателя Заратуштра – Зороастра в европейской транскрипции). Исходными положениями зороастризма были поклонение огню и вера в борьбу света (добра) с тьмой (злом), лежащую в основе мироздания. В IX в. до н. э. Иран, как и Египет, был завоёван Александром Македонским и включён в сферу эллинистической культуры.

Древний Египет – первое государство на Земле, первая великая держава, первая империя, претендовавшая на мировое господство. Египетская культура значительно возвышалась среди родственных ей культур Африки. От первых полунадписей-полурисунков – до обстоятельных декретов фараона;от первых упоминаний имени усопшего – до сложных религиозных текстов различных жреческих школ ("Тексты пирамид"); от первых кирпичных гробниц – к пирамидам Джосера, Хеопса; от скромных святилищ богов – к храмовым комплексам во славу Солнца; от первых схематических изображений на стенах, ремесленных изделиях – до сложных композиций, украшающих гробницы, статуй-портретов и каменных сфинксов.

Основными принципами, на которых покоилась верховная власть в Египте, были незыблемость и непостижимость. Боги и цари считались владыками и покровителями Египта, они же выступали как создатели религии, искусств, письма и счёта.

Культура Древней Индии (середина IV тыс. до н. э. – VI в. н. э.) – одна из самых оригинальных и величественных культур, когда-либо существовавших на нашей планете. Сохранившиеся памятники культуры свидетельствуют о высоком уровне развития литературы, архитектуры, скульптуры, ремесла и градостроительства. В Древней Индии сформулирована десятичная система счисления, заложены основы тригонометрии, алгебры, астрономии, медицины. Прославили Древнюю Индию выдающиеся литературные произведения – веды, поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна". В процессе культурной эволюции здесь родились различные религиозные течения: брахманизм, джайнизм, индуизм, буддизм – самая ранняя из трёх мировых религий, у которой ныне 700 млн. последователей. Глубоко своеобразным был общественный строй Индии: социальное неравенство сформировало варны, а разделение людей по профессиям – касты.

Китай – самая большая из обособленных цивилизаций и самая обособленная из больших. Государственность в Китае возникла во II тыс. до н. э. Особенностью духовной жизни Древнего Китая было наличие в ней нескольких философско-религиозных систем – конфуцианства, даосизма, возникших в Китае, и буддизма, пришедшего из Индии. В религиозных взглядах отразились особенности мировоззрения древних китайцев: терпимость, послушание, отказ от активных действий, культ повиновения старшим. Национальный характер сказался и на развитии письменности в Китае. Китайская иероглифическая письменность, возникшая во II тыс. до н.э., сохраняется до сих пор и в современном мире остаётся единственной иероглифической письменностью. В литературе Китая особое место занимала поэзия, её древнейшими памятниками стали "Книга песен" и "Книга перемен". Высокого уровня достигла китайская медицина (иглоукалывание, практика прижиганий, лечение наркотиками). В Древнем Китае знали более двадцати музыкальных инструментов, сочиняли трактаты о музыке, готовили профессиональных музыкантов, обслуживающих церемониалы. Китайцы были поклонниками театра, любили акробатику, выступления мимов, театр кукол и теней.