Смекни!
smekni.com

Фирма Фаберже (стр. 10 из 11)

Награждению сына и внука было посвящено яйцо, подаренное Николаем II на Пасху 1916 года (10 апреля) матери. Тулово яйца покрыто матовой опаковой эмалью нежных тонов с легким перламутровым эффектом. Рисунок на нем имитирует сетку из лавровых листьев. Внутри каждого ромба - изображение георгиевского креста. Накладная лента, обвивающая тулово, выполнена в традиционном "орденском" черно-оранжевом цвете. За круглым медальоном с наложенным георгиевским крестом скрывается миниатюрный портрет императора, с противоположной стороны - под крышкой в виде медали с профилем Николая II - портрет наследника цесаревича. Крышки открываются нажатием двух маленьких кнопочек под ними.

Получив этот сувенир, Мария Федоровна написала Николаю: "Целую тебя трижды и благодарю тебя всем сердцем за твою милую карточку и прелестное яйцо с миниатюрами. Добрый Фаберже сам привез. Удивительно красиво". Последнее из пасхальных яиц, подаренных Марии Федоровне, "Георгиевское" - единственное, которое оставалось с ней в дни "боли и страданий", когда в1919 году пришлось покинуть мятежную страну на британском военном корабле "Мальборо". Бывшая российская императрица не расставалась с ним до самой смерти (она умерла в Дании в 1928 году).

Яйцо с гравированной эмалевой трельяжной решеткой из листьев, с маленькими Георгиевскими крестами покрыто прозрачной перламутровой эмалью и драпировано рельефной лентой Императорского Ордена Святого Георгия, выполненной в черной и прозрачной оранжевой эмали. На одной стороне орден белой и красной эмали, подвешен на орденской ленте. Откидывается наверх при помощи маленькой кнопки, открывая под собой миниатюрный портрет Николая II. На обратной стороне помещена серебряная медаль Святого Георгия с профилем Николая II и надписью по краю "Е.В. Николай II, Самод. Всеросс.", также подвешенная на ленте и открывающая под собой миниатюру, на этот раз Цесаревича Алексея Николаевича, на обороте надпись "За храбрость, 4 степ.". На верху яйца - монограмма вдовствующей императрицы, выполненная накладным серебром, окруженная венком из листьев с ягодами прозрачной зеленой и красной эмали с каймой белой эмали. Внизу яйца в аналогичной технике - дата "1916" Принимая во внимания трудности военного времени, Фаберже придал яйцу более скромный вид, использовал менее дорогостоящее серебро и не включил в него обычного для других пасхальных яиц сложного в изготовлении и роскошного сюрприза.

39. "Триптих Красный крест" (1915 г.) Раскладывающееся яйцо. Внутри изображение "Воскресение Христово". Портреты Великой Княжны Ольги и Великой Княжны Татианы в образе своих святых. Было подарено Александре Феодоровне. Яйцо "Красный КРЕСТ с портретами" имеет сюрприз (две старшие дочери, сестра, супруга и кузина Императора в сестринском одеянии). Подарено вдовствующей Императрице Марии Федоровне.

Яйца, которые две царицы получили в 1915 году просты: из украшений на них ничего нет, кроме выполненного эмалью Красного креста на белом фоне, что акцентирует внимание на главном способе, которым женщины из семейства Романовых помогали империи. Мария Федоровна давно была связана с Красным Крестом и была его российским президентом в начале царствования своего мужа. Ее отказ уступить пост невестке при вступлении Николая на престол был только одной из немногих причин разногласий между ними. Однако в конечном счете Александра сумела подавить раздражение и послала фрейлину, чтобы спросить Марию, могла бы она также помочь делу милосердия. Вдовствующая императрица согласилась сразу и с "большим удовольствием", передав через посланницу, несколько неискренне, что Александра высказала "великолепную идею. Но она никогда не говорит мне, что она делает или собирается сделать. Я буду очень рада, если она несколько умерит свою сдержанность".

Во время войны Александра стала больше заниматься общественной деятельностью. К концу 1914 года она была патроном не меньше восьмидесяти пяти больниц только в Петроградской области. И она пошла еще дальше. Вместе со своими старшими дочерьми записалась в медсестры. В течение двух недель она ухаживала за ранеными, промывая открытые раны и даже присутствуя при ампутации. Возможно впервые в жизни она чувствовала себя полезной. Поэтому Александра была довольная миниатюрными портретами Ольги и Татьяны и самой себя, одетых в формы медсестер, которые находились в яйце "Красный крест" помимо самого изображения креста. Яйцо открывается по вертикали до середины, две четвертинки отходят на петлях, прикрепленной к центральной части, открывая триптих с изображением двух православных святых - Ольги и Татьяны. На левой стороне триптиха - равноапостольная княгиня Ольга, первая крестительница Руси. На правой стороне - святая великомученица Татьяна. Центральная сцена написана в естественной цветовой гамме, с преобладанием традиционной для сюжета золотой тональности. Обе стороны триптиха написаны также в естественной цветовой гамме на золотом фоне. По мнению Сноумэна, миниатюры внутри яйца были написаны Праховым, миниатюристом и иконописцем, сотрудничавшим с Фаберже. Бордюры и основные надписи сделаны белой непрозрачной эмалью.

Яйцо находится в футляре - шкатулке из белого бархата. Они окружали центральную панель, где были изображены адские муки. Торжествующий мессия только что сломал врата ада: он стоит, твердо упершись в землю, правой рукой подхватывает Адама. Православные художники изображали Воскрешение подобным образом в течении многих столетий, но теперь этот образ был особенно близок царице. Россия, ее новый дом, проходила через адские муки, свидетелем чего она была ежедневно. Однако, ее вера обещала, что спасение близко.

40." Стальное" (1916 г.) Стальное яйцо создано в годы первой мировой войны - тяжелого времени и для России, и для царской семьи. Поэтому его облик строг, а декор официален и суховат.

Яйцо украшено золотой императорской короной и накладными изображениями герба Российской империи, св. Георгия Победоносца, даты "1916" и монограммой императрицы Александры Федоровны. Подставка для яйца выполнена в виде четырех снарядов, укрепленных на постаменте из нефрита.

Сюрпризом яйца является мольберт в виде вензеля царицы Александры Федоровны, на котором закреплена миниатюра, исполненная акварелью по кости, изображающая императора Николая II с сыном Алексеем на позиции русских войск, когда они изучают карты вместе с группой высокопоставленных офицеров. Вдали виднеется дым - они находятся близко к фронту. Мало того, что сцена на картине сильно отличается от портретов на предыдущих яйцах, но ее осенние тона соответствуют настроению, отражающему состояние страны, которая никак не может дождаться конца этой мрачной войны. Само яйцо подкрепляло это впечатление. Оно было сделано из мрачной черненой стали с минимальным художественным оформлением. Оно крепилось на четырех маленьких артиллерийских снарядах установленных на темно-зеленом нефритовом основании. Поскольку яйцо было создано в честь награждения царя орденом святого Георгия IV степени, то золотая рамка миниатюры украшена черно-оранжевой лентой и белым эмалевым крестом этого ордена. Однако отчасти эффект строгости пропал вскоре после преподнесения яйца царице. Пытаясь убрать ржавчину, яйцо и снаряды отполировали, и оно заблестело. В результате многие авторы ныне считают это изделие Фаберже примером китча, символически отображающего разлад в Российском обществе, поскольку Фаберже, лишенный практически всех лучших мастеров, тем не менее изо всех сил пытался справиться с ежегодным заказом. Однако не следует отрицать, что это яйцо отобразило мрачность тех времен. Оно было совсем не похожим на великолепные и легкомысленные довоенные собратья, когда Петроград был еще Санкт-Петербургом. Это было последнее яйцо.

41. "Березовое" (1917 г.) Согласно некоторым версиям, в 1917 г. было изготовлено именно это яйцо. Изготовлено из карельской березы. Сюрприз - механический слон из золота и серебра, украшенный розами и бриллиантами и золотой ключ к нему - утеряны.

42. "Cозвездие" (1917 г.) "Синее созвездие царевича". Не закончено, не подарено. Драгоценных камней нет, только синее стекло и хрустальная подставка. Гравировка - положение звезд на небе во время рождения Алексея. Часы и бриллиантовые звезды исчезли или не были сделаны. Обнаружено в 2001 г. в фондах минералогического музея, куда, видимо, попало из-за недостаточной ценности сырья.

Заключение

Каждое пасхальное яйцо представляет собой шедевр тонкого металла и драгоценных камней, они приобретают более глубокий смысл, когда рассматриваются в контексте последние дни династии Романовых, времена потрясений, которые сыграли важную роль в формировании текущей русской культуры и национальной идентичности. Действительно, эти яйца служат не только сувениры падшей династии, но они также формируют художественный стиль.

Фаберже был популярен в своё время, и его популярность только растёт в наше время. И многие говорят о феномене Фаберже. И феномен этот, действительно, трудно объяснить. Но для нас очевидно одно. Фаберже создал собственный стиль. И когда говорят об ювелирном искусстве русском рубежа 19 и 20 веков, то прежде всего говорят о стиле Фаберже. Он сумел, опираясь на формы, мотивы, искусства разных стран, разных эпох, создать свой неповторимый стиль. Стиль, проникнутый русским духом, лёгкостью и чувством.

Карл Фаберже стал символом эпохи, которую принято называть Серебряным веком, ювелирного Серебряного века в России. И не только потому, что много работ сохранилось и Фаберже был всеобъемлющ, работал в разных жанрах, но и потому, что многие предметы в Фаберже иконографически связаны с русской историей. И когда люди смотрят на пасхальные яйца, их волнует не только мастерство русское ювелирное, и качество работ, которое и для нынешних ювелиров, которые обладают множеством современных технологий, остаётся пределом мечтаний.