Смекни!
smekni.com

Фирма Фаберже (стр. 4 из 11)

7. Пасхальные яйца Фаберже, изготовленные во время царствования Николая II

1. "Двенадцать монограмм" (1896г.) В 1895 году на Пасху яйцо было подарено Николаем II своей матери, Марие Федоровне, в память по ее покойного мужа царя Александра III. Он умер в ноябре и было только шесть месяцев, чтобы спроектировать и изготовить яйцо.

Воистину, одно из самых красивых творений Фаберже! Красное (русское) золото, полупрозрачные эмали, алмазы огранки "роза", бриллианты.

Яйцо из 6 панелей. Их рассекают рельефные обручи, "сплошь насаженные бриллиантами огранки "роза". На каждой панели - монограммы МФ и АIII выложены алмазами. На ними - императорская корона из бриллиантов. Большой бриллиант венчает яйцо, под ним монограмма - МФ. На нижней части - такой же бриллиант с монограммой АIII. Яйцо открывается. Внутри выстлано бархатом. Прежде там был сюрприз - миниатюрные портреты Императора Александра III на подставке из золота. Утрачены во время экспроприации.

"Не найти слов, мой дорогой сын, как я была тронута и взволнована, получив прелестное яйцо с милыми портретами твоего обожаемого ПАПА! Как же хороши на яйце монограммы из письма Вдовствующей Императрицы Марии Федоровны Императору Николаю II 22 марта 1896 года. Это письмо и другие свидетельства В.В. Скурлов приводит в качестве доказательства истинности своего открытия: яйцо Двенадцать монограмм создано Фаберже к ранней Пасхе именно 1896 года. Однако, и это еще не все! Валентин Васильевич утверждает, что яйцо Двенадцать монограмм и яйцо с портретами Александра III 1896 года - это один и тот же объект Фаберже. Он нашел архивные документы и слова убеждения для самых недоверчивых экспертов на свете: для экспертов Фаберже.

2. "Бутон розы" (1895г.) 20 октября 1894 г. скончался Император Александр III. Всего несколькими неделями позже, 14 ноября, его сын Николай женился на Алисе Виктории Елене Луизе Беатрисе, принцессе Гессен - Дармштадтской, в православии принявшей имя Александра Федоровна. Юная новобрачная переживала разлуку с домом, и ей часто вспоминались розы, которые пышно цвели на ее родине. Дармштадт славился розарием "Rosenhцhe", устроенным в 1810 году швейцарским архитектором по ландшафту Цейхером по повелению Великой герцогини Вильгельмины Гессенской, принцессы Баденской (1788-1836). В 1894 году великий герцог Эрнст Людвиг, брат императрицы Александры Федоровны, возвел там дворец Rosenhцhe (разрушенный в 1944) и переоформил сад, добавив к нему Rosendom. До сегодняшнего дня Rosenhцhe известен как один из самых красивых розариев в Германии. Яйцо "Бутон розы" стало идеальным подарком Николая II обожаемой супруге на первую пасху, которую они праздновали вместе в России.

Яйцо "Бутон розы" было выполнено для новой императрицы Александры Федоровны в 1895 г. Яйцо в форме изящной коробочки с золотыми гирляндами и венками из лавровых листьев, перевязанными ленточками и пронзенными стрелами из бриллиантов, на фоне красной гильошированной эмали - совершенное по исполнению изображение символов любви, характерных для XVIII века. Яйцо "Бутон розы" - типичный пример изделия Фаберже в возрожденном нео-классическом стиле.

Яйцо, покрытое прозрачной темно-красной эмалью поверх гильошированной поверхности, делится на четыре сегмента вертикальными поясами с алмазами. Каждый сегмент верхней части, откидывающейся на шарнире, украшен лавровыми венками зеленого золота, связанными лентами красного золота с алмазами. На нижней половине яйца такое же чередование цветного золота применено к лавровым перехваченным лентами гирляндам, обвивающим вертикально устремленные стрелы Амура. Сверху на яйце укреплен крупный плоский алмаз, сквозь который виден миниатюрный портрет Николая II. Дата "1895" помещена внизу основания под плоским алмазом. Внутри яйца хранится бутон розы с раскрывающимися лепестками желтой эмали в чашечке цветка зеленой эмали.

Сюрприз яйца в виде растения - дань художественной традиции XVIII века, перекочевавшей и в следующее столетие. По замыслу Фаберже, бутон желтой розы "распускался", обнажая корону, внутри которой находился рубиновый кулон грушевидной формы, - еще два символа императорской власти и любви.

Яйцо "Бутон розы" было первым из пасхальных подарков Николая II супруге, Александре Федоровне, недавно ставшей императрицей. Она хранила его вместе с другими, более ранними пасхальными яйцами Фаберже в угловом шкафчике, стоявшем в личных покоях императорской четы в Зимнем дворце между дверью, ведущей в спальню, и окном.

3. "Яйцо с вращающимися миниатюрами" (1896г.) В яйце "Вращающиеся миниатюры" Фаберже повторил идею, использованную некогда при создании яйца "Датские дворцы": изображения дворцов, которые могли вызвать счастливые воспоминания у получателя подарка. Яйцо было вырезано из прозрачного горного хрусталя. Сюрприз - вращающиеся миниатюры с видами императорских дворцов.

Сюрприз внутри яйца был сразу виден: набор из шести золотых панелей, на каждой из которых находилась двусторонняя миниатюра. Панели на петлях крепились к центральной оси. Когда нажимали на изумруд, расположенный на верхушке яйца, опускался крючок, поворачивающий панель наподобие страницы книги, так, что можно было видеть две соседние миниатюры.

Каждая изящная миниатюра несла приятные воспоминания для молодой царицы: немецкие дворцы, где она выросла и позже встретилась с будущим мужем, резиденция в Британии, куда она будет много лет ездить на отдых к бабушке, королеве Виктории, а также российские здания, где она жила в браке, - Зимний дворец, где они с Николаем поженились, Аничков дворец, где они начали совместную жизнь, и Александровский дворец, в который они теперь переехали. Все вместе поражало изобретательностью, очаровывало и, что самое главное несло отпечаток личности получательницы дара - доказательство того, что при недостатке истинного вдохновения Фаберже мог по-прежнему придумывать дизайн, который не мог не нравится. Подарено Императором Николаем II супруге, императрице Александре Федоровне.

4. "Рамка - сюрприз в форме сердца" (1897г.) Творение Фаберже изображает семью из трех человек, связанную тесными узами, три части одного листа, заключенные в сердце - подарок, символизирующий близость матери и сына, на которую пока еще не пала тень будущих натянутых отношений между Марией Федоровной и ее невесткой.

Яйцо-сюрприз в форме окаймленного бриллиантами сердца, покрытого землянично-красной эмалью по гильошированному фону, с датой "1897", выложенной алмазами, cтоит на шестигранной ножке, покрытой белой эмалью с росписью в виде вьющейся по спирали виноградной лозы, на куполообразном уступчатом основании, украшенном лепестками из золота, алмазами, землянично-красной эмалью с позолотой и жемчугом. При нажатии на ножку сердце раскрывается, превращаясь в трилистник клевера, покрытый изумрудно-зеленой эмалью по гильошированному фону, с узором в виде расходящихся солнечных лучей. В каждом лепестке - миниатюрный портрет в алмазном обрамлении: в одном - император Николай II, во втором - его супруга императрица Александра Федоровна, в третьем - великая княжна Ольга Николаевна в младенчестве. Лепестки клевера закрываются нажатием на одну из жемчужин, укрепленных на основании. К сожалению, само изделие потеряно. Сохранился только сюрприз, который очевидно находился внутри яйца.

5. "Коронационное" (1897г.) 13 апреля 1897 г. императрица Александра Федоровна получила в качестве пасхального подарка одно из самых роскошных яиц. Его оформление вполне отвечало теме, которой было посвящено - коронационным торжествам, состоявшимся год назад в Москве. Зеленоватый отлив прозрачной желтой эмали на "скорлупе" напоминает златотканые порфиры с вышитыми императорскими орлами фирмы Сапожникова, в которые были облачены на церемонии коронации император и императрица.

"Коронационное" пасхальное яйцо 1897 года - самое известное и прославленное творение Фаберже. Оно чаще других демонстрировалось на различных выставках, и наибольшее число публикаций посвящено именно этому произведению искусства русского ювелирных дел мастера. Как следует из названия яйца, оно было создано в честь торжеств, связанных с коронацией императора Николая II и императрицы Александры Федоровны, которые начались с торжественного въезда императорской четы в Москву 9 мая 1896 года. Цвет яйца подобраны в соответствии с коронационным одеянием Николая: золото, гильошированное в виде лучей солнца, покрыто прозрачной бледно-желтой эмалью. Поверх - решетка из лавровых лент, скрепленных черными эмалированными двуглавыми орлами. На верхушке яйца - монограмма императрицы из алмазов и рубиновых кабошонов.

Сквозь зеленовато-желтую эмаль лучистыми ромбами просвечивает золотая гильошированная поверхность яйца, охваченного накладной трельяжной решеткой из лавровых листьев зеленого золота. Основание яйца выполнено в виде чашечки цветка с тонкой гравировкой листьев и расположенной посередине черной по белой эмали датой "1897", видной сквозь крупный алмаз в круглом обрамлении мелких. Во внутреннем, покрытом бархатом прямоугольном отделении, покоится миниатюрное повторение кареты 1793 года Екатерины II, использованной в коронационной процессии Николая и Александры.

Таким же изысканным, как и само яйцо-футляр, является и его сюрприз - миниатюра коронационной кареты. Карета, воспроизведенная до мельчайших подробностей, покрыта землянично-красной эмалью с накладной трельяжной решеткой с алмазами. На крыше, по углам и по бокам - императорские орлы, в центре её - усыпанная алмазами императорская корона. Двери украшены гербом Российской Империи из золота и бриллиантов, окна из горного хрусталя гравированы изображением поднятых занавесок. Крохотная подножка опускается при открывании двери, внутри кареты сидение и подушки покрыты прозрачной землянично-красной эмалью, потолок расписан виноградной лозой со светло-голубыми эмалевыми медальонами в золотых венках, в центре - золотой крюк. Все детали кареты тщательно проработаны, сама кабина подвешена на золотых рессорах, золотые колеса одеты в платиновые шины.