Смекни!
smekni.com

Фирма Фаберже (стр. 9 из 11)

В этот год праздновали столетие вторжение Наполеона в Россию. Николай и его семья поехали в Польшу после празднований в Бородино. У поездки была цель - охота в личных угодьях царя польского. Здесь произошел несчастный случай с Алексеем. Входя в лодку Алексей ушибся, что привело к тому, что восьмилетнему царевичу пришлось провести неделю в кровати. Ко времени отъезда семьи отек спал. Но истинная серьезность раны Алексея стала очевидной только в Спале, где остановилась семья. Поездка на карете по ухабам разбередила рану. У Алексея началась агония, жар усилился, к его постели были вызваны лучшие доктора Санкт-Петербурга. Они ничего не могли сделать, чтобы остановить кровотечение. Постепенно кровь растеклась по всей нижней части живота, опухоль заставила ногу Алексея неестественно изогнуться, так что его колено находилось у груди, у мальчика не было сил даже плакать. Тем временем Николай и Александра продолжали играть роль хозяев дома, приветствуя своих гостей, новости о болезни наследника должны были храниться в тайне, нельзя было позволить никому усомниться в непрерывности дома Романовых. Через неделю в С-Пб начали циркулировать слухи о попытке убийства наследника. Когда температура достигла 41 градуса, был выпущен бюллетень. Россия начала готовиться к смерти царевича. Когда состояние мальчика достигло критической точки, Александра объявила, что Господь покинул их, она попросила Анну Вырубову телеграфировать Распутину в Сибирь. Ответ пришел быстро: "Малыш не умрет. Не позволяйте докторам слишком беспокоить его". Этого оказалось достаточно. В течение нескольких дней Алексей пошел на поправку. Хотя потом еще несколько месяцев он не мог ходить, но в конечном счете он оправился полностью. Это событие в имело много последствий. Одним это ясно дало понять, что дальнейшее сохранение тайны о состоянии цесаревича больше невозможно. К ноябрю все газеты разнесли известие: "У наследника царя болезнь крови". Независимо какие слухи доходили до Фаберже до этого, теперь правда вышла наружу. Алексей все еще изображался на последующих яйцах, но он больше не был их главное темой. Это могло быть воспринято, как дурной вкус - делать упор на прославление наследника, который вряд ли сможет пережить своего отца

32. "Наполеоновское яйцо" (1912г.) В 1912 году праздновали столетие вторжения Наполеона в Россию и последующее его отступление из Москвы. Это ключевое событие в российской истории сделало великого двоюродного прадеда Николая, Александра - II, политическим лидером Европы и вдохновило творческую интеллигенцию от Толстого до Чайковского.

В этот год яйцо "Наполеон" получила Мария Федоровна, с золотыми орлами дома Романовых и эмблемами сражений, а сюрпризом послужили сложенные панели с изображениями полков, которым покровительствовала вдовствующая императрица. В тот сентябрь Николай написал ей из Бородина. При праздновании столетия этой битвы он встретил "ветерана, сержант-майора Войтынюка, которому было 122 года. Он непосредственно участвовал в сражении! Только представьте себе, разговаривать с человеком, который помнит все, подробно описывает детали, указывает место, где он был ранен, и т.д. и т.д." Мастер - Генрик Вигстрем. Техника исполнения - прозрачная зеленая эмаль по гильошированному фону с волнистым и солнечным узором, литье, чеканка. Происхождение - подарено Императором Николаем II его матери, вдовствующей Императрице Марии Федоровне на Пасху 1912 года.

33. "300-летие дома Романовых" (1913г.) Самой знаменитой работой Фаберже считается хранящееся в Оружейной палате Кремля яйцо "300-летие дома Романовых" Это яйцо - последний крупный заказ императора знаменитому ювелиру.

Яйцо, выполненное к трехсотлетию дома Романовых, украшено восемнадцатью миниатюрными портретами представителей царствовавшей династии. Вверху и внизу на яйце укреплены плоские бриллианты, сквозь которые видны даты "1613" и "1913". Внутри яйца укреплен вращающийся стальной вороненый глобус, на котором дважды помещено золотое накладное изображение Северного полушария: на одном - цветным золотом обозначена территория России в границах 1613 г., на другом - в границах 1913 г. В декоре яйца, посвященного 300-летнему юбилею правящей династии, пышно отмечавшемуся в империи, обильно использованы элементы государственной символики. Поверхность яйца в пространстве между миниатюрами в алмазных рамках украшена чеканными геральдическими царскими венцами и коронами. Подставкой служит литая серебряная позолоченная фигура гербового орла, укрепленная на круглом основании из пурпурина, имитирующего государственный щит.

Важнейшая политическая тема потребовала особо торжественного художественного воплощения. Яйцо насыщено элементами государственной символики. Основанием для него стала миниатюрная копия Государственно- го щита, входившего в Царские Регалии с конца XYII века и хранящегося в Оружейной палате Московского Кремля. Мастера фирмы Фаберже выполнили копию щита из ярко-красного пурпуринового стекла. Подставка имеет вид трехстороннего гербового орла со скипетром и державой в лапах, выполненного из золоченого серебра.

Особым великолепием отличается отделка самого яйца: его золотая "скорлупа" украшена белой переливчатой эмалью по гильошировке и затянута золотой чеканной сеткой с рельефными изображениями царских венцов, корон и двуглавых орлов, каждая деталь которых выполнена с исключительной тонкостью и чистотой. Главным украшением яйца служат восемнадцать миниатюр - портреты всех царствовавших представителей Дома Романовых, помещенные под выпуклыми пластинами из горного хрусталя. Рамки портретов выполнены из мелких алмазов - "монарших камней", которые обрамляют изображения Высочайших особ на всех произведениях фирмы Фаберже.

34. "Зимнее" 1913г.

Полая прозрачная скорлупа, покрытая сосульками, опирается на блок тающего льда. Внутри, видимая словно через ледяной туман, висит корзинка с цветами - подснежниками, которая опирается на подставку из золотого мха. Вид яйца перехватывает дыхание, кажется, что яйцо ледяное на ощупь. Становится почти, что жаль, когда выясняется, что и основание, и скорлупа вырезаны из горного хрусталя. Причем основание было отполировано так, что оно напоминало начинающий подтаивать лед, а поверхность скорлупы отгравирована, чтобы стать похожей на лед, сосульки - это мельчайшие включения алмазов и платины, цветы вырезаны из полудрагоценных камней - белого кварца, зеленого граната и нефрита. Аллегорическое значение яйца ясно: даже посредине зимы мы можем надеятся на весну и Пасхальное возрождение. Многие считают это яйцо шедевром Фаберже.

Сюрпризом является корзина с анемонами. Подарено Императором Николаем его матери Марии Федоровне

35." Мозаичное" (1914 г.) Единственное, которое придумала женщина. Художница Альма Пиль предложила полностью новое решение внешнего вида подарка. Яйцо сделано в стиле дамского рукоделия, которым увлекалась императрица Александра Федоровна, и Фаберже сразу поддержал эту идею. В этот раз вдохновение пришло к ней дома, когда она перелистывала книгу с вышивкой для свекрови. С некоторого расстояния кажется, что яйцо сделано из гобелена или вышито, но при более близком рассмотрении видно, что скорлупа сделана из сотен драгоценных и полудрагоценных камней, вставленных в платиновую сетку и образует цветочный узор - замечательно простая и прекрасно выполненная идея. Материалы - желтое золото, платина, бриллианты, рубины, изумруды, топазы, сапфиры, гранаты, жемчуг.

Яйцо "Мозаичное", подаренное в 1914 году было прозаичным. Профили всех пяти детей изображены на сюрпризе в яйце, которое Николай подарил Александре. Для нее это было темой, которую нельзя было исчерпать, но. неоригинально и прозаично. На этом основании можно предположить, что творческий потенциал Фаберже подошел к концу. Однако, яйцо, внутри которого находился этот сюрприз, является одним из самых поразительных.

36." Екатерина Великая" (1914 г.) Подарено Императором Николаем II своей матушке, Вдовствующей Императрице Марии Феодоровне. Мастер - Хенрик Вигстрем. Автор миниатюр - Зуев Василий Иванович. Четырехцветное золото, бриллианты, жемчуг, алмазы огранки "роза", опаловые и непрозрачные эмали, серебро, платина. Внутри выстлано бархатом.

Аничков дворец, его роскошь, избыточно богатое убранство, роспись потолков в технике en grisaille, должно, послужили вдохновению Фаберже. Именно в этой технике на панелях палево-розового цвета В. Зуев рисует аллегорические сцены покровительства искусствам и наукам. "Фаберже сам привез яйцо и оно самое красивое! Внутри яйца - сюрприз. Паланкин, его несут два мавра. В паланкине восседает Екатерина Великая с крошечной короной на голове. Если завести, мавры двигаются. Это сказочно прекрасное и роскошное творение Фаберже. Я так ему и сказала: " Вы - гений нашего времени, несравненный!" - из письма Марии Феодоровны к своей сестре. Сюрприз утрачен при экспроприации

37." Яйцо с красным крестом и императорскими портретами" (1915г.) Сюрприз - пятипанельная складывающаяся ширма с миниатюрными портретами женщин императорский семьи в формах сестер милосердия Красного Креста. Подарено Императором Николаем II его матери, вдовствующей Императрице Марии Федоровне.

Мастер Генрик Вигстрем - 1915 год. Материалы - позолоченное серебро, опаловая белая и красная эмаль, золото, перламутр.

38. "Орден Святого Георгия" (1916г.) В конце 1915 года Николай II вместе с наследником отбыл на фронт, где произвел смотр всех частей, находившихся на позициях, посещал землянки, наблюдательные пункты батарей, пробовал пищу в походных кухнях. Император благодарил полки за боевую службу, жаловал награды, а 25 октября сам был награжден Орденом св. Георгия IV степени (17 октября цесаревич Алексей получил серебряную медаль 4-й степени на Георгиевской ленте). Награда эта особенно ценилась офицерами, так как давалась за проявленное "личное мужество". По-особому относился к ней и Николай. Габсбург пишет, что он взял крест с собой в Сибирь. Его нашли спрятанным в ванной комнате Ипатьевского дома. Девизом ордена были слова "За службу и храбрость".