Смекни!
smekni.com

Фирма Фаберже (стр. 2 из 11)

Сделанные яйца скреплялись застежками и петлями, чтобы при необходимости, их можно было легко разобрать для ухода за ними или ремонта. В свою очередь использование такой техники и такая конструкция изделия, снимали многие ограничения в выборе материалов. Фаберже сочетал использование драгоценных материалов с недорого стоящими материалами, но удобными в обработке.

Вдохновение Карла Фаберже пробуждали многие произведения различных эпох и стилей: от готики до Возрождения, а в поздних работах - эпохи Людовика XIV и стиля ампир. Влияние старорусского стиля особенно заметно в изделиях из серебра. Мотивы дальнего Востока, в частности, японского искусства идентифицируются в серии цветов и вырезанных из камня фигурки животных. Фаберже был очень космополитичен в своем творчестве, обладал обширными знаниям, а вкусы его заказчиков сильно отличались друг от друга. И как личность, и как коммерсант, он бдительно следил за изменениями в общественных настроениях и моде, и это отражалось на его произведениях. Тем не менее, эклектичность, присущая его наследию, не производит впечатления дисгармонии.

3. Сюрпризы в яйцах Фаберже

В числе сюрпризов спрятанных во многих пасхальных яйцах Фаберже - миниатюрные модели, сделанные из драгоценных материалов, ювелирные изделия, а также изображения людей, событий и мест, имевших значение для императорской семьи. Некоторые сюрпризы - по сути, отдельные произведения искусства, которые можно увидеть или, как в ряде случаев, привести в движение, только при извлечении из яйца. Другие секреты можно наблюдать сквозь прозрачную оболочку яйца.

Открывающиеся части яйца крепились на шарнирах. Верхняя часть оболочки яйца выполняла роль крышки. Боковые части были створками, открывающимися вверх или вниз в зависимости от расположения шарниров. Деталь внешнего корпуса яйца, скрывающая сюрприз, обычно крепилась на пружинных шарнирах, которые сконструированы таким образом, что при нажатии кнопки или собачки она плавно открывалась.

Не существовало предмета, объекта или растения, который бы не смогли воспроизвести мастера Фаберже в качестве сюрприза для пасхального яйца. Макет Гатчинского дворца с прилегающими территориями, с деревьями, фонарными столбами, был изготовлен из золота четырех цветов. Макет памятника Петру I, выполненного Фальконе по заказу Екатерины Великой, также нашел воплощение в сюрпризе Простые механизмы, примененные в некоторых пасхальных яйцах, были сконструированы специально для каждого случая. Простой передаточный механизм поднимал и опускал три миниатюрных портрета царя Николая II и его старших дочерей, Ольги и Татьяны в пасхальном яйце Ландыши. В некоторые яйца встроены часы, механизмы которых заводятся ключами, которые обычно вставляются в отверстие в задней части корпуса, но есть и механизмы, заводящиеся с помощью ручки. На некоторых пасхальных яйцах часы имеют горизонтальную ленту с цифрами, вращающуюся напротив неподвижной отметки. Внутри особых яиц спрятаны фигурки птиц, появляющихся каждый час из верхней части яйца. Пожалуй, самым знаменитым сюрпризом является коронационная карета из пасхального яйца Коронационное - миниатюрный макет длиной 3 и 1/6 дюйма (8см), сделанный из золота и эмали - точная копия кареты, которая использовалась при коронации Николая II и его жены 1896 г. Занавески выгравированы прямо на оконцах из горного хрусталя. Декорированные дверные ручки, размером меньше, чем рисовое зерно, поворачиваются, открывая и закрывая дверцы на защелку. Корпус кареты покоится на ремешках, которые амортизируют, как настоящие кожаные, таким образом, покачивается и корпус на шасси при движении экипажа.

Самые хитроумные секреты приводятся в движение заводными механизмами. Основой для создания этих механизма послужили швейцарские автоматы XVIII века; однако макет поезда в пасхальном яйце Транссибирская магистраль является точной копией настоящего локомотива и вагонов транссибирского экспресса. Действующая модель поезда складывается секция за секцией в обитый бархатом футляр внутри яйца. Карта железнодорожного маршрута и венчающий всю композицию геральдический орел служат также и намеком на сюрприз, скрытый внутри яйца.

4. "Эмаль." Как много в этом слове!

Однако самым мощным средством выразительности изделий фирмы Фаберже, ее визитной карточкой были техника эмали "гильоше". С секретами этого старинного искусства Фаберже познакомился в Париже, и оттуда же привез специальные приспособления для гравирования узора на металле, который потом покрывался несколькими слоями полупрозрачной эмали.

Известно, что мастера фирмы могли применять в своей работе свыше 500 различных оттенков, т.е. столько, сколько не знало эмальерское дело до этого времени, ни после (сегодня, к слову, самые известные итальянские и - французские фирмы имеют эмалевую палитру, не превышающую 60 цветов). Многолетняя приверженность этому технологически сложному приему не является случайностью или прихотью мэтра. Все усилия окупались фантастическим эффектом свечения предмета "изнутри". Даже самый простой, сетчатый или чешуйчатый рисунок под несколькими искусно подобранными слоями эмали переливается как муаровый шелк. Создается впечатление, будто множество искр мерцают внутри изделия, а не отражаются на его поверхности.

Всегда тесно связанный с общим развитием моды, а, порой предвосхищая ее малейшие изменения, Фаберже в течение длительного времени был ее законодателем не только у себя на родине, но и в Европе.

5. Пасхальные яйца Фаберже

Пасха - главный праздник русского православия. Пасхальные яйца на Руси дарили давно и традиционно: простой люд - обычные куриные яйца, крашенные свёклой или кусочками ситца; более зажиточные слои - яйца из поделочных камней, фарфора, стекла, папье-маше, бронзы. Большим спросом пользовались маленькие пасхальные яйца-брелоки, изготовляемые фирмой "Фаберже". Сделанные из золота и покрытые палитрой знаменитых эмалей Фаберже, они были усыпаны камнями и зачастую имели причудливую форму - зайчика, кавалергардских касок, корзинок.

В России существовала традиция дарить девочкам с рождения на каждую Пасху маленькое декоративное яичко. Оно крепилось на золотую цепочку, и из года в год количество таких яичек на цепочке прибавлялось. К своему совершеннолетию девушка уже имела целое пасхальное ожерелье, которое было принято носить в течение Страстной пасхальной недели.

В 1885г. Александр III захотел подарить жене на Пасху что-нибудь необычное и попросил Фаберже проявить фантазию. В результате на свет появилось первое из 54 (по некоторым данным - 56) знаменитых "яиц Фаберже", прославивших автора и являющихся частью мирового культурного наследия.

Императрица была так очарована подарком, что Фаберже, превратившийся в придворного ювелира, получил заказ изготавливать по яйцу ежегодно; ему следовало быть уникальным и содержать какой-либо сюрприз, это было единственным условием. Следующий император, Николай II, сохранил эту традицию, каждую весну даря, в свою очередь, два яйца - одно Марии - Федоровне, своей овдовевшей матери, и второе - Александре Федоровне, новой императрице.

Серии Императорских Пасхальных яиц - захватывающие, эффектные произведения искусства, которые по своей художественности и духу перекликаются с шедеврами эпохи Возрождения, созданными для самых богатых и влиятельных вельмож. Стоимость не была здесь главным фактором, главным вкладом было художественное воплощение идеи, ее новизна и гармоничность. Обладая относительной свободой действий, Фаберже нес ответственность за то, чтобы сюжет его произведения удивил царственного покровителя своей неожиданностью и одновременно пришелся ему по вкусу.

"Ваше величество будет довольно", - вот и все, что повторял Карл Фаберже в ответ на настойчивые расспросы императора Александра, а затем и Николая о том, каким чудом-яйцом он удивит их на этот раз. Но ювелирные шедевры были сюрпризом и для самого Фаберже. Дело в том, что выполнением заказа занимался не он, а несколько мастеров, самым выдающимся из которых был блестящий Михаил Перхин, который, хотя и учился у деревенских мастеров, создал многие пасхальные яйца для императорской семьи. С помощью целой группы художников и мастеров он создал более пятидесяти произведений искусства, поражающих своей сказочной красотой, причудливостью и совершенством. К тому же изобретенные технические приемы обработки камня позволяли мастерам делать такую эмаль, сочетание цветов которой было уникально и не повторялось.

Изготовление каждого яйца занимало практически год. Как только эскиз был утвержден, за работу бралась целая команда ювелиров фирмы.

Яйцо "Курочка" (первое императорское пасхальное яйцо) - открывает прославленную серию из 50 императорских пасхальных яиц 1, созданную Фаберже для двух последних императоров России между 1885 и 1916 годами.

По подсчетам экспертов, во время правления Александра III, было создано десять яиц, и еще сорок четыре - за годы царствования Николая II. Пасхальные яйца изготавливались не только для императорской семьи, но и для частных состоятельных заказчиков.

Несмотря на всевозможные трудности с установлением дат создания, связанные с атмосферой таинственности, которая окутывает каждый из заказов, на сегодняшний день определено сорок семь императорских яиц из пятидесяти четырех. Десять из них хранятся в Оружейной палате Кремля. Са- мой большой коллекцией, в количестве одиннадцати штук, обладал американский коллекционер Малкольм Форбс, до тех пор пока ее не приобрел Виктор Вексельберг. Пять яиц находится в Художественном музее Вирджинии (Ричмонд, США), три - в художественном музее Нового Орлеана (США), три - в коллекции Елизаветы II, два в Фонде Эдуарда и Мориса Сандоза (Швейцария), два - в музее Хиллвуд (Вашинтон, CША), два - в Художественном музее Уолтерс (Балтимор, США), одно - в Художественном музее Кливленда (CША), одно - в Коллекции Альберта, принца Монако, одно - в Русском национальном музее, одно - в музее Ферсмана. Еще четыре яйца находятся в частных коллекциях, а местонахождение еще восьми на сегодняшний день неизвестно - они известны по описаниям и старым фотографиям и считаются утерянными.