Смекни!
smekni.com

Фирма Фаберже (стр. 8 из 11)

Сюрприз-памятник помещен в роскошный футляр, выточенный из горного хрусталя и украшенный тончайшим гравированным узором. По бокам укреплены сужающиеся книзу четырехугольные гермы, завершенные двуглавыми орлами. Верхняя часть яйца платиновой сеткой, напоминающей кессоны, подобна сверкающему куполу над памятником императору. В переплетениях нитей находятся мелкие алмазы. На ее вершине закреплен крупный алмаз, сквозь которого видна дата - "1910". Оправа яйца целиком выполнена из платины, богатые декоративные возможности которой Фаберже сумел оценить одним из первых. Яйцо было подарено императором Николаем II императрице Марии Федоровне на Пасху 1910 г.

28. "Колоннада" (1910г.) Яйцо "Колоннада", которое Николай подарил Александре, это третий пасхальный подарок из тех, которые уже используют тему, близкую сердцу императрицы. Само яйцо, покрытое переливчатой розовой эмалью - это сложные ротационные часы. Однако, самое главное в них - основание, которое дало яйцу его название. Яйцо поддерживают шесть зеленых маленьких колонн из бовенита, поделочного камня, родственного нефриту, чтобы вся конструкция обрела вид греческого храма любви. Под колоннами сидят четыре золотые девочки - великие княгини. Однако, доминирует другая фигура: крылатый купидон, который стоит на коленях на верхушке яйца и смотрит вниз со снисходительным высокомерием на подвластных ему женщин. Послание яйца ясно: из пяти детей царя это самый младший - наследник, к которому все остальные должны относиться с почтением.

Дизайн Фаберже отражал действительность. Николай и Александра требовали от дочерей, чтобы те были внимательными, вежливыми и отказывали себе во многом. Роскошь в их жизни была повсюду, но не должно было быть лени, случайной непочтительности и бесполезной расточительности. Однако, царевича воспитывали по-другому. Это было не только следствием того, что он был столь долгожданным наследником, но это было единственной доступной формой лечения его состояния - его приходилось все время баловать. А о девочках сейчас принято думать как о едином целом: одинаковые фигурки, одетые в белое. Это можно понять, учитывая их близость и привычку к использованию начальных букв их имен - ОТМА - в качестве коллективной подписи. Мастер - Генрих Вигстрем. Материалы - боуэнит, цветное золото, алмазы огранки "роза", платина, позолоченное серебро.

29. "Лавровое дерево" (1911г.) В императорской коллекции пасхальных сувениров есть произведения, в которых трудно с первого взгляда распознать яйцо. Если бы не сохранившийся Счет от Фаберже, возможно, не было бы полной уверенности в том, что "Лавровое дерево" (его называли и апельсиновым) - пасхальный подарок. Это еще одна птичка, еще один музыкальный механизм, еще один подарок вдовствующей императрице от сына на Пасху 1911 года (10 апреля).

Яйцо смоделировано в виде вечнозеленого лаврового деревца - символа вечной жизни, даруемой верой в искупительную жертву Иисуса Христа. Густая крона из 325 зеленых нефритовых листочков подстрижена в форме - шара. Нефрит - любимый камень Фаберже, камень "цвета надежды".

Дерево усыпано плодами из цветных драгоценных камней и белыми эмалевыми цветочками. Оно посажено в кубообразную кадку из белого мексиканского оникса, затянутую золотой трельяжной сеткой с провисающими эмалевыми гирляндами. В верхней части кроны спрятано отверстие для ключа и крохотный рычаг, нажатием которого поднимается замаскированная листвой круглая крышка на вершине дерева. Оттуда появляется птичка из переливающихся перьев и начинает петь, крутясь вокруг своей оси, поворачивая головку и открывая костяной клювик. Когда пение заканчивается, птичка исчезает. Внутри дерева механическая поющая птичка, в четырехугольной кадке из белого мексиканского оникса на нефритовом постаменте, на углах нефритовые колонки декорация гирлянды из зеленой эмали.

Яйцо исполнено в форме подстриженного дерева с плотной кроной нефритовых листьев с цветами и фруктами из драгоценных камней, с лепестками белой эмали: алмазов цвета шампанского, аметистов, бледных рубинов и цитринов. В листве спрятано отверстие для ключа и крохотный рычаг, приведение в действие которого поднимает круглую крышку на верхушке дерева, после чего изнутри появляется певчая птица, которая машет крыльями, поворачивает голову и поет, открывая клюв. Резьба по золотому стволу имитирует кору. Дерево "растет" из золотой почвы, насыпанной в квадратную кадку из белого кварца, декорированную золотой трельяжной решеткой с головками цветов на скрещениях и накладной гирляндой лавра прозрачной зеленой эмали с ягодами из рубинов-кабошонов, из которых центральный окружен алмазами. Каждая ножка кадки также украшена рубинами с алмазами, помещенными в золотые розетки, по углам кадка завершена жемчужинами. Двухступенный постамент и стоящие по углам ребристые тумбы выполнены из нефрита; тумбы с золотыми цоколями, накладной орнаментацией и навершиями, увенчанными жемчужинами в чашечке из листьев прозрачной зеленой эмали. Та же эмаль применена к листве на цепях между тумбами, звенья которой акцентированы жемчужинами.

Описываемое яйцо было преподнесено императором Николаем II матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, 12 апреля 1911 года.

30. "15 годовщина царствования" (1911г.) Часто яйца были просто забавными безделушками, милыми знаками внимания, но нередко они напоминали и о статусе заказчиков. К числу более "официальных" следует отнести яйцо, подаренное императором Николаем II - супруге, императрице Александре Федоровне на Пасху 1911 года (10 апреля), в год пятнадцатилетия царствования.

Яйцо разделено на фрагменты гирляндами из лавровых листьев, покрытых ярко-зеленой эмалью. Шестнадцать из восемнадцати ячеек этой сетки заполнены миниатюрами на слоновой кости, виртуозно написанными "придворным миниатюристом" Василием Ивановичем Зуевым (с 1904 года - основным автором живописных миниатюр по слоновой кости на фирме Фаберже). Семь из них представляют собой портреты членов императорской фамилии (Николай II, Александра Федоровна, цесаревич Алексей, великие княжны Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия) в овальных рамках из алмазных "роз". Семь прекрасно исполненных овальных миниатюр Василия Зуева изображают всех членов сплоченной семьи - несомненно, счастливых родителей, четырех очаровательных дочерей и сына. Лишь немногие были посвящены в тайну глубоких страданий отца и матери, вызванных тяжелой болезнью наследника трона, - гемофилией. Со временем эта болезнь стала причиной появления на сцене истории Григория Распутина, что привело к трагическим последствиям для всей императорской семьи.

Остальные ячейки представляют важнейшие события царствования вплоть до 1911 года:

. Торжественное шествие в Успенский собор (1896)

. Момент священного коронования (1896)

. Мост Императора Александра III (в Париже, 1900).

. Дом в Гааге, где происходила Первая Мирная конференция (1899)

. Торжественный прием членов Первой Государственной Думы в Зимнем Дворце (27 апреля 1906) (копия с фотографии, сделанной в тот день)

. Музей Императора Александра III (открыт в 1898)

. Открытие памятника Петру Великому в Риге (работы Шмидта-Касселя). (1910). Установлен в честь победы русской армии под командованием фельдмаршала Б.П. Шереметева, одержанной 4 июля 1710 над шведами после 8-месячной осады города.

. Открытие памятника в Полтаве к двухсотлетию Полтавской битвы (1909): огромный каменный крест был водружен над т. н. "шведской могилой", холмом высотой около 20 м

. Перенесение мощей преподобного Серафима Саровского (1903) Миниатюрная живопись, скрытая прежде в сюрпризах, становится теперь главным украшением пасхального сувенира. Этот факт приобретает - особое значение, если вспомнить, что в начале ХХ века фотография стала уже неотъемлемой частью художественной жизни и мастерство миниатюрной живописи постепенно умирало.

Под портретами Николая и Александры - медальоны, где под плоским алмазом видны даты: "1894", год венчания Николая и Александры и "1911", год Пятнадцатой годовщины коронации; обе даты над лентой с надписью Фаберже русскими буквами. На верху яйца помещена императорская монограмма Александры Федоровны под крупным плоским алмазом, по кругу обрамленным мелкими. Снизу яйцо также украшено крупным алмазом в окружении мелких. Поле вокруг овальных миниатюр, а также верх и низ яйца покрыты прозрачной перламутровой эмалью по гильошированному фону. Яйцо "Пятнадцатая годовщина царствования" прекрасно демонстрирует как самые важные события частной жизни венценосной четы, так и ее достижения в управлении государством. Пятнадцать лет, пролегающие между двумя датами, изображенными на оболочке яйца, 1894 и 1911, - это и 17 лет счастливой супружеской жизни (Николай и Александра поженились 12 ноября 1894 года), отмеченной рождением пяти замечательных детей, и 17 лет относительно успешного правления.

31. "Царевич" (1912г.) Яйцо в стиле Людовика XV вырезано из цельного куска ляпис лазури и украшено золотым узором в виде ракушек, свитков, корзин с цветами. В центре композиции - двуглавый орел в имперской короне. Монограмма АФ и год 1912 видны сквозь большой бриллиант прямоугольной формы на куполе яйца. Такой же бриллиант внизу. Сюрприз - русский двуглавый орел, увенчанный короной, с царскими регалиями - державой и скипетром. Сплошь усыпан бриллиантами. Их порядка двух тысяч! В центре сюрприза - скромный крошечный портрет Цесаревича простой акварели. Запредельная имперская роскошь яйца и бриллиантового двуглавого орла, и совсем простой акварельный портретик.

Американские эксперты видят здесь вопиющее противоречие и выдвигают теории о подмене портрета. Они не могут постичь истинно русскую душу великого Мастера, сына эмигранта. Вспомним его "Одуванчик"! Маэстро видел красоту в самом простом и скромном. Это самое любимое яйцо Александры Федоровны. Оно неизменно находилось у постели Цесаревича, в его комнате.