Смекни!
smekni.com

Фирма Фаберже (стр. 5 из 11)

Бархат внутренней обивки кареты искусно имитируется красной эмалью, позолоченные деревянные оконные рамы - золото с гравировкой. В интерьере использовалась голубая эмаль для занавесок и бирюзовая для потолка. На крыше кареты находится императорская корона с алмазами розами.

6. "Пеликан" (1898г.) Яйцо "Пеликан" покрыто золотыми пластинками с гравировкой. Сюрприз: 8 пластин-миниатюр с учреждениями, основанными Вдовой Императрицей Марией Федоровной. Само яйцо разворачивается на восемь секций, каждая петлями скреплена с соседними. Когда эти восемь панелей открываются, на них становятся видны восемь овальных миниатюр. Они демонстрируют один важный аспект характера вдовствующей императрицы - это напоминание, что даже после смерти мужа она оставалась важной общественной фигурой. Каждая миниа- тюра изображает образовательное учреждение, которому Мария оказывала свое покровительство. Это было только малой частью ее благотворительной деятельности. Согласно одной биографии, она была патронессой 27 институтов благородных девиц, 77 школ для девочек, 113 детских домов, 23 больниц и 21 дома для слепых детей. Яйцо - также напоминание, что при необходимости Мария могла быть несгибаемой, царственной и деловитой - строгой женщиной, которая своим младшим детям казалась "всегда императрицей, даже когда входила в детскую". Однажды Ольга видела, как Мария увольняла генерального директора всех школ для девочек в империи. Он был некомпетентным, его никто не любил, но все же трудно было не пожалеть его. "Она сказала самым ледяным тоном: "Князь, я решила, что Вам следует покинуть этот пост". Директор был настолько озадачен, что даже запнулся: "Но. но я никогда не покину Ваше Величество". "А я Вам говорю, что Вы это сделаете" - ответила она и вышла из комнаты. Ольга последовала за ней: "Я боялась даже посмотреть на этого человека".

Символика яйца Пеликан. Птица, имя которой получило яйцо сидит на его вершине. Она кормит птенца в гнезде. Ассоциации очевидны. Для Марии "матушка" - эпитет, которым награждают каждую царицу, - имеет реальный вес, образовательные учреждения, которые символизирует яйцо, являются достаточным свидетельством. Однако есть еще одна причина, по которой Фаберже выбрал пеликана: эта птица была всегда символом материнской любви. Есть популярная, но ложная концепция, что в экстремальных случаях пеликан может кормить свое потомство собственной кровью: материнская любовь может приносить как страдание, так и удовольствие. Яйцо, возможно, слишком явно показывало чувства Марии по поводу влияния на ее сына его становившейся все более странной жены.

Подарено Императором Николаем его матери Императрице Марии Федоровне.

7. "Ландыши" (1898г.) 5 апреля 1898г. император Николай II преподнес супруге на Пасху одно из самых лиричных творений Михаила Перхина, в котором, кажется, отразился характер отношений между августейшими супругами. Современники отмечали, что в императорской семье царила идеальная атмосфера, а самыми счастливыми государь считал часы, которые он проводил в кругу семьи. Лишенный нотки официальности, непринужденный модерн с его любовью к цветам прекрасно передал эти чувства. Близко знавшие императрицу люди - часто упоминают, что ландыши были особенно любимы ею, а в сочетании с миниатюрными портретами обожаемого мужа и двух старших дочек - Ольги и Татьяны - этот подарок приобретает особенно личностный характер. Яйцо "Ландыши" украшено любимыми цветами молодой императрицы и ее любимыми драгоценными камнями - жемчугом и бриллиантами. В качестве сюрприза в нем хранятся миниатюрные портреты трех самых дорогих ей людей: обожаемого супруга Николая и двух дочерей, Ольги (1895 г. р.) и Татьяны (1897 г. р.). Портретные медальоны, написанные Иоганном Цейнграфом, укреплены на металлических "стеблях" по принципу веера. Они появляются над яйцом при вращении штифта-жемчужины. В закрытом состоянии отверстие прикрывает копия императорской короны, усыпанной алмазными "розами".

К тому же, Фаберже выполнил это пасхальное яйцо в стиле модерн - излюбленном стиле императрицы.

Гильошированная поверхность яйца просвечивает сквозь розовую эмаль; венчающая его императорская корона - в алмазах и рубинах. Из изогнутых золотых ножек основания прорастают побеги ландышей, охватывающие яйцо с четырех сторон листьями прозрачной зеленой эмали. На золотых стеблях - цветы из жемчуга, акцентированного мелкими алмазами. Жемчужная кнопка сбоку приводит в действие механизм: корона поднимается и вслед за ней из яйца появляются, веерообразно раскрываясь, три миниатюрных портрета, оправленных алмазами - Николая II и детей Николая и Александры, великих княжон Ольги и Татьяны. Каждый портрет подписан миниатюристом Иоханнесом Цейнграфом. На рифленом золотом обороте миниатюр выгравирована дата 5. IV.1898 Описываемое яйцо хранилось в личных покоях императрицы Александры Федоровны в Зимнем дворце, на верхней полке углового застекленного шкафчика.

8. "Яйцо с букетом лилий" (1899г.) Яйцо декорировано прозрачной желтой эмалью по гильошированному фону и накладным узором из цветного золота, увенчано букетом белых лилий, выполненных из халцедона и золота. На лицевой стороне основания алмазами выложена дата: "1899". Часы имеют белый эмалевый циферблат, вращающийся по горизонтали, и неподвижно закрепленную стрелку, усыпанную алмазами. Она имеет вид стрелы Амура, выпущенной из лука, и окружена факелами, чье пламя превращается в пышные растительные завитки.

Вместе с букетом лилий, "прорастающих" сквозь венок роз из разноцветного золота, они символизируют добродетельное пламя семейной любви.

Это пасхальное яйцо, сделанное в виде старинных французских часов в стиле Людовика XVI, является своеобразным овеществленным признанием Николая II в любви своей жене.

Во всех пасхальных яйцах была скрытая символика. И здесь она есть - Лилии означают добродетельную супружескую любовь. Подарено Императором Николаем II Императрице Александре Федоровне на Пасху 1899 года.

9. "Анютины глазки" (1899 г.) Яйцо выполнено из нефрита. Красивые анютины глазки, украшенные драгоценными камнями. Сюрприз в этом яйце - золотой мольберт, Внутри "мольберт" с медальончиками в виде открывающихся сердечек - генеалогическое дерево с портретами на котором стоит отделанное бриллиантами сердце из прозрачной белой эмали. На сердце-мольберте находится одиннадцать овалов из красной эмали. На каждом овале стоят инициалы. Все овалы, в свою очередь, являются крышками, под каждой из которых находится миниатюрный портрет одного из членов императорской семьи.

10. "Воскресение Христово" (1899 г.) Управляющий Аничковым дворцом 14-20 сентября 1917 года составлял список драгоценностей вдовствующей императрицы Марии Федоровны, чтобы в целях безопасности отправить их в Москву. Среди описаний вещей, многие из которых легко распознаются, он упомянул "маленькое хрустальное яйцо с фигурками внутри на золотой подставке с 8 бриллиантами, алмазами огранки "роза" и жемчужинами". Внешний вид яйца "Воскресение Христово" совпадает с этим описанием, хотя не дает права отнести его к - "императорской" серии. Императрице делали подношения не только муж и сын.

Христос представлен стоящим над гробницей с двумя коленопреклоненными фигурами ангелов по сторонам. Одеяния выполнены белой эмалью. Группа помещена на овальной площадке, окаймленной алмазами и поддерживаемой снизу рифленой ножкой, декорированной чередующейся белой и прозрачной земляничной эмалью. Вся композиция заключена в прозрачную яйцеобразную емкость из горного хрусталя, обведенную по вертикали алмазным бордюром. Яйцо поставлено на ножку, с многоцветным эмалевым орнаментом в стиле Возрождения, с четырьмя жемчужинами у основания и одной, большего размера, - на перехвате ножки.

В ночь с 15 на 16 сентября 1917 года из Петрограда в Москву отправился железнодорожный состав в 40 вагонов, наполненных императорскими сокровищами, среди которых было 84 ящика с вещами вдовствующей императрицы из Аничкова дворца. Все ценности, вывезенные из столицы, были помещены на хранение в подвалы кремлевской Оружейной палаты. Яйцо "Воскресение Христово" вновь появилось в инвентарной описи конфискованных драгоценностей, составленной в 1922 году при передаче их из Оружейной палаты Кремля в Совнарком. Ему соответствовала запись: "хрустальное яйцо с фигурками внутри на золотой подставке с 8 бриллиантами, алмазами огранки "роза" и жемчужинами".

Перед продажей коллекции Форбс младший предположил, что "Воскресение Христово" - сюрприз "Ренессанса". Он обосновал это тем, что стиль оформления сходен, яйцо помещается внутрь, и, к тому же, в отделке использован жемчуг, который упоминается в счете на "Ренессанс".

Яйцо "Воскресение Христово" было выполнено Михаилом Перхином. Использовались золото с эмалью, горный хрусталь, драгоценные камни.

11. "Весенние цветы" (1899 г.) Яйцо покрыто прозрачной землянично-красной эмалью по гильошированному фону с золотыми накладными завитками в стиле второго рококо. Створки открываются по вертикальному шву, отороченному поясом алмазов. Внутри помещена вынимающаяся корзинка с подснежниками, лепестки которых сделаны из халцедона, а пестики из демантоидов. Яйцо замыкается на вершине алмазной защелкой. Круглый двухступенный постамент выточен из бовенита, обтянут выложенным алмазами пояском и у основания цоколя оформлен золотым орнаментом рокайль.