Смекни!
smekni.com

Обман в нашей жизни. Использование индивидуальных личностных особенностей (стр. 2 из 19)

«Бели мы хотим товарообмена с заграницей — а мы его хотим, мы по­нимаем его необходимость, — наш основной интерес — возможно ско­рее получить из капиталистических стран те средства производства (па­ровозы, машины, электрические ап­параты), без которых восстановить нашу промышленность сколь нибудь серьезно мы не сможем, а иног­да и совсем не сможем, за недоступ­ностью иметь для наших фабрик нужные машины. Надо подкупить капитализм сугубой прибылью. Он получит лишнюю прибыль — Бог с ним, с этой лишней прибылью, — мы получим то основное, при помо­щи чего мы укрепимся, станем окон­чательно на ноги и экономически его победим».

Глупость

На дурака не нужен нож;

Ему с три короба наврешь — и делай с ним что хошь!

Кот Базилио и лиса Алиса

На тему глупости, ставшей причи­ной обмана, можно говорить беско­нечно, поэтому ограничимся старым анекдотом: в лесу мужчина встретил древнюю старуху с вязанкой хвороста

-Молодой человек, - обращается старуха, — помоги мне дровишки дотащить, я тебя отблагодарю.

— Да почему же не помочь! Давай, бабка.

Подошли они к ветхой избушке, а старуха ему и говорит:

— А ты знаешь, кто я такая?

— Не знаю.

— Я колдунья. За твою доброту могу выполнить три самых больших желания. Загадывай, что хочешь!

Мужчина засмущался, а потом и говорит:

— Хочу иметь «Мерседес», виллу на берегу моря и жену-красавицу.

— Ну что ж, хорошо. Пойдешь сейчас прямо, потом свернешь нале­во, там увидишь дорогу, а на той до­роге стоит новенький «Мерседес». Сядешь в него, поедешь прямо до берега моря, там и будет стоять твоя вилла. В ней и будет ждать тебя де­вушка невиданной красоты. Мужчина бежать скорее за своим добром.

— Стой! — кричит бабка. — Я тебе помогла, а теперь помоги и мне.

— Чем же я тебе помогу?

— Давно я мужчину хочу, изнемо­гаю прямо.

—Ладно, старуха, — сжалился мужчина. — Давай, только поскорее. Выполнил он старухину просьбу и бежать.

— Постой! — кричит старуха. — Тебе годков сколько?

— Тридцать пять, а что?

— Эх ты, такой большой, а в сказ­ки веришь!

К глупости вплотную примыкает излишняя доверчивость, за которую также часто приходится расплачи­ваться своим добром. Бальтасар Грасиан предостерегает:

«Не надо быть только голубем. С голубиной кротостью да сочетается хитрость змеиная! Легко обмануть человека порядочного: кто сам не лжет, всем верит, кто не обманыва­ет, другим доверяет. Обману подда­ются не только по глупости, но и от честности. Два рода людей способ­ны предвидеть и обезвредить обман: обманутые, проученные на своей шкуре, и хитрые, рассчитавшиеся чужой. Пусть проницательность будет столь же чутка в подозрениях, сколь хитрость ловка в кознях. И не надо быть настолько благодушным; чтобы толкать ближнего своего на криво­душие. Соединив в себе голубя и змею, будь не чудищем, но чудом».

Страх

Кроме жадности, глупости и из­лишней доверчивости, зацепкой для обмана может быть и трусость. Че­ловека легко обмануть, используя его страх. А. П. Чехов в одном из своих рассказов описывает, как старый почтмейстер обеспечил верность своей молоденькой жены-красави­цы. Он распространил по городу слух, что его жена сожительствует с мест­ным полицмейстером, грозой всей округи. Поэтому молодые повесы за версту обходили молодую супругу почтмейстера и не пытались за ней ухаживать.

Правда, иногда воздействие на психику потенциальной жертвы бы­вает более серьезным — настолько, что подобный обман заканчивает­ся инфарктом или самоубийством. Именно о таких случаях использова­ния страха в качестве точки приложе­ния обмана рассказывает журналист Михаил Зубов в газете «Мошенни­ки» (№ 9, 1996). Статья называется весьма многозначительно: «АО «Ме­фистофель» берет в аренду души на комиссионных началах» и посвяще­на такой пока редкой форме «наез­да», как психотерроризм. Впрочем, редкой — это на первой взгляд. По данным автора, психотеррористи­ческие группировки действуют уже в 97 городах нашей страны, стараясь не привлекать к себе излишнего вни­мания. Суть их метода следующая. Клиент, у которого в жизни идет «черная полоса», находит в своем почтовом ящике листовку следую­щего содержания:

«Предприятие с вековым опытом арендует на любой срок Ваше нема­териальное движущее начало, име­нуемое в просторечье «ДУША». В обмен предлагаем исполнение уме­ренных актуальных желаний, неглас­ное содействие в достижении кон­кретных краткосрочных целей и т. д. Суть Ваших условий предлагаем из­ложить письменно в лаконичной форме».

Дальше идет номер абонентского ящика. Все... Кто-то из людей, полу­чивших такое письмо от Князя Тьмы, посмеется розыгрышу и забудет о нем, а кто-то — более впечатлитель­ный и несчастный — решит попро­бовать. Далее потенциальный клиент получает туманный, полный неяс­ных намеков договор, в котором его извещают, что его душа, пока вре­менно, перешла во владение таин­ственного «предприятия». Если в дальнейшем дела у клиента начнут неожиданно налаживаться, он полу­чает краткую телеграмму типа «Срок договора истекает». А спустя несколь­ко дней еще одну: «Предмет аренды перешел в наше полное распоряже­ние. Ждите дальнейших указаний». И дальше многозначительное мол­чание...

А потом ему начинают медленно, но методично капать на нервы. Че­ловек нервничает. Вроде бы ничего в его жизни еще не меняется, но кли­ент все чаще задумывается о том, что кто-то неизвестный получил над ним какую-то власть. Волнения подогре­ваются частыми телефонными звон­ками домой и на работу — кто-то та­инственный набирает номер и долго молчит в трубку. Потом на его двери появляются каббалистические знаки, а когда жертва окончательно «созре­ет», ей предлагают выкупить душу обратно. И, как правило, люди при­носят деньги. Ведь природа человека такова, что загадочные, труднообъя­снимые явления пугают его боль­ше, чем прямая и понятная угроза. Вспомните, как выводил из душев­ного равновесия подпольного мил­лионера Корейко Остап Бендер. Он начинал с абсурдных на первый взгляд телеграмм: «Грузите апельси­ны бочками. Братья Карамазовы», или «Графиня изменившимся лицом бежит пруду», но именно они заста­вили Корейко изрядно поволновать­ся. Как говорил Остап, «самое глав­ное — это внести смятение в лагерь противника- враг должен потерять душевное равновесие. Сделать это не так трудно. В конце концов, люди больше всего пугаются непо­нятного. Я убежден, что моя послед­няя телеграмма «Мысленно вместе» произвела на нашего контрагента потрясающее впечатление. Все это суперфосфат, удобрение. Пусть по­волнуется... Клиент начинает нерв­ничать. Сейчас он переходит от ту­пого недоумения к беспричинному страху. Я не сомневаюсь, что он вска­кивает по ночам в постели и жалоб­но лепечет: «Мама, мама». Еще не­много, самая чепуха, последний удар кисти — и он окончательно до­зреет».

Как пишет Михаил Зубов, совре­менные психотеррористы для боль­шего воздействия на испуганное сознание колеблющихся клиентов могут поздно вечером неожиданно «вырубать» ему свет, подбрасывать в квартиру змеи или крыс или подавать низкочастотные радиосигналы, вызывающие необъяснимые приступы страха. Плюс подбрасывать в почтовый ящик брошюрки мисти­ческого содержания и другую сата­нинскую литературу. Тут уж у любо­го нервы не выдержат. Впрочем, как уверяет журналист, некоторые кли­енты спокойно переносят этот бала­ган и соответственно сохраняют свои денежки — мошенники предпочита­ют с такими не связываться (себе до­роже). На их долю хватает слабо­нервных и трусливых людей.

Самое неприятное в этом деле то, что практически невозможно при­влечь психотеррористов к уголовной ответственности за их деяния. Ведь формально законов они не наруша­ют, прямым вымогательством не за­нимаются. Клиенты приносят день­ги, на коленях умоляют их взять, просят вернуть им их души. Но по­пробуйте заявить об этом в мили­цию — да вас же первого на смех по­дымут...

Итак, страх может быть причиной обмана. В приведенном выше при­мере это был туманный страх неиз­вестного, но иногда мошенники строят свои планы исходя из вполне конкретных тревог и опасений своей будущей жертвы. В одном из писем, по­ступивших в качестве откликов на первое издание «Искусства обмана», рассказыва­ется именно о таком случае. Пишет Елена Г., женщина тридцати лет из Рязанской области. В ее деревню, в соседский дом, часто приезжали по­гостить цыгане. И вот однажды не­сколько лет назад зашла к ней мо­лодая цыганка Наташа, принесла посмотреть журнал «Черная магия». На руке у цыганки была золотая печатка, полированная поверхность которой блестела, как зеркало. Дальше процитирую письмо:

«...Дальше она сообщает мне, что на мне порча, это известие меня не испугало, а лишь удивило совпаде­нием — за год до того в Рязани мне об этом сообщила бывшая препода­вательница института, открывшая в себе способности. Об этом я говори­ла по приезде одной женщине, кото­рая любит ходить к моим соседям, возможно, она проболталась... Но мне хотелось узнать, как меня от порчи избавлять будет цыганка. Она просит (чтобы муж не знал) кури­ным яйцом выкатать постель и оста­вить на ночь под кроватью.

Наутро она приходит, просит новое полотенце, чайную ложку и то яйцо. Дальше, как во сне, я попросила мужа нас оставить, он вышел из дому, так как знал, что меня трудно в собст­венном доме провести. И вдруг она, сделав крест над яйцом, смотрит мне в глаза и твердит: «Верь мне». Я же слежу за ее руками, чтоб не об­манула, и вижу только эту отшлифо­ванную печатку. Она долбит яйцо, и ужас, и страх меня парализуют (по­тому что я чертовски боюсь червей и гусениц), а в яйце именно черная, мохнатая гусеница. Цыганка протя­гивает ее мне со словами: «Если от этой гусеницы не откупишься, то она вернется в тебя». Я спрашиваю: «Как?» — «На что она покажет — то отдай», — отвечает цыганка. Я со­глашаюсь...»