Смекни!
smekni.com

Обман в нашей жизни. Использование индивидуальных личностных особенностей (стр. 5 из 19)

Все вышеназванные случаи обма­на были основаны на свойстве мыш­ления путать ассоциацию по смеж­ности с причинно-следственными связями. Похожий способ обмана связан с так называемым эффектом переноса, когда событие, происхо­дящее в настоящем времени, проецируется на прошлое или будущее. Используя этот прием, итальянский актер Томмазо Сальвини сумел об­мануть взыскательную театральную публику. Вот как преподносит эту широко известную в театральных кругах историю Павел Таранов:

«...итальянская публика всегда слыла очень строгой и требователь­ной к исполнению сценических за­конов. И вот появился Отелло. Белый плащ декоративно оттенял темный цвет его кожи. В зале — восторжен­ная овация. Отелло — Сальвини начал один из первых своих моноло­гов:

...Я - царской крови и могу перед ним стоять, как равный, не снимая шапки...

И вдруг в рядах зрителей прошел шорох, какое-то движение, послы­шались возмущенные возгласы. Ока­зывается, Сальвини загримировал лицо, шею, все видимые из-под кос­тюма части тела, но забыл загрими­ровать руки! У него — белые руки! Такого кощунства публика стерпеть не могла. Темпераментные итальян­цы стали выкрикивать не лестные для актера реплики, кто-то швырнул на сцену апельсиновые корки...

Сальвини, однако, не выглядел смущенным. Он терпеливо дождался тишины и продолжал играть как ни в чем не бывало. Публика наконец затихла. Она поняла: артист «испра­вится» во втором акте и тогда можно будет простить ему ужасную оплош­ность.

Начался второй акт. Все ждали Отелло, и сразу же тысячи взглядов устремились на его руки. И тут гнев­ные выкрики слились в единый крик возмущения. Какое безобра­зие! Какое неуважение к публике! У Отелло — опять белые руки!.. Шквал негодования надолго пре­рвал течение спектакля.

Сальвини спокойно ждал, пока в зале утихнет буря. Потом нетороп­ливо вышел на авансцену, оглядел ряды зрителей и начал медленно... снимать с рук белые перчатки! Под ними, разумеется, оказались темные руки!

Зал буквально взвыл от восторга. Значит, и в первом акте Сальвини играл в перчатках! И разразилась ова­ция в честь любимого артиста. Он оказался на небывалой высоте.

На самом же деле знаменитый ар­тист, конечно, схитрил. В первом акте у него не было перчаток — он действительно забыл положить на руки грим. Но остроумная выдумка с перчатками спасла его от позора и принесла еще большую славу».

НЕПРОВЕРЯЕМЫЕ ССЫЛКИ

Лгун призывает в свидете­ли или мертвого, или далекого.

Сомалийская пословица

Одним из способов обмана явля­ется «подтверждение» ложного сооб­щения при помощи непроверяемых «доказательств». Для того чтобы об­мануть человека, проходимцы могут ссылаться на что угодно: на какой-то авторитет, на любое независимое третье лицо (на деле являющееся «подставным»), на отсутствующих, на сведения, которые невозможно проверить в данный момент, на бу­дущее, на прошлое и т. п.

В частности, таким доказательст­вом может быть авторитет какого-либо лица или организации, пре­стиж которых для обманываемого достаточно велик. Это подтверждает в своей монографии профессор Дуб­ровский:

«Одним из наиболее благоприят­ных условий успешного обмана слу­жит авторитетность «обманывающе­го» для «обманываемою». Благодаря этому свойству исходящее от перво­го сообщение принимается на веру либо по крайней мере ослабляется его критическая оценка, оправдыва­ется расхождение между смыслом сообщения и наблюдаемыми явле­ниями... У людей явно или неявно действует потребность в абсолюте, в некой инстанции, располагающей непререкаемой истиной».

Авторитет подавляет волю, застав­ляя действовать по жесткому, заранее написанному сценарию. Как писал А. Круглов, авторитет — это нечто, поставленное выше собственного разумения. Другой известный аферист, Станислав Ежи Лец, полушутя сове­товал: «Употребляй в разговоре «ки­ловатты», «километры», «мегабай­ты» — мир уважает специалистов».

А вот случай из реальной жизни, описанный в очерке Д. Севрюкова «Оборотни» (журнал «Мошенники», № 7, 1996):

«Жарким июльским полднем в маленькой квартирке, накануне арен­дованной под офис неким предста­вительным мужиком в белых сала­мандровых туфлях и черных очках, собралось десятка два ярославских безработных. Кандидатам была обе­щана интересная и непыльная ра­бота.

— Комитет госбезопасности Рос­сии, шестой отдел, подполковник Тимофеев, — солидно представился наниматель.

И для наглядности повертел крас­ненькими корочками, в которых все именно так и было записано, как он сказал. Потом вмиг притихшие кан­дидаты писали автобиографии, в ко­торых требовалось особо указать, кто какой жилплощадью располага­ет, с кем вместе проживает. А когда через пару дней безработные вновь пришли в офис узнать результаты трудоустройства, подполковник Ти­мофеев кратко сообщил, что по кон­курсу прошел один-единственный Андрюха Сухов, 1965 года рождения, холостой, в одиночку проживающий в благоустроенной квартире. После по-военному скупых поздравлений Андрей узнал, что на сборы ему от­пущена пара часов. Потом он убывает в Москву, в распоряжение коман­дования, которое пошлет его выпол­нять ответственное задание — воз­можно, вдали от Родины.

Спустя сутки труп Андрея Сухова был обнаружен путевым обходчиком неподалеку от железнодорожного полотна. Из взятых с собой вещей ничего не пропало, кроме паспорта, который, как позже установит след­ствие, с переклеенной фотографией перекочевал в карман лжеподпол­ковника Тимофеева. Так Тимофеев в один момент стал не просто по пас­порту Суховым, но еще и обладате­лем благоустроенной двухкомнат­ной квартиры».

В этом случае свое магическое действие оказала «крыша», которой прикрывался бандит, — Комитет госбезопасности России, организа­ция достаточно авторитетная, чтобы поверить ее «представителю». Но для несчастной жертвы было бы не­лишним еще и проверить ее — хотя бы в местном отделении того же ко­митета. В этом случае он остался бы жив.

Для каждого времени и страны су­ществуют свои «пароли», безотказ­но действующие на доверчивых людей и используемые мошенника­ми всех мастей. В советское время это были слова «обком», «райком», «ЦК», «КГБ», «Брежнев» и т. п., сей­час — «президент», «губернатор», «администрация области». Для Ве­ликобритании значимо все, что свя­зано с Ее Величеством, для Америки эту роль играют знаменитые киноар­тисты и крупные бизнесмены. Имея бланк (даже фальшивый) известного банка, можно, прикрываясь его ав­торитетом, легко «запорошить глаза» и получить кредит.

Уверенно произнесенная фраза, осененная престижем сенаторского звания, стоила жизни президенту Ав­рааму Линкольну.

— Я сенатор. Мистер Линкольн посылал за мной. Я должен видеть его по важному делу.

Этих слов, сказанных убийцей Линкольна, оказалось достаточно, чтобы он был пропущен в театр, где находился президент. Через минуту в зале раздался выстрел.

Слова эти, выбитые на меди, как постоянное напоминание, можно ви­деть в кабинете начальника охраны Белого дома.

Мошенники могут ссылаться не только на авторитеты, но и на любых третьих лиц, представляя их как не­заинтересованную, а значит, объек­тивную сторону. Понятно, что на самом деле эта «третья сторона» яв­ляется не чем иным, как замаскиро­ванным сообщником преступни­ков. Такой вид обмана достаточно популярен в преступном мире и именуется «обманом с подставны­ми». Классический пример — «бри­гада» наперсточников: явно играет там только один, но сколько «поды­грывают»...

Весьма показательную иллюстра­цию «обмана с подставным» приво­дит в своей книге «Записки шулера» Анатолий Барбакару:

«Наташка-Бородавка имела много специальностей, одна из них — «про­дуктовая кидала». Техника кидания следующая: Наташка устраивается в очереди за какой-нибудь пищевой продукцией. Неважно — какой. Глав­ное, чтобы продавец была женщина и обязательно — не городского, не­искушенного происхождения. Подхо­дит очередь — Бородавка просит, на­пример, полкило сливочного масла. Пока продавец взвешивает, покупа­тельница, попробовав масло, решает купить килограмм. Все эти пробы, размышления, просьбы увеличить вес проходят под мельтешение двад­цатирублевой купюры, зажатой в руке Бородавки- можно решиться еще граммов на триста. Не помеша­ет. К тому моменту, когда приходит­ся рассчитываться, купюры в руках уже нет. Продавщица взирает непо­нимающе. Покупательница — тоже. Дескать, деньги — уже у вас. Про­давщица, разумеется, удивляется. Заглядывает в свой шкафчик, но это ничего не проясняет: купюра попу­лярная. Покупательница даже слегка возмущена. Но продавец в сомне­нии. Разрешить его помогает стоя­щая следующей в очереди солидная, импозантная дама бальзаковского возраста. Подтверждает, что деньги продавцом получены Бородавка, мало того, что имеет продукт, еще по­лучает сдачу. И, отойдя, выказывает недовольство. Впрочем, недолго. По­тому как предстоит дележка с «баль­заковской» сообщницей».