Смекни!
smekni.com

Обман в нашей жизни. Использование индивидуальных личностных особенностей (стр. 6 из 19)

Надо отметить, что мошенники и аферисты очень любят ссылаться на отсутствующих людей. Сомалийская пословица гласит: «Лгун свидетеля селит далеко», и это правило дейст­вует безотказно. Поэтому если вам стараются внушить какую-то мысль, ссылаясь на мнение людей, которых в настоящее время нет рядом, заду­майтесь, может быть, здесь не все чисто?

Не менее часто обманщики ссы­лаются на будущее время, в котором они обязуются выплатить деньги или выполнить какие-то услуги. Для таких обещаний нужно держать на­готове один ответ: «Утром деньги — вечером стулья», ибо «завтра» мошенников может так и не наступить. Как самокритично писал Жан де Лабрюйер в своих «Характерах», «мы зовем друга в гости, просим прийти к нам, предлагаем свои услуги, обе­щаем разделить с ним стол, кров и имущество; дело стоит за малым — за исполнением обещанного».

Перенесение выполнения обеща­ния в будущее время всегда чревато для того, кто уверен в несомненном выполнении обещанного, так как истинные намерения обещавшего ос­таются загадкой. Например, в 1993— 1996 годах довольно часто встреча­лись случаи обмана по типу «работа с испытательным сроком». Суть об­мана следующая: безработная маши­нистка встречает объявление в газе­те: «Набор на компьютерные курсы. Плата за обучение минимальная. Для машинисток со стажем — скид­ки. Трудоустройство берем на себя». Короче, условия Божеские.

Женщина приходит в фирму, оп­лачивает недельные курсы, на кото­рых печатает какие-нибудь этикетки и набивает фамилии в некую базу данных, после чего ее направляют на работу с испытательным сроком. Предупреждают, что на должность оператора ЭВМ, якобы весьма высо­кооплачиваемую, возьмут только луч­ших, скажем, три человека, а претен­дентов — десять. Норму сразу дают приличную, но женщины стучат по клавишам, стараются изо всех сил. На следующий день — та же петруш­ка, и так, пока будущие операторы ЭВМ не выбиваются из сил и не на­чинают ошибаться. Через неделю им объявляют, что они не справились с работой, и отправляют по домам. После чего приходит следующая партия простофиль и неделю даром работает на предприимчивых мо­шенников.

Точно такой же фокус применяют некоторые строительные фирмы с криминальным уклоном. Они наби­рают рабочих и отправляют их на строительство коттеджа для «нового русского». Там бывшие безработные вкалывают месяц-другой «за краси­вые глаза» и туманные обещания больших денег, после чего их уволь­няют, придравшись к какой-нибудь ерунде типа засохшего раствора или треснувшей ванны-джакузи. Жули­коватые прорабы предоставят обла­пошенным рабочим акт, согласно которому эта джакузи была сделана по индивидуальному заказу и до­ставлена прямо из Парижа, а ее сто­имость во «франках-стерлингах» эти несостоявшиеся рабочие не способ­ны оплатить и за пять лет работы. Так что им остается только удалить­ся побыстрее, освободив место для следующей партии доверчивых ра­ботяг.

Вывод здесь простой: как бы вам ни хотелось получить приличную работу, все-таки следует настоять на заключении трудового договора. Если же ваш работодатель не хочет связывать себя бумагами, то не ис­ключено, что у вас есть шанс пора­ботать безвозмездно, как на комму­нистическом субботнике.

Особой формой обмана служат ссылки на непроверяемые сведения. Впрочем, бывает, что объект обмана может его выявить, но из-за лени, об­стоятельств или ложной скромнос­ти не делает этого. Самый простой пример — когда грабители звонят в квартиру и через дверь представляются работниками жэка или мили­ции. Если доверчивый хозяин от­кроет им, то он может лишиться не только имущества, но и жизни.

Если вы не можете на сто процен­тов определить личность ваших гос­тей через «глазок», лучше позвонить в соответствующую контору и выяс­нить, посылали ли они к вам таких гостей. Вы потеряете пять минут, но сохраните гораздо большее.

А вот и реальная история на эту тему, произошедшая в 1945 году. Ехал солдат с фронта домой — вез целый мешок швейных иголок — страш­ный дефицит в те времена. Трофей­ные. В голодные и нищие сороковые годы это было огромное богатство — в голодные послевоенные времена можно было ездить по деревням и менять их на хлеб. В купе было три человека. Этот солдат и один из его случайных попутчиков вышли поку­рить в тамбур. Там солдат и похвас­тал, какое добро везет домой, — мол, мал мой «сидор» — солдатский мешок, да дорог — теперь есть чем кормить большую семью.

На его беду, попутчик оказался мошенником. Захотел он завладеть чужим добром, да как это сделать — солдат ни на секунду не расставался с драгоценным грузом — даже когда спал, клал его под голову.

Вот мошенник и говорит третьему попутчику, который был не в курсе

дел:

— Ты знаешь, мы с другом поспо­рили под бутылку самогонки, что я смогу у него во время сна из-под го­ловы сидор вытащить, не разбудив его. Ты свидетелем будешь — тебе тоже нальем. Тот заинтересовался таким необычным спором.

— Давай, — говорит, — пробуй.

Вытащил тот аферист осторожно мешок с иголками, так что солдат и ничего не почувствовал, и вышел с ним — якобы в соседнем купе спря­тать.

Проснулся солдат от смеха — сидит напротив попутчик и хохочет:

— Проспорил, проспорил...

Тот хвать под голову, а мешка нет.

— Где иголки?! — кричит.

— Друг твой спрятал. А с тебя сто грамм...

Очевидцы того события говорили, что крик обокраденного человека был столь жутким, что у людей мороз по коже прошел. Сейчас это кажется смешным — иголки, мол, это не «штука» баксов, но тогда, в голодное время, они означали целый год относительно сытой жизни.

СПОСОБЫ ИЗБЕЖАНИЯ ОБМАНА

Обмануть Дьявола не грешно.

д.дефо

Подбирая материал для данной книги, по крупицам собирая факты и изречения в старинных трактатах, современных газетах и сборниках народной мудрости, я с удивлением обнаружил, как близки мысли у, ка­залось бы, далеких по культурному наследию и географическому поло­жению народов. Возьмем, к приме­ру, две пословицы: сомалийскую — «От исчадий ада лишь ад спасет» и русскую — «Лихое лихим избывает­ся». Одна из них рождена среди хо­лодных снегов России, а другая — под жарким солнцем Африки. Между тем они говорят об одном и том же: эф­фективно противостоять обману, как и другому злу, можно, лишь проти­вопоставив эквивалентную хитрость. Простодушное добро и кристальная честность имеют слишком мало шан­сов победить изощренное коварство и мошенничество. Чтобы защитить себя от проходимцев и обманщиков, надо знать все их уловки и приемы и быть готовым, применив их же хитрости, обвести их самих вокруг пальца, с честным человеком стоит поступать честно, а обманщика не грех и обмануть!

Давно известно, что легче избе­жать любой напасти, чем бороться с ее последствиями. Это касается всех сторон человеческой жизни, но особенно применимо к обману. Одним из первых — в середине XVII века — этот вопрос поднял испанский писа­тель Бальтасар Грасиан, ему мы и предоставим слово. Нужно лишь по­стараться за тяжело построенными фразами, несущими на себе груз трех с. половиной столетий, разглядеть точную и остроумную мысль, кото­рой отличаются афоризмы Грасиана. Итак, качество первое: проницатель­ность.

«Хвала проницательному. Некогда выше всего ценилось умение рассуж­дать, теперь этого мало — надо еще распознавать и, главное, разоблачать обман. Нельзя назвать разумным человека непроницательного. Быва­ют ясновидцы, читающие в сердцах, рыси, видящие людей насквозь. Ис­тины, для нас самые важные, выска­зываются лишь наполовину, но до чуткого ума они дойдут целиком. Если к тебе благоволят, отпусти по­водья своей доверчивости, но если к тебе враждебны, дай ей шпоры и гони прочь».

Смысл вышесказанного достаточ­но Прозрачен. Бальтасар Грасиан по­нимает, что нельзя быть подозри­тельным постоянно, и в дружеской среде можно расслабиться, позволив своей вере в людей пересилить недо­верчивость. Но при малейших при­знаках опасности стоит напрочь от­казаться от легковерности, не считая при этом подозрительность грехом. Грасиан ставит почти знак тождест­ва между разумностью и проница­тельностью, да и в самом деле — оба эти качества позволяют человеку ви­деть за обманчивым блеском внеш­ности глубинные причины поведения людей. Для исправно функциониру­ющего, мощного разума не бывает секретов — «истины, для нас самые важные, высказываются лишь напо­ловину, — пишет он, — но до чутко­го ума они дойдут целиком».

Но недоверие само по себе — еще не гарантия того, что тебя не обма­нут. И Бальтасар Грасиан это хоро­шо понимает. Как только мошенник замечает в глазах своей потенциаль­ной жертвы хотя бы тень недоверия, он тут же меняет свои хитроумные приемы на новые, более изощренные. Поэтому, заподозрив обман, старай­ся, чтобы эти подозрения не стали известны твоему противнику.