Смекни!
smekni.com

Товарные знаки и бренды (стр. 27 из 35)

2)частичные, когда право на использование товарного знака касается только части товаров, для которых зарегистрирован товарный знак.

Так же, как и договор уступки, лицензионный договор должен относиться только к охраняемым в Российской Федерации товарным знакам и знакам обслу­живания. Владелец товарного знака может предоставить лицензиату одновре­менно в рамках одного договора право пользователя несколькими своими товар­ными знаками. Как и договор об уступке, лицензионный договор может заклю­чаться в отношении всех или части товаров, для которых зарегистрирован товар­ный знак. Владелец товарного знака, предоставляя лицензиату одно из своих правомочий, может существенно его ограничить. Использование, осуществляе­мое лицензиатом, будет существенно уже, нежели осуществляемое владельцем. Однако возможны и равные режимы использования. Определяя пределы лицен­зии, владелец может установить небольшой срок ее действия либо предоставить такое право на весь срок действия регистрации товарного знака с учетом возмож­ности ее дальнейшего продления. Владелец может ограничить территорию ис­пользования товарного знака, лицензиат вправе будет использовать товарный знак не на всей территории России, а на территории отдельных регионов.

Предоставив лицензию лицензиату, владелец товарного знака может разре­шить ему предоставлять сублицензии другим лицам. Это положение специально должно быть зафиксировано в лицензионном договоре, в противном случае сублецензионный договор как противоречащий законодательству не может быть за­регистрирован и будет признан недействительным. Лицензионный договор мо­жет содержать указание на условия сублицензионных договоров.

Предоставляя лицензию, владелец может оставить за собой право пользоваться товарным знаком и даже предоставлять лицензии на его использование другим лицензиатам. Зачастую же, предоставив лицензию, он перестает пользоваться то­варным знаком в период действия лицензионного договора.

Нормы Закона о товарных знаках содержат требование об обязательном включочении в лицензионные договоры некоторых существенных условий, каса­ющихся качества продукции, маркируемой лицензионным товарным знаком. Так, лицензиат должен гарантировать производство товаров (оказание услуг), обладающих таким же (или лучшим) качеством, что и товары лицензиара. Несоблюдение этого условия может подорвать авторитет товарного знака лицензиара. Именно поэтому Закон о товарных знаках предоставляет лицензиару право контролировать соблюдение этого условия гарантии. Закон не установил санкций за нарушение лицензиатом условий качества товара. Это относится к компетенции сторон. В качестве санкции может последовать временное приос­тановление действия договора (до тех пор, пока не будет улучшено качество товаров) либо действие договора будет прекращено досрочно. Могут быть применены материальные санкции. Отсутствие в договоре таких существенных усло­вий препятствует его регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. От факта регистрации договора зависит и его вступление в силу — датой вступления в силу считается дата его регистрации.

Статьи 25—27 Закона о товарных знаках определяют порядок передачи товар­ного знака, включающей уступку товарного знака и предоставление лицензии на его использование. Положения названных статей являются весьма актуальными в условиях происходящих в стране процессов реорганизации в сфере хозяйствен­ных структур, когда товарный знак зачастую сам становится товаром, т. е. пред­метом купли-продажи.

Заключение лицензионного договора дает возможность владельцу товарного знака не только получить определенный доход и сделать свой знак более извест­ным (за счет расширения границ его использования и увеличения объемов пос­тавок), но и иногда сохранить саму регистрацию товарного знака.

Необходимость в этом появляется тогда, когда по каким-то форсмажорным обстоятельствам над владельцем нависает угроза непрерывного неиспользования товарного знака в течение пяти лет. В этом случае спасти знак от аннулирования можно (исходя из положений п. 1 ст. 25 Закона о товарных знаках), заключив ли­цензионный договор.

Регистрация названных договоров осуществляется на основе специальных Правил.

Заявление о регистрации договора об уступке товарного знака или лицензион­ного договора должно относиться к одному договору. К заявлению прилагаются договор или выписка из него, документ об уплате установленной пошлины за ре­гистрацию договора. К заявлению может быть приложено свидетельство на то­варный знак для внесения в него записи об уступке знака или предоставления ли­цензии.

Заявление и прилагаемые к нему документы представляются на русском язы­ке. Если документы представлены на другом языке, к ним прилагается их пере­вод на русский язык.

В договоре в обязательном порядке указываются предмет договора (номер свидетельства на товарный знак, в отношении которого заключен договор), вид передачи товарного знака (уступка или лицензия), объем передаваемых прав (вид лицензии, территория и срок ее действия; товары, в отношении которых уступа­ется товарный знак или предоставляется лицензия).

Изменения лицензионного договора (приложение 3) также подлежат регист­рации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, в частности в отношении: определения сторон договора, пред­мета договора, вида передачи знака, объема передаваемых прав.


ГЛАВА 6.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

ТОВАРНОГО ЗНАКА

Юридические и физические лица, зарегистрировавшие на свое имя товарный знак, приобретают право использовать его на всей территории РФ. Данное право действует со дня поступления заявки в Федеральную службу по интеллектуаль­ной собственности, патентам и товарным знакам. Срок охраны может быть сколь угодно длительным, поскольку действие свидетельства на товарный знак может неоднократно продлеваться.

Сущность права на пользование товарным знаком состоит в возможности их неограниченного хозяйственного использования для обозначения производи­мых и реализуемых ими товаров. Использованием товарного знака считается прежде всего применение его на товарах, для которых товарный знак зарегистри­рован, и(или) на их упаковке.

Достаточно сложным представляется вопрос об объеме использования товар­ного знака, достаточном для поддержания его регистрации в силе. Как и в ранее действовавшем, так и в нынешнем законодательстве данный вопрос не решен. В литературе обычно предлагается различать две его стороны — количественную и качественную. В частности, применение товарного знака на одном или очень ог­раниченном числе изделий может быть признано достаточным использованием, если товарным знаком обозначаются какие-либо уникальные приборы или обо­рудование, либо изделия, пользующиеся ограниченным спросом. Напротив, ес­ли товарный знак был предназначен для обозначения серийно выпускаемых из­делий, но фактически применен лишь при выпуске опытных образцов, это может быть квалифицированно как недостаточное его использование.

Качественная сторона вопроса об объеме использования товарного знака обычно связывается с оценкой соответствия перечня товаров, для обозначения которых товарный знак фактически применяется. Согласно общему правилу эти перечни должны совпадать друг с другом. На практике, однако, от этого встреча­ются отступления двоякого рода. С одной стороны, товарным знаком могут обоз­начаться товары, не указанные в перечне при регистрации. Такое применение то­варного знака считается неправомерным и, соответственно, не учитывается как исполнение обязанности по применению товарного знака. Но иногда возникает ситуация, когда товарный знак используется для обозначения товаров, формально не указанных в перечне, но охватываемых одним из терминов регистрацион­ного перечня как родовым понятием. С другой стороны, товарный знак часто фактически используется для обозначения более узкого круга товаров, чем это указано при регистрации. Данное обстоятельство может послужить основанием для сужения объема охраны товарного знака путем исключения из перечня това­ров тех объектов, которые фактически не производятся владельцем товарного знака и (или) по каким-то причинам не маркируются товарным знаком.

При использовании товарного знака его обладатели могут проставлять с ука­занным обозначением предупредительную маркировку. Она указывает на то, что данное обозначение является товарным знаком. Эта маркировка выполняет как рекламно-информационную, так и патентно-правовую функции. С одной сторо­ны, она позволяет особым образом выделить товарный знак среди других видов обозначения товара (символы управления, эксплуатации, хранения, транспорти­ровки и т. п.). Благодаря такому «обособлению» внимание покупателей обраща­ется на особую природу знака, побуждая их к выяснению содержания данной маркировки, и способствует тем самым ее лучшему запоминанию. Предупреди­тельная маркировка свидетельствует о наличии исключительных прав на товар­ный знак и тем самым подтверждает его определенную оригинальность. Кроме того, применение данной маркировки является дополнительным рекламным средством и собственно товарного знака, и маркируемых им товаров, что спосо­бствует повышению престижа фирмы в глазах потребителей ее продукции.

С другой стороны, благодаря предупредительной маркировке становится воз­можным оперативное установление факта регистрации товарного знака. Нали­чие специальной маркировки предостерегает третьих лиц от нарушения исклю­чительных прав владельца товарного знака и является важным аргументом при разрешении патентно-правовых споров.

Действующее законодательство не содержит специальных норм, регламенти­рующих нанесение предупредительной маркировки. Она наносится исключи­тельно по усмотрению владельца прав на товарный знак и в любой момент может быть снята. Владелец товарного знака сам избирает вид и форму предупредитель­ной маркировки. Например, она может представлять собой прямое указание на то, что соответствующее обозначение является зарегистрированным товарным знаком, т. е. содержать слова «зарегистрированный товарный знак» или просто «товарный знак». Данное уведомление может содержать указание на название страны регистрации, номер свидетельства или иного охранного документа, дату регистрации и т. п.