Смекни!
smekni.com

Коррупция в нефтедобывающих странах (стр. 15 из 31)

Таким образом, возникла колониальная империя Голлан­дии к середине XVII века, сердцевиной которой стали Молукк­ские и Зондские острова. На других территориях Голландия предпочитала иметь только торговые фактории, так как для за­воевания обширных государств с многочисленным населением у голландцев не хватило бы войск и военного снаряжения. Хотя в середине XVII века из приблизительно 20 тыс. кораблей сум­марного европейского флота 15-16 тыс. принадлежали Нидер­ландам. Экономическая политика голландской Ост-Индской компании, созданной специально для торговли с этим регио­ном, практически ничем не отличалась от той политики, кото­рую проводили на завоеванных землях предшественники голландцев - португальцы. На экспорт в Европу вывозились перец, корица, гвоздика, мускатный орех, позже нефть и каучук.

В годы второй мировой войны Индонезию захватили япон­цы, но 17 августа 1945 г. Республика Индонезия обрела незави­симость, и первым президентом стал инженер-архитектор Сукарно. Его величайшей заслугой стало объединение архипелага, состоящего из 13000 островов в единое государство. В начале своего становления страна испытывала огромную зависимостьотиностранцев, которые по-прежнему контролировали производ­ство каучука, чая, добычу нефти и олова, а также международ­ные и внутренние транспортные коммуникации. До завоевания Индонезией независимости добыча нефти в стране регулирова­лась горным законодательством Голландии по Ост-Индии, вве­денным еще в 1899 г., по которому разрешалось предоставлять площади для проведения горных работ на условиях концессии. При этом концессионер получал право непосредственного кон­троля за минеральными ресурсами, находящимися в недрах в пределах предоставленной площади.

После провозглашения независимости и принятия Консти­туции, все природные ресурсы, включая нефть, были объявле­ны государственной собственностью. Для их эксплуатации бы­ли созданы государственные компании. В соответствии с при­нятыми в стране законодательными актами 1960 и 1971 гг., действующими поныне и составляющими основу нефтегазово­го законодательства страны, индонезийскому государственному нефтегазодобывающему предприятию "Pertamina" было пре­доставлено исключительное право на разведку и добычу нефти Отметим, что до сегодняшнего дня эти акты составляют основу нефтегазового законодательства Индонезии.

Президент Сукарно постепенно укреплял позиции нацио­нального правительства в экономическом секторе страны. Мно­гие отечественные и западные исследователи отмечают, что новейшая история Индонезии в политическом отношении была авторитарной- Но при Сукарно в 1959-1965 гг. авторитаризм был "просвященный" и сравнительно мягкий. В 1966-1998 гг. стал гораздо жестче, с главной опорой на военных. Сукарно, установивший режим "направляемой демократии", был против­ником демократии западного образца. Глубоко стратифициро­ванное индонезийское общество, по его мнению, может сохра­нять свое единство благодаря отношениям "бандк-акакбуах", т.е. "патрон-клиент". В основе этих отношений лежит понятие взаимности как сердцевины яванской культуры "готонг-ройонг" (традиции взаимной помощи), обсуждение проблем (мушавара), и достижение консенсуса (муфакат). Это и стало главной частью идеологии Сукарно. Как отмечает российский исследователь Л. Панченко46, "традиционная политическая культура яванцев ие-рархична и концентрична (властвующие группировки располо­жены концентрическими кругами вокруг лидера)".

Сукарно считал, что его режим "направляемой демокра­тии" является наиболее подходящим для Индонезии, поскольку основан на "Панча Шила" - "пяти принципах": монотеизме, на­ционализме, гуманизме, социальной справедливости, демокра­тии. Однако его критики считали, что "направляемая демокра­тия" - это лишь фасад диктатуры президента, поскольку её суть состояла лишь в том, что каждый гражданин страны должен быть согласен с принятыми решениями президента.

В сентябре 1965 г. группа заговорщиков осуществила убий­ство нескольких генералов. Сухарто, стоявший тогда во главе стратегического командования сухопутных войск (КОСТРАД), подавил этот путч. Поскольку считалось, что "Движение 30 сен­тября 1965 г." организовано коммунистами, началась кампания их жесточайшего преследования. Кровопролитие длилось почти два года. Было убито около 500 тыс. человек; десятки тысяч по­пали в тюрьмы и концентрационные лагеря. После путча Сукар­но назначил Сухарто начальником штаба вооруженных сил. В 1967 г. Сухарто вынудил Сукарно уйти в отставку и провозгла­сил собственный "новый порядок" в Индонезии.

46 Панченко Л. Армия и модернизация общества. - М.: Наука, 1994.- С.110.

Именно с этого времени армия становится главной системообразующей силой авторитарного режима Сухарто не только в политической, но и в экономической сфере.

Накануне утверждения "нового порядка" экономика -нахо­дилась в глубочайшем кризисе, уровень инфляции достигал 600%. В 1965 г. Индонезия считалась одной из беднейших стран Третьего мира. Доходна душу населения составлялвсего60 долларов США.

В 1971 г. состоялись парламентские выборы,но к этомувремени Сухарто уже сосредоточил в своих руках власть, прак­тически полностью контролировал вооружённые силы, бюро­кратию и бизнесменов. Новый парламент избрал его президен­том на безальтернативной основе. Члены запрещённой к тому времени Коммунистической партии Индонезии и примыкавших к ней организаций, а также подозреваемые в причастности к "Движению 30 сентября" были лишены избирательных прав. "Новый порядок" Сухарто был основан на следующих постула­тах: приверженности принципам "Панча Шила"; антикомму­низме; двойной функции вооруженных сил, суть которой со­стояла в том, что армия обеспечивает не только оборону стра­ны, но и ее развитие; доктрине "плывущей массы", в соответст­вии с которой народ участвует в политических процессах толь­ко в период выборов; приоритете экономического развития, на­правленному на достижение самообеспечения и международно­го признания.

Ключевыми приоритетами экономического развития стали ускоренное развитие сельского хозяйства, инфраструктуры, промышленности; восстановление внешней торговли и про­движение экспорта; переориентация политики импорта; про­граммы стимулирования внутреннего спроса; преобразование банковской системы. В результате проводимых экономических программ произошел рост торговли, который способствовал увеличению доходов; собираемые правительством налоги под­нялись с 4% ВВП в 1966 г. до 10% в 1970 г.

Если в экономической сфере действия правительства были направлены на формирование рыночной экономики, которая предполагает демократическую форму управления, то совсем другая картина наблюдалась в политической области. Все клю­чевые решения в рамках "нового порядка" принимаются одним человеком — президентом, власть которого была легимитизирована Конституцией 1945 года, предоставляющей президенту Индонезии исключительные властные полномочия. Согласно Конституции, президент не подотчётен парламенту за исполне­ние государственной политики, а подотчётен лишь ассамблее народного конгресса - высшему государственному органу, ко­торый собирается один раз в пять лет. Таким образом, парла­мент страны не мог играть роль представительного органа на­родовластия.

Известно,что при авторитарном режиме номинально мо­гут существовать и функционировать парламент и правительст­во. Фактически все важные государственные решения выраба­тываются в узком кругу приближённых к верховному правите­лю лиц, составляющих своего рода теневой кабинет. В системе "нового порядка" Сухарто судебная власть не стала самостоя­тельной и независимой ветвью власти. Судьи разных уровней назначались министерством юстиции и всецело зависели от ис­полнительной власти, особенно от служб безопасности при рас­смотрении политических дел. Как подчеркивают исследовате­ли, коррумпированность судей и низкий уровень правовой гра­мотности населения - наиболее характерные черты правовой системы режима Сухарто.

В Индонезии при Сухарто создана трёхпартийная система. Ведущую роль в ней играла государственная организация ГОЛКАР, которая, но сути, являлась политическим лицом воо­ружённых сил и государственной бюрократии. Правда, существовали еще две неправительственные партии, но они не могли быть оппозиционными правительству, поскольку на слово "оп­позиция" было наложено строжайшее табу.

Основной опорой власти Сухарто стали вооруженные силы Индонезии, верховным главнокомандующим которых он являл­ся. Кроме того, именно он назначал командующего вооружён­ными силами и командиров соединений и территориальных ко­мандований в каждой провинции. К числу источников неогра­ниченной власти Сухарто относились: Конституция 1945 года (поправки внесены в 1959 г.), которая вверяет ему всю полноту власти и ответственность за ведение государственных дел; пост верховного главнокомандующего вооружёнными силами стра­ны; политический контроль над парламентскими структурами.

Необычно высокая роль армии во внутренних делах стра­ны была легимитизирована её "двойной функцией": военной и гражданской. Первая функция заключалась в обороне страны, вторая - в руководстве государством и обществом. Военные занимали ключевые посты в центральном и провинциальных органах власти и в то же самое время активно занимались ком­мерческой .деятельностью на привилегированных условиях. Ти­пичным при "новом порядке" стало совмещение воинских и государственных постов с частным предпринимательством. Под предлогом угрозы национальной безопасности представи­тели министерства обороны и безопасности имели право вме­шиваться во внутренние дела политических партий и общест­венных организаций. В стране было создано 10 территориальных подразделений, чьей главной обязанностью установлено прово­дить надзор политической активности в регионах и вмешивать­ся, когда необходимо. Военные, получившие широкий доступ к материальным, финансовым и информационным ресурсам стра­ны, стали играть решающую роль в распределении импортных и экспортных лицензий, концессий на разработку природных ре­сурсов, заключении контрактов от имени государства.