Смекни!
smekni.com

Коррупция в нефтедобывающих странах (стр. 23 из 31)

54 Байдаулет Е. Актуальные проблемы привлечения иностранных инвестиций и заемного капитала в Республику Казахстан // Petroleum. - 2000. - № 6. - С.34-35.

Даже трудно себе представить реакцию иностранного стратегического инвестора, если он вдруг заду­мается над тем, какое количество родственников и близких дру­зей работает у нас в отдельных компаниях. "Рыночных" менед­жеров, разбирающихся в проблемах рынка и пришедших на предприятие не по знакомству, а в результате конкурса в "неф­тянке" нет. В то же время в отсутствии классных профи мысль о найме "чужака", как правило, приходит редко. Никто не будет разговаривать со специалистом, если не знает его лично, или если он без "соответствующей" рекомендации. Пусть уж лучше не совсем в чем-то разбирается (если не разбирается - то нау­чится), зато свой. Главное - впишется в команду".55

Таким образом, в тех отраслях, где ТНК являются господ­ствующей организационной формой бизнеса (в данном случае -нефтедобывающая отрасль), многие сферы управления эконо­микой, которые относятся к макроэкономическому уровню (ин­вестиции, налогообложение, ставки процентов, валютные кур­сы) становятся "управляемыми" крупнейшими ТНК.

Воздействие ТНК на макроэкономический уровень прини­мающей страны, как правило, происходит в двух формах - пря­мой и косвенной. Прямое воздействие заключается в активном участии ТНК в развитии политических процессов в принимаю­щих странах, что проявляется в активном лоббировании собственных интересов ТНК в правительствах принимающих стран, подкупе государственных чиновников, коррупционных сдел­ках. Иногда такое участие принимало достаточно откровенный характер, когда ТНК активно участвовали в процедурах смены лидеров и государственных переворотах в ряде стран "третьего мира". Однако наиболее распространенным является косвенное воздействие ТНК на макроэкономический уровень принимаю­щей страны (изменение объемов экспорта и импорта, валютные курсы, объемы экспортной выручки, темпы роста национально­го дохода, инвестиционная активность и инвестиционная при­влекательность принимающей страны).

3.3. Особенности проявления коррупции в странах Центрально-Азиатского региона

В настоящее время к странам Центрально-Азиатского ре­гиона (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан, Уз­бекистан) приковано особое внимание со стороны многих стран в связи с происходящими в нем и рядом с ним событиями. Стоит отметить ряд факторов, которые придают этому региону гло­бальное экономическое и политическое значение: 1) географиче­ская близость к двум суперрынкам - России и Китаю; 2) природ­ные ресурсы (в первую очередь - нефть и газ Каспийского моря); 3) его стратегическая значимость в связи с проводимой антитер­рористической акцией в Афганистане.

В 2000 г. совокупное население пяти центрально-азиатских стран составляло 55,3 млн. человек (Узбекистан - 25 млн., Ка­захстан - 15; Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан относят­ся к малым государствам с населением в пределах 4-6 млн. че­ловек). ВВП по текущим официальным обменным курсам в 2000 г. составил 32,3 млрд. долларов США, экспорт - 16,2 млрд. долларов. Суммарный региональный ВВП по паритету покупа­тельной способности (ППС) достигал в 1999 г, 134,8 млрд. дол­ларов, что выражается в 2800 долларов на душу населения в среднем. Самым крупным региональным экспортеров является Казахстан, который поставляет на мировые рынки товаров и услуг на сумму 9 млрд. долларов.

55 Щекатурова Н. Приоритетные зоны реформирования. Новая рыночная сре­да требует от нефтяных компаний изменений в кадровой политике. // Нефть и капитал. - 2001,-№ 9. - С. 93.

Несмотря на то, что по многим мировым показателям удельный вес стран Центрально-Азиатского региона крайне мал, наличие углеводородного сырья в таких странах, как Ка­захстан и Туркменистан делают их особо значимыми странами не только в пределах данного региона. Имеющиеся междуна­родные оценки углеводородных запасов региона, как правило, ниже тех, которые оперируют национальные источники. Одна­ко, несмотря на это, считается, что при благоприятном развитии событий Казахстан и Туркменистан имеют шансы войти в чис­ло относительно крупных производителей и экспортеров нефти и газа. Полная зависимость экономических перспектив от реа­лизации сырьевого потенциала прекрасно сознается местными правящими элитами.

Российские исследователи, анализируя ситуацию с нефтью Каспийского шельфа, с горечью констатируют следующее: "Ни в одной из новых независимых стран (имеются в виду прикас­пийские страны) до сих пор не удалось успешно осуществить экономические реформы. Эта неудача имеет высокую социаль­ную цену. Нефть обогащает немногих - как правило, группы лиц, связанных с властью. Коррумпированность власти стано­вится ее неотъемлемым атрибутом. Несмотря на то, что основ­ная опасность дестабилизации в странах Каспийского региона исходит изнутри самих стран, их правительства ищут пути ук­репления национальной безопасности на традиционных путях строительства вооруженных сил и, в особенности, органов безопасности. При этом борьба с терроризмом иногда рассмат­ривается как прикрытие для жестокого подавления политиче­ской оппозиции"56.

Кроме того, изменившиеся в последнее время социально-политические события в странах региона требуют особой оцен­ки и выводов. Это необходимо потому, что недооценка соци­ально-политической компоненты рыночных реформ, которые происходят в странах Центрально-Азиатского региона, акцент только на некоторые преобразования в отдельных сферах эко­номики, а также их негативные последствия на жизнь населения, ставит под угрозу успех самих реформ. Одной из таких жизненно важных проблем региона является наличие корруп­ции практически во всех сферах общественной жизни.

Коррупция в регионе появилась не вдруг и не пустом мес­те. О ней заговорили много и всерьез, на мой взгляд, потому, что она уже набрала ту критическую массу, за которой следуют необратимые социально-экономические и политические про­цессы. Таких примеров в современной истории стран региона можно привести множество. Причины появления и расцвета коррупции требуют особого исследования. Остановимся на не­которых моментах, которые затрагивают в первую очередь эко­номику стран региона.

Коррупция стала для населения стран Центрально"' Азиатского региона своеобразным "стилем" жизни - она при­сутствует везде: образовании, здравоохранении, государствен­ном и частном бизнесе. Может быть, поэтому Таджикистан и Казахстан, одни из первых государств региона, практически в одно и то же время приняли Закон "О борьбе с коррупцией" (1999 г.). Хотя некоторые скептически настроенные люди отме­чают, что этот закон принят для очередной PR-компании, что это - мнимая борьба с коррупцией, которая по сути своей явля­ется неэффективным и дорогостоящим мероприятием. Можно согласиться с их мнением в том плане, что только приговорами, тюрьмами и устрашением со стороны правоохранительных ор­ганов проблема борьбы с коррупцией вряд ли решится сама со­бой. Проблема усугубляется тем фактом, что наличие богатых природных ресурсов (нефти, природного газа, черных и цвет­ных металлов, хлопка) провоцирует коррупцию на новый виток невиданного распространения.

56 Тренин Д. Большая игра с неопределенной суммой '/' МЭМО- - 2002.- № 2- -С.120.

Известно, что в некоторых странах региона более 2/3 дохода от использования национального богатства даёт рента от природно-ресурсного потенциала страны. Прошедшее десятилетие для практически всех стран региона характеризовалось актив­ными поисками ренты - как экономической (в первую очередь сырьевой), так и политической, за счёт которых предполагалось проводить назревшие социально-экономические реформы. Если оценивать поведение этой группы стран именно под таким углом зрения,то достаточно чётко прослеживаются тенденции внут­ренней и внешней политики государств региона, заключающиеся именно в поиске сырьевой ренты. Ставка была сделана на разви­тие таких секторов экономики, как нефть и газ (Казахстан, Турк­менистан, Таджикистан), хлопок и газ (Узбекистан). Полная за­висимость экономических и политических перспектив, напри­мер, Казахстана и Туркменистана в качестве самостоятельных государств, от реализации природных ресурсов, естественно, хо­рошо осознавалась и до сих пор осознается их правящими эли­тами. Именно поэтому этими двумя странами были выдвинуты достаточно амбициозные планы и программы наращивания до­бычи нефти и газа для того, чтобы в недалеком будущем превра­титься в перспективные рынки сбыта готовой продукции.

Буквально за последние пять-шесть лет произошла резкая дифференциация населения в странах региона - от очень бога­тых до очень бедных людей. Это видно невооруженным взгля­дом - шикарные особняки, элитный отдых, предметы роскоши, обучение детей самого высшего руководства государства в са­мых дорогих и престижных учебных заведениях дальнего зару­бежья - все это говорит о том, что доходы от экспорта природ­ных ресурсов распределяются неравномерно. Правительства стран Центрально-Азиатского региона демонстрируют всему миру огромные богатства в виде строительства новых городов, установления дорогостоящих памятников, устраивая торжест­венные приемы и празднества в честь второстепенных дат из собственной истории и т.д.

Но, как замечают все видящие журналисты, "из того, что я видел, могу сделать вывод: чем беднее страна - тем богаче при­ем, и наоборот. Самый пышный прием, на котором мне довелось присутствовать, был у Ф. Кастро; самый скромный - у Р. Рейгана. Оба приема давались в честь визита М- Горбачева. Простояв примерно полчаса в очереди, чтобы пожать руку президенту США, который встречал гостей у входа, каждый получил по бо­калу шампанского и половину сосиски на палочке. По оконча­нии приема мы, советские журналисты, чтобы утолить чувство голода, спешно двинулись в ближайший ресторан".57