Смекни!
smekni.com

Перспективы сотрудничества в рамках БРИК (Бразилии, России, Индии и Китая) (стр. 7 из 22)

Нефтяные компании Китая, такие как Sinopec, ищут возможность доступа к месторождениям нефти и газа за пределами КНР, например в России, Казахстане, странах Африки[39] и Латинской Америки.

Потребление природного газа КНР в 2005 году составило 50 млрд. куб. м. Согласно прогнозам, к 2020 году потребление газа вырастет примерно до 200 млрд. куб. м.

Объём потребления электроэнергии в 2005 году составил 2,456 трлн. кВт·ч. При этом некоторые районы Северного и Южного Китая страдают от нехватки электроэнергии.

Не последнюю роль в развитии Китая сыграло наличие свободных экономических зон. В настоящее время в КНР действуют 4 специальные экономические зоны (регионы) - Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь, 14 зон свободной (беспошлинной) торговли, 53 зоны высоких и новых технологий, более 70 научно-технических зон для специалистов, получивших образование за границей, 38 зон переработки продукции, ориентированной на экспорт.

В качестве примера можно привести данные по региону Шэньчжэнь, который получил официальный статус свободной экономической зоны в августе 1980 года. ОЭР Шэньчжэнь - самая быстро развивающаяся зона: в 1980-2001 годах средний ежегодный рост его ВВП превысил 29,5 %. Город является первым в Китае по объёмам внешней торговли.

Три из четырёх китайских Специальных Экономических Зон (СЭЗ) - Шэньчжэнь, Чжухай и Шаньтоу - находятся в провинции Гуандун. Отчасти благодаря этому, провинция Гуандун занимает ведущее место на материковом Китае по производству электронной, текстильной, пищевой, фармацевтической продукции и лидирует в сфере производства бытовой техники.

В провинции находятся сборочные заводы таких гигантов, как Nissan, Honda и Toyota; в нефтяной и нефтехимической отрасли провинции доминирует китайская корпорация Sinopec; среди производителей электроники можно выделить китайские корпорации BBK Electronics, TCL; в регионе также расположено производство Guangzhou Pharmaceutical (GP) - одной из крупнейших аптечных сетей в Китае и проч.

В случае стран БРИК экономические показатели говорят сами за себя. Совсем недавно Китай объявил, что в 2009 году его экономика выросла на 10,7% – это даже выше 9,6%, зарегистрированных в 2008 году. Индия также сообщает о высоких результатах, при этом по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года в третьем квартале 2009 года рост ускорился до 7,9%, тогда как во втором квартале он составил 6,1%. В отличие от этого, новости из Бразилии и России были не столь благоприятными: Россия сообщила об отрицательном (–8,9%) росте ВВП в третьем квартале по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, а в Бразилии этот показатель составил –1,2%. Тем не менее в Бразилии в 2010 году ожидается резкое восстановление экономики, а в России в 2010 году, скорее всего, будет наблюдаться умеренный рост, за которым последует более активное восстановление в оставшийся период десятилетия.

Данные таблицы 2 резко контрастируют с показателями по развитым странам. В то время как страны с развитой экономикой настраиваются на предстоящий им период умеренного роста со скромными потребительскими расходами, страны БРИК будут играть роль движущей силы мирового экономического развития.

Таблица 2 – Страны БРИК в мировой экономике

Хотя на протяжении всего кризиса непервоклассных ипотек макроэкономические показатели оставались достаточно высокими, по крайней мере в Китае и Индии, результаты функционирования финансовых рынков в целом были изменчивыми. Растущая интеграция БРИК с мировыми финансовыми рынками оказалась противоречивым благом, поскольку они по-прежнему подвержены чередованию периодов эйфории и паники. Как класс активов формирующиеся рынки первыми ощущают на себе воздействие любой паники, даже если она обусловлена внешними причинами.

В динамике финансовых рынков явно прослеживаются сходные тенденции, особенно во время кризиса. Однако, несмотря на беспорядочное бегство инвесторов, вызванное финансовым кризисом непервоклассных ипотек, индексы акций БРИК довольно быстро восстановились (рис. 1), чему содействовала твердая уверенность финансовых рынков в своей способности обеспечить превосходные результаты в будущем. Интересно отметить, что с января 2000 года по декабрь 2009 года самый сильный рост, 724%, продемонстрировал индекс акций российских эмитентов (RTX, Russian Traded Index); за ним следуют бразильский Bovespa, который вырос на 301%, и индийский Sensex – 249%, а также китайский индекс торгуемых на Шанхайской бирже акций типа «А» (Shanghai A Share) с относительно скромным ростом в 140%. Такие показатели роста разительно контрастируют с динамикой индекса US Dow30, который за десять лет снизился на 8,9%, и S&P 500, который потерял 24%.

Блестящие показатели функционирования рынков акций можно наблюдать и на рынках облигаций. Согласно данным BofA Merrill Lynch по индексам, за 2000–2009 годы совокупный доход по бразильским суверенным облигациям, выраженный в долларах США, составил 273%.

Китай показал результат в 100%, однако приз рынка облигаций вновь ушел в Россию, где доход достиг 575%. Очевидно, что ярко выраженные настроения на повышение рынка акций и облигаций были связаны с перспективами роста российской экономики в этот период.

Финансовый кризис в Азии 1997–1998 годов, подтолкнули страны с формирующимся рынком к совершенствованию макроэкономического управления. В частности, ускорение темпов экономического роста во многом помогло облегчить рецидив кризиса финансирования, а также позволило уменьшить налогово-бюджетные дисбалансы. Хотя в 2009 году финансируемые правительствами программы стимулирования действительно переломили ситуацию в налогово-бюджетной сфере практически всех стран, возобновление более активного роста должно уменьшить необходимость бюджетного дефицита. Более существенное значение имеет сокращение дефицита по счетам текущих операций; несмотря на очевидность некоторого ухудшения сальдо в Бразилии и Индии, считается, что с учетом более крупных валютных резервов размер дефицита счета текущих операций поддается управлению. Следует отметить, что хронический дефицит счетов текущих операций называли причиной возникновения в 1997 году кризиса в Азии и его быстрого распространения на Латинскую Америку, где данный дефицит в то время составлял 3,4% ВВП.

Таблица 3 – Сальдо бюджетов и текущих операций стран БРИК

В итоге уязвимость стран БРИК по отношению к финансовым кризисом снизилась – более ясные доказательства этого представлены в таблице 4. Запасы ликвидности возросли, значительные успехи были достигнуты в плане уменьшения зависимости от краткосрочного долга, и одновременно уменьшилась опора на внешний долг.

Неявная цель экономической политики заключалась в том, чтобы избежать нехватки ликвидности и необходимости брать кредиты у Международного валютного фонда с сопутствующими предъявляемыми условиями. В связи с этим страны существенно нарастили запасы ликвидности, и теперь их уровень вызывает вопросы относительно более долгосрочных последствий такой политики. Например, объем резервов Китая достиг почти 2,5 трлн долларов США, однако продолжающееся снижение стоимости доллара США может обесценить этот запас ликвидности.

Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что во-первых, экономики стран БРИК не являются взаимодополняющими. Существуют хорошие перспективы развития двустороннего сотрудничества между Россией (поставки энергоресурсов, рынок сбыта) и Китаем, Россией и Индией (военное, научно-техническое сотрудничество). Однако, связи по линии Индия - Китай, Индия - Бразилия, Китай - Бразилия носят ограниченный характер.

Во-вторых, сохраняется напряженность в отношениях между Индией и Китаем, исключающая сколько-нибудь серьезное сближение между ними. Кроме того, Китай уже длительное время не допускает для себя принятие жестких военно-политических обязательств перед какой-либо державой или союзом, и нет оснований считать, что эта позиция в ближайшие годы изменится.

В-третьих, для Китая, Индии, Бразилии большое значение имеют экономические связи со странами Запада, особенно США. Не случайно ряд американских экономистов говорят о «Симерике» – синтезе американской и китайской экономик. Насколько этот синтез прочен – особый вопрос, но в ближайшие годы рассчитывать на поддержку БРИК в случае, если у России возникнут серьезные трения со странами Запада, нет оснований.

С учетом сказанного, можно констатировать, что сотрудничество стран БРИК способно принести им всем определенные бонусы. В то же время, придавать ему слишком большое значение нет оснований. Более того, оно может создать определенные «риски» для российской дипломатии.


Таблица 4 – Показатели ликвидности и уязвимости свидетельствуют о сильных позициях

Прежде всего, это риск, связанный с преувеличенными надеждами на перспективность БРИК, безосновательными ожиданиями ее поддержки в конфликтных ситуациях и втягивания нашей страны из-за этого в ненужные противостояния с США и их союзниками.

Далее, это опасность того, что уделяя излишнее внимание сотрудничеству в рамках БРИК, Россия пройдет мимо того факта, что десятки государств Азии, Африки и Латинской Америки, не относящиеся к БРИК, входящие в движение неприсоединения, также могут быть ее деловыми и политическими партнерами, хотя и не обязательно близкими союзниками.