Смекни!
smekni.com

Внешнеэкономическая политика России 3 (стр. 4 из 10)

агропромышленные и трудоизбыточные регионы (Северный

Кавказ, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область и др.); добывающие преимущественно минеральные ресурсы и драгоценные металлы (Тюменская область, Саха-Якутия, Татарстан и др.); урбанизированные промышленные регионы (Центр, Урал, Юг Сибири, Дальний Восток и Приамурье и др.)

Регионы первого типа имеют реальные предпосылки привле­чения зарубежных и национальных инвесторов с целью создания быстроокупаемых производств, в том числе ранее относимых к местной промышленности, по переработке сельхозпродукции выпуску продуктов питания, развитию сельскохозяйственных производств и хранению сельхозпродукции, преследуя в конеч­ном счете цель производства продуктов питания для народона­селения страны, постепенно снижая уровень зависимости от импорта. В этих регионах существует возможность создания до­полнительных рабочих мест в агропромышленном комплексе, включая и рабочие места для работников, передислоцируемых и высвобождающихся по причине реконструкции или закрытия

производств.

В добывающих регионах необходимо формировать среду благоприятного производственно-предпринимательского кли­мата, в том числе и для зарубежных инвестиций, преследуя цели всемерного снижения уровня издержек производства добычи этого рода ресурсов, их очистки и переработки, и только после этого реализуемых на внешних рынках. В связи с этим можно ре­комендовать разработку соответствующих программ стимулиро­вания производственного предпринимательства, использования систем льготирования, преферениирования на конкурсной ос­нове и в рамках местных бюджетов, прибегая также к помощи и нетарифных методов реализации хозяйственной стратегии в регионах данной группы.

В урбанизированных регионах дела обстоят значительно сложнее, поскольку в них имеет место система «градообразующих» предприятий, располагающих мощным научно-технологическим потенциалом, и стоит задача коренной реструктуризации и препрофилирования их в рамках конверсионных программ. Однако именно эти регионы обладают потенциалом «прорыва» на внешние рынки с инновационной продукцией, не имеющей аналогов в мировой торговле. Поэтому в данных регионах целесообразно формировать на локальной территории зоны специального хозяйственного режима, технопарки и инновационные инкубаторы, которые могли бы служить задаче развития экспортного потенциала страны качественного иного типа, чем сырьевая ориентация.

Для проведения внешнеторговой политики как составной части ВЭП характерно сегодня то обстоятельство, что ей не свой­ственна географическая диверсификация ни в экспорте, ни в им­порте. Широкомасштабная либерализация внешнеторговой де­ятельности на начальных этапах процесса трансформирования экономики России в силу ряда причин субъективного и объек­тивного характера привела к усилению конкуренции между рос­сийскими субъектами ВЭД на одних и тех же товарных рынках, в одних и тех же товарных сегментах. Зарубежные конкуренты использовали механизмы разногласий и недобросовестной кон­куренции между российскими субъектами ВЭД и постепенно стали завоевывать принадлежащие бывшему СССР «рыночные ниши», ориентируя Россию на сырьевую направленность в экс­порте и на импорт ширпотреба и продуктов питания. Так, поч­ти 90% товарооборота РФ сконцентрировано в 20 странах, в том числе более 50% продукции экспорта — на рынках всего 3-5 стран. Причинами являются отсутствие четких ориентиров в ВЭП. преследование сиюминутных целей новыми участниками ВЭД, практически некоординируемое их поведение на внешних рынках при несоблюдении общегосударственных интересов. В результате происходят сделки чаще всего разового характера, недобросовестно реализуемые, периодические административ­ные изменения в управленческом аппарате и контролирующих внешнеэкономическую деятельность органах и ведомствах, а отмечается потеря профессионально подготовленного кадрового состава.

Таким образом, к вопросам компетенции в сфере ВЭП на уровне регионов можно отнести следующие аспекты (за исклю­ем эксклюзивных прав согласно соглашениям о разграничении полномочий между центром и отдельными регионами): раз­витие экспортно-импортных операций и иной ВЭД в целях совершенствования структуры экономики региона; кредитование, страхование экспортных сделок регионального значения; налаживание экономического сотрудничества с регионами различных государств (т.е. несубъекты международного права оформляют договоры и соглашения с регионами зарубежных стран, которые тоже не являются субъектами международного права ); организация информационной и технического сервиса структуры экспортной деятельности.

В связи с вышеизложенным представляется объективно необходимым разработка целенаправленной стратегии, ориентированной на национальные приоритеты хозяйственного развития, на создание экономики, обладающей конкурентоспособностью на мировом рынке. Поэтому современная ВЭП должна быть сконцентрирована: на обеспечении доступа отечественных предприятий к мировому рынку машинотехнической продук­ции, технологий и информации, капиталов и минерально-сырь­евых ресурсов, к транспортным комуникационным системам; на формировании благоприятного торгово-политического ре­жима с зарубежными странами и их торгово-политическими группировками и союзами; на создании эффективной системы защиты внешнеэкономических интересов и приоритетов Рос­сии (валютный контроль, контроль за экономической эффек­тивностью экспорта и импорта и д.т.); на усилении организационно-регулирующей роли государства и уполномоченных им ведомств в координации внешнеэкономической деятельности России при трансформационном преобразовании хозяйствен­ного комплекса страны.

Исходя же из задач присоединения России к ВТО в целях фор­мирования международного правового поля экономического

сотрудничества, адекватного имеющемуся потенциалу российского хозяйственного комплекса в целом, следует подчеркнуть, что региональная торговая политика в сфере внешнеэкономического партнерства есть составная часть общегосударственной внешнеэкономической политики. Поэтому ни одно сепаратно принятое решение (без учета интересов России в целом ) не может быть расценено как позитивное, поскольку в рамках многостороннего межгосударственного регулирования практически всего спектра составляющих международного сотрудничества ( в рамках ВТО) все принимаемые и реализуемые решения относится к компетенции государства в целом как субъекта между­народного права.

Выводы

1 Внешнеэкономическая политика представляет собой деятельность государства в области развития и регулирования эко­номических отношений с другими странами. Принципами ВЭП России являются независимость, открытость, равноправие и признание приоритета международных договоров.

2. Основными составляющим ВЭП являются внешнеторго­вая политика, политика в области привлечения иностранных инвестиций и инвестирования национального капитала за ру­беж, валютная политика и ее регулирование.

3. Внешнеэкономическая деятельность представляет собой вид предпринимательской деятельности, осуществляемой на уровне хозяйствующих субъектов из разных стран.

4. В условиях присоединения России к ВТО принимаемые на региональном уровне решения в области ВЭП должны не только соответствовать национальной стратегии хозяйственного разви­тия, но и являться составной частью общегосударственной кон­цепции ВЭП, поскольку именно государство выступает субъек­том международного права.

II. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕ­ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1 . Понятие и характеристика государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Государственное регулирование внешне­экономической деятельности (ВЭД) - это комплекс экономических, право­вых и административно-управленчес­ких мер со стороны государства в лице его орга­нов, преследующих цель формирования рамоч­ных благоприятных условий хозяйствования для субъектов ВЭД, обеспечивающих их эконо­мическую поддержку и правовую защищенность на внутреннем и внешнем рынках, направлен­ных на качественное совершенствование экс­портного потенциала и реализацию стратегии экспортной экспансии на международные рынки товаров, услуг и прав интеллектуальной собственности, продукции с высоким уровнем добавленной стоимости, на устойчивое поддер­жание положительного сальдо внешнеторгово­го баланса и обеспечение хозяйственной безо­пасности в национальном масштабе.

Цели государственного регулирования ВЭД заключаются в:

формировании благоприятного правового климата для корректной, в рамках действую­щего законодательства и международных дого­воренностей, деятельности национальных хо­зяйствующих субъектов в сфере внешнеэконо­мической деятельности как внутри страны, так и за ее пределами;

создании условий экономического стимулирования внешнеторговых операций, в первую очередь именно их как источника поступления валютной выручки и формирования национального дохода государства, по приоритетным, согласно экономической концепции хозяйственного развития страны, направлениям;

обеспечении условий эффективной внешнеэкономической деятельности каждого хозяйствующего субъекта, используя для этого разнообразные рычаги воздействия, как то: различные формы экономического и административного контроля ( приоритет функций контроля поставлен нами в связи со спецификой формирования механизма трансформирования экономики России по пути перехода к рынку), создание соответствующей bспомогательной для бизнеса инфраструктуры - информационной консультационной и т.д., содействие в подготовке и переподго­товке кадров по всему спектру специализированных направле­ний ВЭД, и др.