Смекни!
smekni.com

Внешнеэкономическая политика России 3 (стр. 8 из 10)

Подписание паспорта сделки экспортером означает, что он принял на себя ответственность:

за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте, условиям контракта, на основании которого он был составлен; за зачисление в полном объеме и в установленные сроки вы ручки от экспорта товаров по контракту, на основании которого был составлен паспорт сделки, на валютный счет экспортера в уполномоченном банке, в который он предоставляет паспорт сделки для оформления.

Важную роль в контроле за добросовестностью осуществления внешнеторговых операции играет сотрудничество национальных органов по борьбе с отмыванием денег ведется в рамках Группы Эгмонт ( Egmont Group ), созданной в 1995 г. Основополагающими международными документами, имеющими непосредственное отношение к вопросу противодействия от­мыванию денег, являются:

40 рекомендаций Международной группы по борьбе с фи­нансовыми злоупотреблениями (ФАТФ), принятые в 1990 г. и пересмотренные в 1996 г.

конвенция ООН 1988 г. «О борьбе против незаконного обо­рота наркотических средств и психотропных веществ» (Венская Конвенция );

конвенция Совета Европы 1990г. «Об отмывании, выявле­нии, конфискации доходов от преступной деятельности» (Страсбургская Конвенция);

Директива Совета Европы 1991 г. № 91/308/ЕЕС « О предотвращении использования финансовой системы в целях отмывания денег»;

Европейская конвенция 1959 г. « О взаимной правовой помощи по уголовным делам»;

Европейская конвенция 1957 г. « О выдаче» .

Россия ратифицировала две последние конвенции и в ближайшее время предполагается ратификация Страсбургской Конвенции 1990 г. Согласно требованиям ФАТФ, предварительными условиями для вступление в данную организацию являются готовность страны на политическом уровне выразить согласие привести свое законодательство в соответствии с 40 рекомендации ФАТФ в течение разумных временных рамок ( не более трех лет ), ежегодно проводить самостоятельный обзор внутренней ситуации в области борьбы с отмыванием капитала, пройти два этапа оценки состояния специалистами ФАТФ, принимать активное участие в работе ФАТФ или соответствующих региональных организаций, отнести к преступлениям отмывание доходов от продажи наркотиков и другой преступной деятельности, обязать финансовые институты проводить идентификацию клиентов и сообщать государственным органам о необычных или подозрительных операциях. Два последних требования являются наиболее важными.

Жестокие правила соблюдения банковской тайны являются одной из наиболее серьезных проблем для эффективного функционирования системы сбора и передачи информации создания препятствий для борьбы с отмыванием денег. Одновремен­но законодательство обязывает организации, предоставляющие информацию, строго хранить тайну относительно направления информации в компетентные органы. За разглашение подобных сведений обычно предусматривается очень суровое наказание, поскольку преступники могут воспользоваться такой информа­цией в своих целях. Требование к финансовым и нефинансовым организациям об обязательном сборе и передаче в компетент­ные органы информации является обязательным.

Система сбора и предоставления регулирующим органам ин­формации о подозрительных сделках складывалась на протяже­нии последних десятилетий. Изначально требования о сборе и передаче информации компетентным органам адресовались в основном к чисто финансовым предприятиям, контролируемым государственными надзорными органами. По мере развития борьбы с отмыванием денег подобные требования стали предъ­являться законодательством многих стран к более широкому кругу учреждений и лиц. Это было обусловлено тем, что с фи­нансами нередко работают организации и лица, не подпадаю­щие в полной мере под сложившиеся системы государственного надзора. Наиболее ярким примером такого рода являются об­менные пункты. Кроме того, в процесс отмывания денег неред­ко втягиваются не только лица и организации, работающие с финансами, но и обеспечивающие некоторые аспекты корпора­тивной деятельности - учреждение и регистрация компаний, оказание юридических или аудиторских услуг.

Директива ЕС обязывает кредитные и финансовые институ­ты стран-членов осуществлять сбор и передачу информации в компетентные органы. Между тем многие страны ЕС распространили это требование на другие лица и нефинансовые организации: нотариусы, бухгалтеры и аудиторы, компании и агенты по недвижимости, казино и фирмы по транспортировке денег, аукционы, ювелиры, продавцы антиквариата, торговцы монетами и марками, профессиональные консультанты, лица, осущес­твляющие или контролирующие движение капитала.

Уделяется особое внимание крупным сделкам. В первую оче­редь отслеживается перемещение наличных денег. Объектом пристального внимания являются также денежные переводы, операции на счетах в банках, хранение ценностей в депозитных сейфах, обменные операции, проходящие по счетам, перемеще­ние средств через границу. Особую роль играет характер сделок -в качестве «подозрительных» операций обычно выделяются но­вые или нестандартные операции, которые могут стать спосо­бом отмывания денег. В настоящее время законодательство ряда стран препятствует осуществлению международного сотрудниче­ства в борьбе с отмыванием денег. В частности, законы Австрии, Дании, Германии, Люксембурга, Ирландии, Финляндии не поз­воляют финансовым разведкам этих стран осуществлять обмен информацией с аналогичными учреждениями в других евро­пейских странах. В целях развития международного сотрудни­чества страны заключают между собой двусторонние договоры о взаимном сотрудничестве в борьбе с отмыванием денег. В про­цесс контроля над финансами в различных странах вовлечено большое число организаций, включая центральные банки, ми­нистерства финансов, налоговые, таможенные, правоохрани­тельные, судебные органы. Этим структурам принадлежит обыч­но большая роль в сборе, анализе и предоставлении информации об отмывании денег в так называемые «финансовые разведки». В задачи контролирующих финансы организаций входит:

обеспечение наличия у поднадзорных организаций про­грамм защиты от отмывания денег;

осуществление сотрудничества с судебными и правоохрани­тельными органами;

наличие полномочий по регулированию деятельности в сфе­ре борьбы с отмыванием денег не только по отношению к под­надзорным финансовым учреждениям, но и к прочим профес­сиональным лицам, осуществляющим операции с наличными деньгами;

выработка основных направлений борьбы с отмыванием де­нег в своих сферах;

оказание помощи финансовым организациям в выявлении подозрительного характера деятельности их клиентов; принятие необходимых правовых и административных мер против установления контролирующего влияния или приобре­тения значительного участия в финансовых учреждениях прес­тупниками или их пособниками.

Международный опыт показывает, что регулирующие органы должны располагать достаточно широкими полномочиями для осуществления контроля за финансовыми институтами, сбора и передачи информации о подозрительных сделках. Практика по­казывает также, что эффективность борьбы с отмыванием денег тесно связана с возможностью доступа регуляторов к необходи­мой информации даже при наличии в законе положений о ком­мерческой и банковской тайне. Обязательным условием в этом случае должно быть соблюдение регуляторами требований кон­фиденциальности полученной информации. Кроме того, долж­ны быть перекрыты возможные лазейки для отмывания денег через неконтролируемые финансовые организации (типа об­менных пунктов) и лиц, по роду своей профессии связанных с движением денег.

В ряде стран созданы специальные организации, занимаю­щиеся вопросами борьбы с отмыванием денег. Например, в Ка­наде — это Центр по анализу финансовых операций и отчетов (Financial Transaction and Report Analysis Center), в Японии — Японский офис финансовой разведки (Japanese Financial Intelligence Office, JAFIO), в Греции - специальный Комитет по борьбе с отмываем денег, в Аргентине - Комитет по финансовой информации (Financial Information Unit, UIF), в Бразилии - Совет по контролю за финансовой деятельностью (Council for Financial Activities Control, COAF). В Мексике существуют две специальные организации: Генеральный директорат для рассле­дования трансакций (Attached General Directorate for Transaction Investigation, DGAIO) и Агентство по борьбе с отмыванием де­нег (Credit and the Anti-money Laundering).

Мировой финансовый кризис 1997-1998 гг. показал, что существует довольно большое число стран, слабо контролирую­щих свои финансовые системы. Кроме того, многие страны даже активно борющиеся с отмыванием денег, придерживаются очень жестких требований секретности информации, что делает такую борьбу значительно менее эффективной. ФАТФ в своем Годовом отчете за 1999-2000 гг. выделила 15 «некооперативных» стран, или территорий, которые не придерживаются целена­правленных мер по предотвращению отмывания денег. К их чис­лу относятся главным образом развивающиеся стран и государ­ства, выступающие как «налоговые гавани», удобные не только для уменьшения налогов законным путем, но и для отмывании денег: Багамские и Каймановы острова, Острова Кука, Домини­канская республика, Ливан, Маршалловы острова, Науру, Нуи Панама, Филиппины, Святой Киттс и Невис, Винсент и Грена­дины. Из стран с рыночной экономикой в список попали только Лихтенштейн и Израиль, из стран с переходной экономикой лишь Россия. Для выделения «некооперативных» стран были выработаны 25 специальных критериев, отражающих слабые места в юридической, административной, финансовой, право­охранительной и судебной системах этих стран, которые спосо­бствуют отмыванию денег. Эти критерии во многом корреспон­дируют с разработанными ФАТФ 40 рекомендациями по борьбе с отмыванием денег.