Смекни!
smekni.com

Взаимодействие политической и экономической систем общества (стр. 24 из 27)

5. Перечислите основные достоинства цивилизованного лобби­рования.

6. Почему в Германии органы исполнительной власти являются основным, объектом лоббистской деятельности?

7. Какие причины предопределяют развитие нецивилизованной формы лоббизма?

ЛИТЕРАТУРА для более глубокого изучения темы и отдельных ее вопросов

Александров Ю. Лоббизм по-российски // Российские вести. 1995. 3 августа.

Арабика Т.И., Кузнецов Ю.Ю. Лоббизм: национальные образцы и степень социальной приемлемости // Социологические исследова­ния. 2000. "№ 9.

Баранов С.Д. Популизм и лоббизм: две стороны парламентской де­ятельности // Вестник Моск. ун-та; Сер. 18: Социология и полито­логия. 1999. № 1.

Ваганава Г.А. и др. Политическое обеспечение бизнеса. М., 1995.

Зяблюк Н.Г. Лоббизм в США как политический институт // Соци­ологические исследования. 1996. № 3, 4.

Иванов Н.И. Современная организация лоббистских кампаний (на примере США) // Власть. 1999. № 3.

Жшулин В. Лоббизм — нормальное явление // Деловой мир. 1993.№ 57.

Аюбимов А.П. Проблемы правового формирования лоббизма // Государство и право. 1999. № 7.

Малъко А. Лоббизм // Общественные науки и современность. 1995.№ 4.

Иещадин А.А., Блохин. А.А. Лоббизм в России: этапы большого пути //

Социологические исследования. 1996. № 3, 4.

Механизм регулирования лоббистской деятельности в современной России: Материалы «круглого стола» // Государство и право. 1998. № 1.

Павлов В.Г. Инициативный законопроект о лоббизме // Государ­ство и право. 1998. № 12.

Перегудов С., Семененко И. Лоббизм в политической системе Рос­сии // МЭиМО. 1996. № 9.

Росс у. Лоббисты в конгрессе // США: экономика, политика, иде­ология. 1997. № 4.

Семененко И. Лоббистская деятельность регулируется на уровне Европейского Союза // ЕВРО. 2000. № 4,

Смирнов В.В., Зотов СВ. Лоббизм в России и за рубежом: полити­ко-правовые проблемы // Государство и право. 1996. № 1.

Шамхалов Ф.И. Лоббизм во взаимодействии государства и бизнеса: Материалы к лекциям и семинарам // Российский экономический журнал. 1999. № 1.

Глава XX

ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕОЛОГИИ СОВРЕМЕННОСТИ

В результате изучения материалов данной главы вы сможете

- Дать развернутое определение понятия «политичес­кая идеология»

- Объяснить роль политической идеологии в политической системе общества

- Осмыслить и понять, что за каждой политической идеологией стоят интересы определенных социальных групп, партий, наций, народа

- Рассказать об идейном соперничестве между политическими партиями

- Перечислить основные функции политической идеологии в обществе

- Охарактеризовать каждую политическую идеологию, показать ее идейные истоки и современное состояние

- Сравнить либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм

- Проанализировать необходимость идеологического обеспечения реформ в России

- Объяснить, почему в демократическом обществе не может существовать только одна политическая идеология

- Раскрыть причины, затрудняющие идеологическое

обеспечение реформ в России

В предыдущих главах был рассмотрен широкий круг воп­росов, касающихся политической сферы общества, а так­же ее взаимодействия с экономической системой. Однако общая картина будет неполной, если не дать анализа тех идеологичес­ких доктрин, которые составляют теоретическую базу осуще­ствляемых в обществе крупномасштабных политических и эко­номических мероприятий (смена политического курса, реали­зация государственных экономических и политических программ, новые направления в развитии общества, и т.д.).

В данной, заключительной, главе речь пойдет об основных идеологиях современности, лежащих в основе проводимой по­литики во многих странах мира. К ним относятся либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм, социал-демо­кратическая идеология. Конечно, есть и другие политические идеологии, но не они определяют общественное развитие, да и рамки одной главы не позволяют остановиться на всем много­образии политических идей современности.

1. Понятие, сущность и функции политической идеологии

Идеология представляет собой одну из форм общественного сознания наряду с искусством, наукой, религией и др. Это сис­тема взглядов, идей относительно общественного развития, раз­деляемая теми или иными индивидами, социальными группа­ми, народом.

Политическая идеология — выраженное в обобщенной теоре­тической форме политическое сознание определенных индиви­дов, социальных групп; совокупность идей политического ха­рактера, на основе которых складываются политические отноше­ния и функционируют соответствующие институты, организации и учреждения.

Какова роль политической идеологии в политической систе­ме общества? Эта роль неоднозначна. Дело в том, что общество неоднородно, оно состоит из различных групп (социальных, национальных, религиозных, демографических), имеющих свое видение общественного развития, политического процесса, хода реформ и т.д. Группы борются между собой за политическую власть в обществе и в борьбе опираются на выдвинутые ими

идеи (совокупность идей), оправдывающие их приход к власти. По существу, политические идеологии представляют собой кол­лективную политическую мысль групп, партий, наций, народа. По мнению испанского политолога Л. Санистебана, полити­ческие идеологии имеют две функции: познавательную (описа­ние и объяснение политической системы) и прагматическую (ориентация действия в определенном направлении). Обе функ­ции тесно связаны между собой, однако прагматическая является преобладающей, поскольку любая группа людей, приходящая к власти (политическая элита), стремится обосновать и оправдать свое положение на вершине политической пирамиды и в соб­ственных глазах, и в глазах масс. Такое оправдание иногда не соответствует политической действительности, и в этом про­является различие между научной, объективной картиной мира и объяснением его с точки зрения политической идеологии. За каждой идеологией - определенный политический интерес социальной группы, который осознается и защищается ее идео­логами.

В свою очередь, политическая оппозиция имеет свой инте­рес к смене существующей элиты и замене ее новой, как прави­ло, с помощью собственной политической идеологии.

Таким образом, в демократической политической системе может одновременно сосуществовать несколько политических идеологий, и это нормальное явление. Для тоталитарного обще­ства характерно наличие лишь одной политической идеологии. Идеология помогает каждой заинтересованной группе не толь­ко теоретически обосновать свой интерес, но и сформулировать политические цели и идеалы, наметить пути их достижения, разработать стратегию и тактику политического курса в виде конкретной политической программы действий.

Как правило, носителем политической идеологии в современ­ном обществе выступает политическая партия. И если партии представляют различные идеологии, то между ними будет про­исходить борьба, соперничество. Характер борьбы зависит от поляризованности политических сил. Если в обществе достигнут консенсус в отношении существующего политического строя, так называемый умеренный, или ограниченный, плюрализм, то борьба не будет очень острой, ибо она затрагивает вопросы тактики, а не стратегии. Очевидно, что и методы борьбы будут цивилизованными: диалог, дискуссия, выработка оптимального пути развития. Если же общество крайне поляризовано, борь­ба может ожесточиться и вылиться в социальные, а порой и в вооруженные конфликты между идейными противниками. Не случайно идеологии иногда называют оружием в политической борьбе.

В рамках одной политической партии идеология выполняет интегративную функцию, объединяя и сплачивая членов данной партии. В масштабах всего общества идеологии разделяют людей на группы и партии и выполняют функцию идейного размежева­ния. Главная же их функция — это либо оправдание существую­щей политической системы общества, либо требование ее изме­нения.

Любая партия, получив доступ к власти, стремится распрост­ранить свою идеологию на всех членов общества, используя систему образования и культуры, средства массовой информа­ции, пропаганду. Привлекая как можно больше людей на свою сторону, политическая идеология выполняет мобилизующую функцию.

Политическая идеология — неотъемлемая составная часть по­литической системы общества. Она образует его политико-идео­логическую подсистему, в которую включены различные поли­тические концепции, теории, взгляды. Без этой подсистемы не­возможно функционирование политической системы общества, она придает ей определенное своеобразие и неповторимые чер­ты. Политическая идеология — обязательный компонент поли­тической культуры общества, и в этом проявляется ее культур­но-воспитательная функция.

Создание политической идеологии — дело сложное, требу­ющее огромных интеллектуальных усилий. Многие создатели по­литических идеологий вошли в историю: их теории и концеп­ции изучаются, сравниваются, используются в политических про­граммах современных партий. Заметим здесь, что слабость поли­тических партий современной России объясняется во многом недостаточной разработанностью теоретических, идейных ос­нов их программ.

Итак, мы рассмотрели понятие, сущность и функции поли­тической идеологии в обществе. Перейдем к характеристике основных политических идеологий современности: либерализма, кон­серватизма, социал-демократизма.

2. Либерализм и неолиберализм

Основные политические идеологии современности оконча­тельно сложились к середине XIX в., хотя истоки их следует относить к эпохе Просвещения. Большой вклад в развитие идей либерализма внесли такие выдающиеся мыслители, как Дж. Локк, Т. Гоббс, Ш. Монтескье, И. Кант, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, Ж. Руссо и др. Основателем классического либерализма считает­ся Дж. Локк (1632-1704).