Смекни!
smekni.com

Взаимодействие политической и экономической систем общества (стр. 25 из 27)

Несмотря на различия идей и концепций разных авторов, подходов в изложении либеральных ценностей, можно выде­лить несколько основополагающих, ведущих идей и принципов классического либерализма. Прежде всего, это индивидуализм, самоценность личности, независимость ее прав и свобод. Далее следует частная собственность как основа индивидуальной сво­боды и независимости граждан от общества. Только обладание собственностью ведет к истинной независимости и формирует индивидуализм. Свободные личности создают общество, а об­щество — государство. Согласно теории классического либера­лизма общество первично, а государство — вторично, и возни­кает оно на основе теории «общественного договора». Соответ­ственно роль государства минимизировалась и сводилась к концепции «государства — ночного сторожа». Отсюда вытекала недостаточная разработанность функций государства в области экономики и социальной жизни.

Важным достижением либерализма следует считать теорию разделения властей, систему сдержек и противовесов различных ветвей власти (Дж. Локк, Ш. Монтескье), а также идеи равен­ства граждан, но не социально-экономического, а правового, то есть равенства всех граждан перед законом. Эти идеи создали новую основу для теории правового государства.

В области экономической жизни сторонники либерализма отстаивали идеи свободного рынка, конкуренции и частного предпринимательства, свободу от вмешательства государства в экономическую частную жизнь граждан.

Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что все либе­ральные ценности тесно увязаны и обусловливают друг друга, но все же приоритет в их иерархии отдается свободе в разных областях — в экономике, политике, духовной жизни. Само на­звание либерализма происходит от латинского «liberalise, что означает свободный.

Либерализм XIX в. стал идеологией буржуазии, которая хоте­ла получить полную свободу действий в экономической области и одновременно с помощью государства закрепить свое полити­ческое господство.

Следует заметить, что либеральная идеология сыграла свою положительную роль в становлении демократии в развитых стра­нах Запада. Либерализм и демократия развивались здесь, взаимодополняя друг друга. Первой партией, опиравшейся в своей практической деятельности на идеи либерализма, была партия вигов (либералов) в Великобритании. В США такой партией стала Демократическая.

В конце ХТХ—начале XX в. представители либеральных тече­ний начали ощущать кризис идей классического либерализма, связанный с обострением общественных противоречий и рас­пространением социалистических идей. В этих условиях появи­лись новые течения в либерализме — «социальный либерализм» и «консервативный либерализм». В «социальном либерализме» основные идеи сводились к тому, что на государство возлагалась ответственность за обеспечение самых обездоленных слоев об­щества. Это должно было смягчить конфликт между трудом и капиталом. То есть у государства появились социальные функ­ции. «Консервативный либерализм», напротив, отвергал всякую социальную деятельность государства.

В ходе дальнейшей эволюции идеи либерализма постепенно трансформировались в неолиберализм, включавший основные ценности: свободу, равенство, братство, справедливость, чело­веческое достоинство; признание права на собственность, ры­ночное хозяйство, свободу частного предпринимательства. Но главное, в чем отличались неолибералы от своих предшествен­ников, заключалось в их отношении к государству. Неолибералы не отрицали необходимость участия государства в экономичес­кой, социальной и духовной сферах жизни общества, в то же время они говорили об ограничении этого вмешательства.

Либерализм сыграл свою положительную роль в возникнове­нии и развития демократии, в утверждении общечеловеческих ценностей в обществе. Идеи либерализма обогатили другие со­временные идеологии — консерватизм и социал-демократию. Од­нако политических партий, базирующихся только на идеях ли­берализма, осталось очень мало. Они утратили свои былые пози­ции, хотя по-прежнему сохраняются в современной политической жизни многих государств. Так, в Европарламенте, насчиты­вающем 526 депутатов, либералы имеют в течение последних десяти лет неизменное количество (42—43) мест. Партия либе­ралов сохранилась в Великобритании, в Германии она называ­ется Свободной демократической партией, существуют Италь­янская либеральная партия, Либеральная партия Швейцарии, Народная партия Швеции и др.

По существу, современный либерализм занимает промежу­точное положение между неоконсерватизмом и социал-демокра­тией, помогая партиям данной ориентации приходить к власти, создавая с ними коалиции.

3. Консерватизм и неоконсерватизм

По сравнению с либерализмом идеология консерватизма воз­никла несколько позднее, в конце XVUI в., как реакция на Ве­ликую французскую революцию. Родоначальниками консерва­тизма считаются английский консерватор Э. Бёрк и француз­ские мыслители Ж. де Местр и Л. де Бональд.

В «Размышлениях о революции во Франции» Э. Бё'рк сформу­лировал основные ценности консерватизма, которые были про­тивопоставлены им либеральным идеям. Во-первых, он высту­пил с критикой идеи естественных прав и свобод личности, индивидуализма. Во-вторых, показал, что государство создается не гражданами, а представляет собой продукт эволюционного развития общества. Главное же в его идеях — это взгляд на об­щество как на целостную органическую систему, где первен­ство отдается сложившимся структурам и ценностям. Никакие реформы нельзя начинать с разрушения существующих полити­ческих институтов. Надо реформировать эти институты посте­пенно и осторожно, в рамках существующих в данном обществе традиций.

Особое внимание Э. Бёрк уделял сохранению традиций в об­ществе. В его представлении традиция — это бережное отноше­ние и развитие всего ценного, что было накоплено в прошлой истории тем или иным народом. Традиции не должны разру­шаться, они должны передаваться будущим поколениям. В этом смысле главную функцию государства Э. Бёрк видел в охране порядка, закона, традиций в обществе. Сохранение традиций включало в себя также защиту моральных устоев общества и религии. В целом взгляды консерваторов отражают необходимость сохранения жизнеспособных традиций и ценностей, без кото­рых не может быть будущего.

Консерватизм был идейно-политическим течением, отражав­шим первоначально интересы дворянства, которое боролось за сохранение своих привилегий с нарождающейся и крепнущей буржуазией. Затем он стал выражать интересы аристократичес­кой части буржуазии. Позднее консерватизм стали поддерживать средние и мелкие предприниматели, которые боялись будущего из-за его неопределенности.

Сравнительно недавно (70—80-е годы) идеи консерватизма эволюционировали в сторону его трансформации в неоконсер­ватизм. Это было как ответная реакция на изменения в либера­лизме и социализме. Вообще консерватизм проявил свою ис­ключительную способность приспосабливаться к изменениям в общественной жизни. Неоконсерваторы уловили настроения широких масс, требующих перемен в области экономики, со­циальной жизни, и предложили свои программы борьбы с ин­фляцией, безработицей, выхода из кризиса.

Подъем неоконсервативной волны связан с пересмотром ос­новных положений классического консерватизма и принятием новых программ консервативными партиями ведущих стран с рыночной экономикой, включающих конкретные меры по вы­ходу этих стран из экономического кризиса, по подъему эконо­мики. М. Тэтчер, Р. Рейган успешно реализовали в своих про­граммах идеи неоконсерватизма. Эти идеи сводились к тому, что экономика свободного рынка должна быть свободна от государ­ственного вмешательства, правительственного контроля. Свобо­да предпринимательства не должна ничем ограничиваться. Они выступили против национализированных отраслей экономики, против государственной собственности, за сокращение государ­ственных расходов. С помощью налоговой системы проводилось содействие мелкому и среднему бизнесу. Роль профсоюзов огра­ничивалась. В итоге М. Тэтчер и Р. Рейган не только выпели свои страны из кризиса, но и способствовали экономическому подъе­му в них.

Защита права собственности есть один из основных принци­пов неоконсерватизма, как и классического консерватизма. Из всех прав и свобод главным считается именно это право. Что касается равенства и свободы, то консерваторы исключают идею социального равенства, считают его несовместимым с понятием свободы, отстаивают в своих трудах неизбежность неравенства/ Но они не исключают в то же время равенство возможностей.

В области духовной жизни неоконсерваторы взамен роста все­дозволенности, разрушения семейных традиций предлагают идеи укрепления порядка и дисциплины, культ нравственности, се­мьи, культурных ценностей. Опору они ищут в религии, нацио­нальной и патриотической идее. А государство призвано защи­щать не только закон, но и мораль. Эти идеи находят поддержку у населения.

В отношении глобальных проблем современности: научно-тех­нического прогресса, проблем экологии и других — неоконсер­ваторы проявляют здравый смысл, прагматизм, занимаются их решением, но постепенно и с осторожностью.

При сопоставлении интересов государства и личности на пер­вое место неоконсерваторы ставят интересы государства, кото­рое призвано защищать права и свободы индивида. Государство должно быть сильным, только в этом случае оно сможет под­держивать стабильность в обществе на основе законности и пра­вопорядка.

Что касается отношения к демократии, то неоконсерваторы связывают ее лишь с наличием свободного рынка и свободной конкуренции. В политической сфере они предлагают идею орга­нического сочетания демократии и элитизма, считая элиты од­ним из условий успешного функционирования демократии.