Смекни!
smekni.com

Авторский договор (стр. 6 из 16)

Отличительной чертой второго вида авторского договора - договора о передаче неисключительных прав - является то, что у автора остается возможность передать права на использование произведения одним и тем же способом нескольким лицам одновременно. При этом у пользователей не возникает право запрещать использование произведения другим лицам, такое право остается в распоряжении автора произведения. Исключительное право дает возможность пользователю самому защищать это право против любых третьих лиц, а неисключительное (относительное) дает возможность предъявления претензий только к договорному партнеру. В подтверждение вышесказанного, приведу определение исключительного права известного цивилиста Г.Ф. Шершеневича: «Исключительное право представляет юридическую возможность совершения известного рода действий с устранением всех прочих от подражания».

Объем имущественных прав на использование произведения передаваемых по авторским договорам по ФЗ «Об авторском праве и смежных правах» именуется способами. Эти способы закреплены в п. 2 ст. 16 ФЗ «Об авторском праве и смежных правах». Пределами же представляются ограничения получаемые пользователем по отношению к передаваемым правам: срок и территория, другие ограничения налагаемые на пользователя автором. До принятия ФЗ «Об авторском праве и смежных правах», ГК 64 авторские договоры делились на авторские лицензионные договоры и авторские договоры о передаче произведения для использования, отличавшихся друг от друга характером использования произведения.

Авторский договор о передаче исключительных прав может предусматривать, что наряду с пользователем - владельцем исключительных прав могут существовать и другие владельцы, но уже неисключительных прав, например автор и третьи лица, которым продавец ранее передал неисключительные права. В данном случае пользователь исключительных прав выступает как равный по отношению к пользователям имеющим неисключительные права, переданные раньше. Э.П. Гаврилов допускает раздел исключительного права между автором, передающим исключительные права, и пользователем исключительных прав. Для этого в договоре должно быть условие о совместном распоряжении и использовании этого права. Авторский договор также может предусматривать, что передаваемое имущественное право будет действовать- в течение определенного срока или на определенной территории- как исключительное, а в течение другого срока или на другой территории- как неисключительное.

Право запрещать использование произведения другим лицам передается по авторскому договору о передаче исключительных прав пользователю, при этом за автором остается это же право, но только в случае, если пользователь надлежащим образом его не реализует [6]. Необходимо также подробно рассмотреть вопрос о том, кто является другими лицами, от посягательств которых может защищаться обладатель исключительных прав. Третьи лица -нарушители авторского права, говорит профессор Э.П. Гаврилов не конкретизируя какого. Вероятно имущественного, переданного по авторскому договору о передаче исключительных прав. Из этого вытекает, что пользователь может защищаться и от автора, в том числе от действий автора, нарушающих исключительное право пользователя. П. 4 ст. 30 устанавливает важную презумпцию: права, передаваемые по авторскому договору, считаются неисключительными, если иное не предусмотрено в договоре. В авторском договоре передаваемые права могут быть прямо названы исключительными или быть таковыми если это ясно следует из текста договора. При наличии любых сомнений переданные права должны считаться неисключительными [7].

Наконец, большое практическое значение имеет подразделение авторских договоров в зависимости от способа использования произведения. В ранее действовавшем законодательстве на основе данного классификационного критерия выделялись отдельные виды авторских договоров — издательский, постановочный, сценарный и т. п. В ФЗ РФ «Об авторском праве и смежных правах» подобное деление авторских договоров отсутствует. Однако оно в отличие от надуманного выделения двух типов авторских договоров представляется вполне уместным и заслуживающим хотя бы краткого теоретического анализа.

Следует заметить, что наиболее распространенным видом авторского договора является издательский договор. Данным договором регулируются вопросы, связанные с изданием и переизданием произведений, которые могут быть представлены на бумажном носителе. К таковым относятся произведения литературы, музыкальные произведения, произведения изобразительного искусства и т.п. В силу указанных причин издательский договор наиболее подробно регламентируется законодательством, нередко он служит темой для специальных научных работ.

Постановочный договор заключается тогда, когда основным способом использования произведения является его публичное исполнение. Его предметом могут быть драматические произведения, музыка или либретто оперы, балета, оперетты и т.п., которые используются театрально-зрелищными организациями путем постановки на сцене.

Сценарный договор - это договор, регламентирующий отношения, связанные с использованием текста, по которому снимается кино-фильм, телефильм, делается радио- или телепередача, проводится массово-зрелищное мероприятие и т. д. Сценарный договор близок к, постановочному договору, из рамок которого он постепенно выделился в самостоятельный вид. Их основное различие заключается в том, что литературный сценарий в отличие, например, от драматического произведения используется не в своем неизменном виде, а служит основой для создания более приближенного к нуждам кинематографа, телевидения или радио режиссерского сценария, по которому, собственно, и ставится фильм или делается передача.

Следующий договор, договор о депонировании рукописи регулирует условия и порядок обнародования и последующего использования произведения, которое помещается на хранение в специальный информационный орган. Обычно путем депонирования публикуются научные произведения, представляющие интерес лишь для ограниченного круга специалистов. По запросу заинтересованных лиц им предоставляются копии депонированных произведений или их отдельных частей.

Договор художественного заказа опосредует отношения, связанные с созданием произведений изобразительного искусства в целях их публичной демонстрации. Его предметом являются разнообразные произведения изобразительного искусства, которые изготавливаются авторами по заказам организаций и частных лиц и переходят в собственность последних. Владельцы произведений вправе распоряжаться ими по своему усмотрению, но при условии уважения авторских прав создателей произведений.

Договор об использовании в промышленности произведения декоративно-прикладного искусства имеет своей задачей урегулирование вопросов, возникающих в связи с тиражированием в промышленности оригинальных произведений декоративно-прикладного искусства. Он заключается лишь с внештатными художниками предприятий, произведения которых принимаются к использованию. Авторы получают вознаграждение за сам факт создания произведения декоративно-прикладного искусства, принятого к использованию, а также за последующее тиражирование в зависимости от объема использования.

Договор о публичном исполнении или сообщении для всеобщего сведения разрешает использование литературных, музыкальных, драматических и иных произведений путем их исполнения или передачи для всеобщего сведения в эфир или по кабелю как непосредственно, так и с помощью различных технических средств. Названными видами авторских договоров не исчерпывается все их многообразие, которое определяется способами использования произведений. Каждый вид авторского договора имеет свои особенности, обусловленные как спецификой произведений, являющихся его предметом, так и способами их использования. Однако эти особенности не настолько велики, чтобы требовалось рассматривать каждый вид авторского договора в отдельности. Они вполне могут быть отражены в рамках анализа элементов и содержания авторского договора в целом.

Утрачивает ли автор право на обнародование произведения в случае передачи имущественных прав по издательскому договору на данное произведение? Практика показывает, что данное право автор утрачивает. Например, некоторые издательства включают в авторский договор пункт, который запрещает автору самостоятельно обнародовать свое произведение. В статье 15 ФЗ «Об авторских и смежных правах» отмечено, что к числу личных неимущественных прав, помимо прочих, относится право автора обнародовать или разрешать обнародование произведения в любой форме, включая право на отзыв. При этом в данной статье особо подчеркивается, что личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения. Таков закон, и никакой пункт авторского договора не в состоянии его пересмотреть, поскольку в соответствии с п. 7 ст. 31 указанного выше закона условия авторского договора, противоречащие его положениям, являются недействительными.

Авторское право на служебное произведение, согласно п. 1 ст. 14 Закона, принадлежит автору, но исключительные права на использование созданных работ, если в договоре не было предусмотрено иное, принадлежат уже работодателю. Таким образом, издательства, научные организации могут воспроизводить и распространять служебные произведения в любом объеме и в любые сроки, не спрашивая на то согласия автора. Вследствие этого они, как правило, заинтересованы, чтобы их отношения с авторами рассматривались как трудовые.