Смекни!
smekni.com

Лекции по курсу Юридической психологии (стр. 16 из 21)

· способность обвиняемого руководить своими действиями (судебно-психологическая экспертиза аффекта),

· состояние потерпевшего, предшествовавшее его самоубийству (посмертная судебно-психологическая экспертиза).

· способность потерпевшей оказывать сопротивление (судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам об изнасилованиях),

· способность свидетеля адекватно воспринимать ситуацию и давать о ней показания (судебно-психологическая экспертиза способности свидетеля адекватно воспринимать ситуация и давать о ней правильные показания),

Судебно-психологическая экспертиза аффекта.

Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний обвиняемого назначается для уточнения квалификации статьи инкриминируемого деяния при наличии оснований считать, что оно было совершено в эмоциональном состоянии, оказавшем существенное влияние на поведение обвиняемого в момент совершения инкриминируемого ему деяния. Такими основаниями могут быть, например, показания свидетелей или потерпевшего о внезапном изменении поведения обвиняемого (покраснении или побледнении кожных покровов, изменении тембра голоса и др.), множественные однотипные ранения, использование «неподходящего» орудия преступления (раны наносились первым попавшимся на глаза орудием при доступности других способных причинить больший ущерб с меньшей затратой усилий). В задачу эксперта-психолога входит дифференциация состояния аффекта от таких состояний как психическое напряжение, стресс, фрустрация.

Аффект – внезапно возникающее, бурно протекающее, кратковременное эмоциональное состояние, сопровождаемое резко выраженными двигательными и вегетативными проявлениями. Как правило, аффект дает неподчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии.

По мнению М.М. Коченова, существует три механизма возникновения аффекта.

Первый связан с тем, что аффект возникает вследствие накопления (аккумуляции) у человека отрицательных эмоциональных переживаний. В таком случае «пусковым механизмом» для развития аффективного состояния может стать незначительное отрицательное воздействие, ставшее, образно говоря, «последней каплей» (кумулятивный аффект)

Второй механизм - это реакция на одноразовое действие очень сильного раздражителя (оскорбления, угрозы, насилия) (классический аффект).

Третий связан с оживлением ранее образовавшихся следов возбуждения, когда повторное действие раздражителя, вызывающего аффект, было как бы отсрочено на время от нескольких минут до нескольких лет (эмоциональное возбуждение и эмоциональное напряжение)

Рассмотрим признаки аффекта.

· Внезапность возникновения. Аффект возникает внезапно не столько для окружающих, сколько для самого субъекта переживания. То есть человек не собирается «впадать» в это состояние, не занимается «самовзвинчиванием». Нет, аффект возникает спонтанно, против воли человека, как бы овладевая им.

· Взрывообразная динамика. Это значит, что за крайне малый временной промежуток (вплоть до долей секунды) состояние достигает высшей точки.

· Кратковременность аффективного состояния. Аффект может продолжаться от единиц до десятков секунд. Когда говорят, что «состояние душевного волнения продолжалось 5-10 минут», это конечно, мягко говоря, преувеличение либо совершенно другое состояние.

· Интенсивность и напряженность протекания. У человека происходит своего рода высвобождение всех его внутренних ресурсов (физических и психологических). В состоянии аффекта астеничный человек меланхолического темперамента может одним ударом выбить дубовую дверь, в прямом смысле уничтожить значительно превосходящего в силе соперника и т.д. При этом, в дальнейшем, в ходе следственного эксперимента, он никогда не сможет повторить свой «подвиг» как бы не старался.

· Дезорганизующее влияние на психическую деятельность. Дезорганизация затрагивает все стороны поведения человека, высшие психические функции. Это выражается, прежде всего, в сужении сознания до пределов психотравмирующей ситуации, что на уровне восприятия приводит к его субъективизации, сужению объема, фрагментарности. На уровне мышления происходит утрата его гибкости, снижение качества мыслительных процессов, что приводит к осознанию только ближайших, а не конечных целей деятельности. Это, в свою очередь, обусловливает резкое снижение сознательного контроля над действиями и поведением в целом, нарушение целенаправленности, целесообразности и последовательности действий. Аффект сопровождается возбуждением, стереотипной моторной активностью (это как раз то явление, которое нередко сбивает следователей с толку, приводя их к выводу о том, что преступление совершено с особой жестокостью на основании множественности повреждений у потерпевшего). В аффекте возбуждение может провоцировать резкое усиление двигательной активности: человек мечется, совершается много лишних беспорядочных движений, наносит множество ранений своей жертве (повреждения могут исчисляться многими десятками). При этом, орудие преступления бывает не всегда адекватным: им может оказаться любой предмет, попавший в поле зрения. Все это указывает на резкое снижение качества протекания психических процессов, регрессию, примитивизацию психической деятельности человека в состоянии аффекта.

· Вегетативные сдвиги. Это проявляется в изменении частоты дыхания, интенсификации сердечной деятельности, покраснении или побледнении кожных покровов, пересыхании слизистых ротовой полости, изменении голоса и т.п. Нередко именно подобные проявления отмечают свидетели, видевшие обвиняемого в момент совершения преступления или сразу после него.

· Частичная амнезия на детали криминального события. Многие следователи при рассмотрении дел об убийствах, совершенных в состоянии физиологического аффекта, сталкивались с тем, что обвиняемый не помнит ряд обстоятельств, деталей. Он, в частности, не может сказать, сколько ударов нанес потерпевшему (как правило, помнятся первые один-два удара), куда наносил удары, а также чем наносил. Очень часто обвиняемые не могут сказать, где и каким образом брали орудие преступления. Это является следствием дезорганизации психических процессов, в том числе памяти, вызываемой аффективным состоянием (а не только лишь желанием обвиняемого избежать ответственности).

· Астенический синдром. Заключительной стадией аффекта является спад, который проявляется также в протекании всех психических функций. Человек в постаффективном состоянии, как правило, выявляет заторможенность, безразличие, подавленность, слабость, упадок сил (в крайних проявлениях астенический синдром может проявляться в рвоте, сне). На этом этапе может наблюдаться и снижение адекватности поведения (например, женщина, совершившая убийство мужа, убегает с места происшествия, оставляя в квартире вместе с трупом свою полуторагодовалую дочь и т.д.).

Как видите, все перечисленные признаки свидетельствуют, что аффект - это предельное экстремальное состояние, вызывающее резкие изменения в психической деятельности человека, что проявляется в его поведении и конкретных действиях. Следует помнить, что выше описанный физиологический аффект не является патологическим эмоциональным состоянием (как патологический аффект), поскольку вызывает сужение сознания, а не помрачение его; не ликвидирует сознательный контроль над действиями и поведением, а тормозит его, значительно снижает его уровень.

Психическое напряжение - это состояние, возникающее у человека в экстремальной (необычной, новой или угрожающей) ситуации. Его влияние на психическую деятельность неоднозначно и зависит от особенностей ситуации и индивидуально-психологических качеств человека. На одних людей психическая напряженность действует мобилизующе, другие, наоборот, ощущают на себе дезорганизующее влияние этого состояния (поскольку оно может вызывать нарушения на уровне восприятия, мышления и двигательной активности). Это состояние может быть обусловлено внешними и внутренними факторами.

К внешним факторам следует отнести:

степень неожиданности воздействия;

интенсивность воздействия, превышающую индивидуально-психологические возможности человека;

дефицит времени на оценку ситуации, принятие решения и его реализации;

неопределенность ситуации.

Другая группа факторов, внутренних, включает в себя:

субъективную оценку воздействия как опасного, угрожающего здоровью, жизни, социальному статусу, ведущим мотивам поведения, системе ценностей человека.

субъективную чувствительность человека к этому стрессогенному фактору или, иными словами, личностную значимость воздействия.

близость действия стрессора к крайним точкам субъективной шкалы «приятно - неприятно».

продолжительность воздействия стрессора при сохранении его личностной значимости.

конфликтный выбор между противоположными мотивами поведения.

В чем же заключается специфика состояния психической напряженности, отличающей его от аффекта. Прежде всего, в динамике возникновения. Если аффект имеет «взрывную» динамику и кратковременность протекания, то нарастание психического напряжения может быть относительно длительным, а спад не столь стремительным. Само состояние психического напряжения также может быть не столь кратковременным, как аффект. Далее, если аффект однозначно вызывает значительную дезорганизацию психической деятельности, то, как уже отмечалось выше, психическое напряжение может не только разрушительно влиять на психическую деятельность, но и улучшать ее качество, т.е. возможна адаптация к негативным влияниям (однако следует заметить, что возможности адаптационного синдрома не безграничны, и рано или поздно последует дезорганизация психической деятельности). Если рассмотреть, в чем выражается отрицательное влияние психического напряжения на деятельность и сознание человека, необходимо отметить следующее: снижение процессов восприятия, внимания, памяти, затем следуют снижение активности мыслительных процессов, утрата гибкости мышления, преобладание эмоциональных компонентов в сознании над рациональными, трудности в принятии решений при фиксации сознания на стрессовом характере ситуации. На поведенческом уровне это выражается в: неадекватной реакции на раздражители, импульсивности, непоследовательности, негибкости поведения, возможности как активных (в том числе, в виде физической агрессии), так и пассивных форм реагирования и т.д. То есть, как правило, дезорганизация психической деятельности в состоянии психической напряженности не достигает уровня, наблюдаемого при аффекте. Вместе с тем, нельзя не учитывать влияния этого состояния на поведение человека в криминальной ситуации при оценке противоправного деяния.