Смекни!
smekni.com

Лекции по курсу Юридической психологии (стр. 9 из 21)

Под влиянием негативных факторов возникают различные деформации правосознания. К ним относятся, например, правовая неосведомленность, правовой инфантилизм, правовой нигилизм, правовой ригоризм, правовой негативизм и др. Антиправовые установки подкрепляют существующие в различных слоях населения так называемые «мифы правосознания». Примерами таковых могут служить следующие:

· «милиция ничего не делает» - мнение о недостаточной эффективности и качестве работы правоохранительных органов;

· «меня не поймают» - мнение о возможности безнаказанно совершать преступления;

· «все равно не посадят» - мнение о недостаточной правовой защите интересов личности и общества;

· и другие.

Правовая социализация может осуществляться целенаправленно (правовое просвещение и правовое самовоспитание) и стихийно (в процессе адаптации к различным социальным группам). Профессиональное правосознание отличается систематичностью, полнотой, детальностью, зрелостью, глубокой осознанностью и убежденностью.

Тема 4. Криминальная психология.

Причины преступности (теории и концепции).

Среди теорий и концепций, объясняющих причины преступности, можно выделить биологические и социологические. Биологические теории и концепции рассматривают преступность как врожденную и наследуемую характеристику, при этом преступник обладает определенными особенностями, которые можно выявить экспериментальным путем. Одной из первых появилась концепция мозговой локализации Ф.Ю. Галля (F.J. Gall, 1758-1828). Основываясь на имеющихся на тот период времени научных знаниях о функционировании мозга, приверженцы данной теории считали, что выраженность определенных качеств и склонность поступать определенным образом связана с выпуклостью определенных участков черепа, а их отсутствием – с «впадинками» на соответствующих участках. Изучив особенности строения черепа, можно сделать вывод об особенностях поведения его обладателя. Так, например, на «френологической» карте, составленной Ф.Ю. Галлем, отмечены участки, отвечающие за агрессивность (передняя верхняя часть черепа), драчливость (боковая затылочная часть черепа) и др.

Самой известной из теорий данного направления является теория Ч. Ломброзо (C. Lombroso, 1836-1909). В процессе своих исследований Ч. Ломброзо пытался выявить признаки атавизма и дегенерации у преступников. Он выделял четыре типа преступников. Первый тип – «врожденные» («прирожденные») преступники – лица, имеющие выраженные признаки дегенерации, при этом можно определить по его внешности, какие категории преступлений он склонен совершать. Так, например, убийцы отличаются стеклянными холодными глазами, налитыми кровью, большим загнутым вниз носом, развитыми клыками и челюстями, воры – особой подвижностью лица и рук, блуждающими меленькими глазками, редкой бородой, оттопыренными ушами, кривым вдавленным носом, а для насильников характерны блестящие глаза, большие челюсти, вздутые губы, женственное телосложение и сиплый голос. Второй тип – «сумасшедшие» - лица, совершающие преступления в силу наличия у них психической болезни. Третий тип – «революционеры» или «преступники по страсти» - лица, совершающие преступления во имя идеи, страстными приверженцами которой они являются. Последний тип – «случайные преступники» – появился под влиянием критики сторонников социологического направления, к данному типу Ч. Ломброзо относил лиц, которые совершили преступление в силу стечения обстоятельств.

Еще одним признаком, по которому предлагалось судить об особенностях поведения, был тип телосложения. Наиболее известная конституциональная теория принадлежит Э. Кречмеру (Е. Kretschmer, 1925). Он выделял три типа конституций или телосложения: астенический, атлетический и пикнический. Астенический тип характеризуется высоким ростом, худощавостью, тонкой кожей, узкими плечами, тонкими руками, удлиненной грудной клеткой со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Этому типу приписывались такие индивидуально-психологические особенности, как замкнутость, малоподатливость к изменению взглядов, затруднения в приспособлении к новому. Для атлетического типа характерны широкие плечи, хорошо развитая мускулатура. Этому типу приписывались такие черты, как стремление к доминированию, склонность к риску, приключениям, агрессивность, безразличие к чувствам других. И, наконец, пикнический тип характеризуется склонностью к ожирению, невысоким ростом, короткой шеей, округлостью форм. Ему приписывались такие особенности как контактность, уравновешенность, открытость, легкость приспособления к новому. Э. Кречмер связывал особенности телосложения с предрасположенностью к различным психическим расстройствам следующим образом. Каждому типу соответствовал один из психозов: аффективный я (например, резкие перепады настроения от эйфории до депрессии, характерные для маниакально-депрессивного психоза) – пикническому типу, параноидный психоз (бред с идеями преследования, например) – атлетическому типу, шизофренический психоз (крайний уход в себя, нарушения мышления) – астеническому типу. Проведенные исследования У.Х. Шелдоном (W.H. Sheldon) в 1944-1969 годах позволили ему сделать вывод о том, что среди преступников преобладают лица с атлетическим типом телосложения, и редко встречаются лица астенического типа.

Надо сказать, что попытки связать преступное поведение с какой-либо врожденной, наследуемой особенностью организма не прекращаются до сих пор. Известны генетические исследования, посвященные выявлению генов, отвечающих за преступное поведение. Сначала появилась теория «преступной хромосомы», в которой склонность к совершению преступлений приписывалась лицам с удвоенной Y-хромосомой. Далее был «обнаружен» ген, отвечающий за агрессивное поведение, и до сих пор исследователи не оставляют надежду найти ген, отвечающий за преступное поведение.

Другим направлением исследований причин преступности является социологическое. Для социологических теорий и концепций характерно отводить детерминирующую роль в происхождении преступного поведения обществу, именно общество, ближайшее окружение человека способствует усвоению преступного стереотипа поведения. Так, Г. Тард, автор теории внушения и подражания, считал, что образцы поведения человек усваивает посредством подражания обычаям или поведению окружающих, в том числе и образцы преступного поведения. Наиболее опасными являются лица, чувствующие себя или считающие себя отделившимися от общества, поскольку на них не распространяется влияние группы, и они не усваивают соответствующие правила поведения. По мнению Э. Сазерленда, автора теории дифференцированной связи, человек совершает преступление в том случае, если у него преобладают оценки, благоприятствующие нарушению правовой нормы, над оценками, препятствующими ее нарушению. Такое соотношение оценок складывается в результате усвоения норм поведения, при чем лучше усваивается информация, поступающая от лиц, имеющих авторитет и значимость для данного человека. Основной постулат теории стигматизации Лемерта заключается в том, что негативные ожидания окружающих способствуют тому, что человек начинает вести себя в соответствии с этими негативными ожиданиями. Негативные ожидания возникают вследствие имеющихся социальных стереотипов, таким образом, человек по какому-либо признаку соответствующий преступному стереотипу стигматизируется (на него ставится «клеймо преступника») и приобретает в глазах окружающих всю совокупность соответствующих стереотипу характеристик. Сталкиваясь с подобным групповым давлением, человек оказывается в ситуации, когда принять навязываемую роль легче, чем доказать свое несоответствие ей. Лемерт говорил о первичной стигматизации (до нарушения нормы) и вторичной (после первого нарушения нормы).

Если вышеупомянутые теории объясняют причины преступности на уровне групп, то теория социальной аномии делает это на уровне общества в целом. С точки зрения сторонников данной теории (Э. Дюркгейм, Р. Мертон и др.) причиной преступности является рассогласование между целями, намерениями и интересами, определяемыми данной культурой, и приемлемыми способами достижения этих целей, доступными для широких слоев населения. Подобное рассогласование наиболее характерно при социальных (революции, реформы, войны и т.п.) и природных (наводнения, землетрясения и т.п.) катаклизмах. Способы приспособления к имеющемуся соотношению целей и средств в обществе следующие: подчинение, инновация, ритуализм, ретритизм и мятеж. Подчинение характеризуется использованием разрешенных доступных средств для достижения пропагандируемых данной культурой целей. Для инновации характерно использование новых, в том числе и запрещенных средств для достижения целей. Ритуализму свойственен отказ от цели как находящейся за пределами достижимого при использовании разрешенных и доступных средств. Ретритизм как уход от решения проблем характеризуется отказом, как от целей, так и от разрешенных средств. Мятеж подразумевает изменение существующего соотношения целей и средств, а не приспособление к существующему положению вещей.

Следует отметить, что ни биологические, ни социологические теории не дают исчерпывающего объяснения причин преступного поведения. Можно сказать, что каждая группа факторов вносит существенный вклад в совершение преступления. Принято выделять биологические, социальные и психологические факторы, влияющие на возникновение преступного поведения. К биологическим факторам относятся: