Смекни!
smekni.com

Психология, Дружинин В.Н. (стр. 113 из 189)

Каждая толпа имеет внутреннюю структуру (состав). Несколько проще выявля­ется структура толпы по половозрастным признакам, сложнее — по образовательному уровню, имущественному статусу людей или роду их занятий (если нет непосред­ственно указывающих на это признаков). Наиболее сложно выявлять структуру тол­пы по интересам, ценностным ориентациям людей, по их отношению к тем или иным социальным нормам и т. д. Однако именно последнее практически наиболее необхо­димо, так как позволяет заранее выявлять толпы с неоднозначными ценностями. Это является предпосылкой к агрессивному поведению внутри толпы и требует соответ­ствующей профилактики — разведения антагонистически настроенных частей толпы.

Психологические особенности поведения человека в толпе. С давних времен из­вестно, что один и тот же человек в толпе и вне толпы ведет себя по-разному. Поведе­ние человека в толпе характеризуется следующими признаками:

1. Снижение самоконтроля (интернальности). У человека усиливается зависи­мость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижается способность к про­извольной регуляции собственного поведения.

2. Деиндивидуализация поведения людей в толпе — они постепенно утрачивают индивидуальность своего поведения, как бы уравниваясь, приходя к одному и тому же уровню психологических проявлений в поведении. Разные люди в поведении ста­новятся похожими друг на друга.

3. Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества, по сравнению с составляющими ее индивидами, взятыми вне толпы. Среди особенностей интеллекта наиболее ярко проявляются возросшая некритичность мышления и легкая переключаемость вни­мания, которая определяется внешними условиями.

4. Характерные особенности переработки информации. Человек в толпе легко вос­принимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространя­ет, при этом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую ин­формацию, то есть порождая слухи.

5. Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать невероятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам и т. п.

6. Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилизация всех ресурсов индивида, по­этому человек может проявить такие физические и психологические качества, кото­рые становятся ему недоступными вне толпы, например поднять что-то тяжелое, бы­стро бежать, высоко прыгать и т. п.

7. Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными условия­ми, человек часто проявляет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что он совершал какие-то действия). Поэтому поведение человека, как и толпы в целом, характеризуется непредсказуемостью.

Феномен толпы привлекает большой интерес исследователей и практических ра­ботников потому, что толпа бывает чрезвычайно опасной, причем как для окружаю­щих, так и для людей в толпе.

22.3. Массовые явления в больших диффузных группах

Под термином «диффузная» понимается рассеянная, распределенная группа, имеющая общие социально-психологические признаки, основными среди которых яв­ляются следующие;

- «размытые», т. е. нечетко очерченные границы; ее составляет неопределенная совокупность людей;

- слабая взаимосвязь и лишь эпизодическое взаимодействие; для диффузной груп­пы характерны, во-первых, локальные связи (например, между членами семей, близки­ми родственниками, соседями или сослуживцами по работе), а во-вторых, опосредован­ные связи через интересующие информационные источники, отдельных представителей интересуемого социального объекта или через причастность к его действиям;

- высокая динамичность, изменчивость, т. е. состав диффузной группы легко мо­жет меняться: люди могут выходить и входить в нее без затруднений, поэтому она относится к числу открытых и высокомобильных групп;

- низкая интегрированность, слабая сплоченность; однако это может не относить­ся к отдельным локальным ее частям.

Таким образом, большая диффузная группа — это многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредствованно связанных друг с другом.

· Большая диффузная группа— многочисленная, но нечетко опре­деленная по составу, высоко­динамичная и низкоинтегриро­ванная совокупность людей, лишь локально и опосредованно свя­занных друг с другом.

Примерами большой диффузной группы являются жители того или иного насе­ленного пункта или его части (поселка, района города, города в целом и т. п.), посто­янные зрители каких-то конкретных теле- или радиопередач (например, зрители те­лесериала «Санта-Барбара» или телеигры «Поле чудес» и т. д.), постоянные читатели периодических изданий (газет, журналов и т. п.), спортивные болельщики конкрет­ной команды, почитатели (любители) того или иного театра и т. д.

Психология слухов. Слухи относятся к числу наиболее распространенных массо­вых явлений в больших диффузных группах, хотя они имеют и более широкое распро­странение, обязательно возникая в толпах и других больших социальных группах, включая общество в целом. При этом социально-психологические закономерности их возникновения и распространения являются общими.

Во-первых, слухи возникают в связи с важными для людей событиями или значи­мыми для них социальными объектами (например, о предстоящей денежной рефор­ме или какой-то угрозе для нормальной жизнедеятельности людей). Информация о незначимом или значимом только для узкого круга людей обычно широко не распространяется.

· Слухи — форма искаженной информа­ции о значимом объек­те, циркулирующей в больших диффузных группах в условиях не­определенности и соци­ально-психологической нестабильности.

Во-вторых, они возникают в условиях неопределенно­сти, когда информация совсем отсутствует, или явно недо­статочна, или является противоречивой и тем самым порож­дает неопределенность (примером является вызвавшая массовые слухи в конце апреля - мае 1986 г. несогласован­ная информация об уровне радиоактивного загрязнения территорий в результате Чернобыльской катастрофы).

В-третьих, важным условием, способствующим зарождению и распространению слухов, является политическая и экономическая нестабильность в общности, в кото­рую входит интересующая диффузная группа. Это может быть город, регион или об­щество в целом. Нестабильность, особенно резко меняющиеся условия, порождает массовую тревогу, состояние общего дискомфорта, неуверенность в своем будущем или будущем своих детей и т. п.

В-четвертых, благоприятным фактором порождения слухов становится желание людей стать свидетелями чего-то необычного в жизни, какой-то сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, чело­век стремится передать ее другим людям — это очень благоприятная почва для за­рождения слухов.

Слухи — это форма искаженной информации о значимом объекте, циркулирую­щей в больших диффузных группах в условиях неопределенности и социально-пси­хологической нестабильности.

Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяю­щейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции:

- слухи, с одной стороны, удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира, с другой — стимулируют эту потребность;

- слухи в значительной степени снимают или по меньшей мере снижают неопре­деленность, в которой человек не может пребывать длительное время, т. е. слухи де­лают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;

- слухи не только помогают человеку сориентироваться в ситуации, но и регулируют его поведение, которое в соответствии с ней может изменяться;

- социальный опыт человека показывает, что нередко слухи возникают вокруг событий, которые отсроченно могут состояться, хотя и не в том варианте, который составлял их содержание; в этом реализуется функция предвосхищения социальных событий, что помогает человеку что-то предусмотреть, внести коррективы либо в свои представления, в отношения к социальным явлениям, либо в реальное поведение.

Общая стратегия профилактики слухов состоит в том, чтобы противодействовать условиям, способствующим их возникновению и распространению. Поэтому, учиты­вая вышеописанные благоприятные для слухов условия, необходимо следующее:

- добиваться высокой степени информированности больших диффузных групп о наиболее важных для них событиях; информация при этом должна быть доступной для понимания и непротиворечивой, что позволит снимать неопределенность, в экстре­мальных же условиях необходимо организовать регулярную работу специальных источников информации;

- целенаправленно снижать значимость тех социальных объектов, событий или явлений, вокруг которых прогнозируется возникновение слухов (такая работа, на­пример, проводилась российским телевидением перед деноминацией рубля в 1998 г.);

- позитивное профилактическое воздействие на слухи оказывают условия поли­тической, экономической, межнациональной стабильности и устойчивости развития тех общностей, в которые входят большие диффузные группы (город, регион или об­щество в целом); это существенно снижает состояние тревоги, напряженности людей и предотвращает слухи;

- в ситуациях, когда слухи уже возникли, важно выяснить их действительные при­чины и только после этого проводить разъяснительную работу, сделать эти причины достоянием людей, которые легче поймут и объяснят для себя складывающуюся со­циальную ситуацию и будут к ней относиться менее эмоционально;