Смекни!
smekni.com

Психология, Дружинин В.Н. (стр. 152 из 189)

Гадамер X. Г. Истина и метод.— М., 1988.

Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. — М., 1984.

Мельничук А. С. О роли мышления в формировании структуры языка // Язык и мышление. — М., 1967.

Сгалл П. К программе лингвистики текста // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 8. — М., 1978.

Спицына Л. В. Историко-психологическая реконструкция становления форм и способов общения в со­ветском обществе в послереволюционный период (10-е — 20-е годы XX столетия) / Автореферат дисс. канд.псих. наук. — М.,1994.

Февр Л. Бои за историю. — М., 1989.

Хёйзинга Й. Осень средневековья. — М,, 1988.

Шкуратов В.А. Историческая психология. — Ростов-на-Дону, 1994.

Шкуратов В. А. Историческая психология. — М.: Смысл, 1997.

Часть VII. Этническая и кросскультурная психология

Глава 31. Этническая психология как наука (526)

Глава 32. Прикладные аспекты этнической психологии (538)

Глава 31. Этническая психология как наука

Краткое содержание главы

Предмет, история и задачи этнической психологии. Психологическая антропология. Кросскультурная психология. Этническая психология. Цели и основные задачи этнопсихоло­гии.

Основные понятия этнической и кросскультурной психологии. Этнос. Этническое са­мосознание и этническая идентичность. Культура.

Психологическое измерение культур. Культурный синдром. Виды культурного синдрома по Г. Триандису. Измерения культур по Г. Хофстеду.

31.1. Предмет, история и задачи этнической психологии

В современной системе психологических знаний существует два подхода к изуче­нию обусловленности психологии человека его этнической (культурной) принадлеж­ностью. В западной (прежде всего американской) науке изучением связи культуры и психологии занимаются психологическая антропология и кросскультурная психоло­гия. В отечественной научной традиции, идущей от европейской философской мыс­ли, подобные исследования ведутся в рамках этнической психологии.

Психологическая антропология возникла в 30-х годах XX в. как междисциплинар­ное направление исследований, отражающее желание культурных антропологов про­никнуть во внутреннюю жизнь индивидов, обусловленную их социализацией. Ярки­ми представителями этого направления были Р. Бенедикт, М. Мид, К. Клакхорн, Р. Линтон, К. Дюбуа и др. Основной предмет психологической антропологии — изу­чение того, как человек мыслит, чувствует, эмоционально реагирует и действует в условиях разных культур (Белик А. А.,1993). Отличительной особенностью этой дис­циплины является то, что она зародилась внутри культурной антропологии и служи­ла развитию, прежде всего, этой науки.

Кросскультурная (или сравнительно-культурная) психология занимается изуче­нием сходств и различий в психологии индивидов, принадлежащих к разным культур­ным и этническим группам; связей психологических различий с социокультурными, экологическими и биологическими особенностями, а также изучением современных изменений этих различий (BerryJ. etal., 1992).

Современные подходы в кросскультурной психологии также нацелены на поиск универсалий, т. е. того, что остается универсальным в психологии человека в разных культурах. В настоящее время из узкой, довольно экзотической для психологии спе­циальности кросскультурная психология стала устоявшейся отраслью, объединяю­щей сотни ученых из многих частей мира. В 1973 г. в Директории кросскультурных исследований и исследователей было указано уже 1125 ученых из 65 стран мира, в настоящее время их число еще более выросло. Большинство из них представляет уни­верситеты США и Европы, часть — университеты стран Азии, Африки и Латинской Америки. Многиеизнихявляютсячленамитакихпрофессиональныхорганизаций, какInetmational Organization for Cross-cultural Psychology и The Society for Cross-Cultural Research. Исследования по кросскультурной психологии сейчас приоритетны для пяти международных психологических журналов.

Этническая психология — это междисциплинарная наука, имеющая, как минимум, двух «родителей» — этнографию (этнологию) и собственно психологию. Первона­чально целью этнической психологии было изучение психологических особенностей, духовной культуры народов. Уже во второй половине XIX столетия сформировались самые общие понятия этнопсихологии — «психология народов», «национальный ха­рактер», «народный дух»; также появился термин «этническая (или этнографиче­ская) психология» (Рибо Т., 1886). Одновременно развивалось и философско-психологическое направление в этнопсихологии (X. Штейнталь, М. Лацарус, В. Вундт, Г. Лебон и др.). Основным методом исследования в тот период был анализ проявле­ний человеческого духа в языке, обычаях, мифах, т. е. в сфере духовной культуры раз­ных народов. Отечественная этническая психология в историческом контексте свя­зана с именами языковедов и литературоведов Д. Овсянико-Куликовского и А. Потебни, этнографов Н. Надеждина и К. Кавелина, философа Г. Шпета.

В настоящее время этническая психология в России переживает период бурного развития. Реалии нашей жизни стимулировали многочисленные эмпирические иссле­дования, нацеленные на изучение трансформации этнической идентичности, динамики межэтнических итнишении, миграции, аккультурации, проблемы этнических меньшинств и др. В настоящее время этнопсихология — это наука, изучающая психологические особенности индивида или группы людей, связанные с этни­ческой или культурной принадлежностью и проявляющиеся на сознательном и бессознательном уровнях.

· Этнопсихология — на­ука, изучающая психоло­гические особенности индивида или группы людей, связанные с этни­ческой или культурной принадлежностью и про­являющиеся на созна­тельном и бессознатель­ном уровнях.

Цели этнической психологии состоят в выявлении психо­логических механизмов формирования позитивной этничес­кой и культурной идентичности, а также в изучении психологических механизмов формирования этнической толерантности на групповом и личностном уровнях. Исследователю любой этничес­кой культуры необходимо сделать попытку понять и объяснить данную этническую культуру, ее духовно-философскую сущность, специфические культурные механиз­мы регуляции сознания и поведения человека (в частности, механизмы преодоления кризисов и стрессовых ситуаций), особенности ценностной структуры данной куль­туры, типы ее социальной организации, принципы внутри- и внешнегруппового вза­имодействия. Это должно способствовать формированию стойкой и осознанной по­зитивной идентичности, которая является единственным надежным буфером как на пути этнической маргинальности, так и на пути формирования иррациональной эт­нической нетерпимости. Для формирования и поддержания этнической толерантно­сти необходимо искать пути взаимопонимания и тождественности культур на основе общих для всего человечества нравственных ценностей.

Основные задачи этнической психологии на современном этапе ее развития могут быть сформулированы таким образом:

1) исследование социально-психологических проблем межэтнического взаимодей­ствия (межэтнического восприятия; межэтнической напряженности; этноцентризма и этнической интолерантности; изменяющейся этнической идентичности; этнических миграций и аккультурации и др.);

2) изучение особенностей формирования и актуализации этнической идентично­сти на индивидуально-личностном уровне; проблем личностной саморегуляции в межэтническом взаимодействии; особенностей трансформации этнической идентич­ности личности; этнопсихотерапии и других аспектов этничности как индивидуаль­но-личностной характеристики человека;

3) создание и апробирование программ и методов социально-психологического тренинга успешного межкультурного взаимодействия и методов этнопсихологической коррекции личности;

4) развитие теории этнической психологии с целью понимания психологических законов влияния этнической и культурной принадлежности на жизнь человека.

31.2. Основные понятия этнической и кросскультурной психологии

Этнос. В современной этнологической науке не существует единого понимания, что же такое этнос, какова его сущность, природа и строение. Согласно наиболее рас­пространенному определению, этнос — это исторически сложившаяся на определен­ной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими относитель­но стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием), фиксирован­ным в самоназвании (Бромлей Ю. В., 1983).

Этнос — исторически сложившаяся на опреде­ленной территории устой­чивая совокупность лю­дей, обладающих общими относительно стабильными особенно­стями языка, культуры и психики, а также созна­нием своего единства и отличия от других подоб­ных образований (само­сознанием), фиксирован­ным в самоназвании.

Существуют и другие подходы к пониманию природы этноса. Так, Л. Н. Гумилев рассматривал этнос прежде всего как природное явление. В его понимании этнос — это тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам («мы» и «не мы»), имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип пове­дения (Гумилев Л. Н., 1993). Он полагал, что этнический сте­реотип поведения не передается по наследству, а усваивается ребенком в процессе культурной социализации, является до­вольно прочным и практически неизменным в течение всей жизни человека. Для иллюстрации этнического стереотипа поведения Гумилев приводит шутливый пример ситуации в трамвае, куда вошел буйный пьяница. По мнению Гумилева, едущие в трамвае и принадлежащие к разным этносам пасса­жиры поведут себя по-разному: русский пожалеет пьяного и уступит ему место, татарин брезгливо отойдет в сторону, немец позовет милиционера, а грузин может ответить физической агрессией на буйное поведение пассажира.