Смекни!
smekni.com

Психология, Дружинин В.Н. (стр. 133 из 189)

Синестезия — особенности чувственного восприятия, за­ключающиеся в том, что внеш­нийраздражитель, адресован­ный одному анализатору, вызывает одновременно ответ какого-то другого или несколь­ких анализаторов.

27.3. Расстройства восприятия

Патология восприятия возникает, когда по разным причинам нарушается иденти­фикация субъективного образа восприятия с воспринимаемым образом, и протекает на фоне нарушения автоматизации различных психических процессов. Нарушения восприятия весьма разнообразны, их изучают как психологи, так и психиатры. В отечественной школе нейропсихологии, созданной А. Р.Лурией, выделены и изучены нарушения восприятия при различных поражениях коры головного мозга и ближайших подкорковых структур, вызывающих агнозии. Агнозией называется затрудненность узнавания предметов и звуков. При агнозиях восприятие нарушается в своей специфически человеческой характеристике как процесс, обладающий функцией обобщения и условности, Так, при поражении вторичных отделов коры больших по­лушарий головного мозга сохраняется элементарная чув­ствительность, но при этом утрачивается способность к ана­лизу и синтезу поступающей информации, что вызывает нарушение различных видов восприятия при относительной сохранности элементарных зрительных функций. В зависи­мости от локализации поражения головного мозга возникают разные виды агнозий: зрительные, слуховые и тактильные,

Существуют нарушения восприятия в форме расстрой­ства схемы тела, при котором происходит искажение при­вычных представлений о размерах и форме своего тела или отдельных его частей, об их расположении или о положе­нии всего тела. Например, больному кажется, что его голова увеличилась до огром­ных размеров, ноги растут прямо из головы, а туловище исчезло. Тем не менее крити­ческое отношение к этому сохраняется, и под контролем зрения эти измененные представления, как правило, исчезают, больной воспринимает свое тело в обычном, привычном для него виде. Но стоит ему закрыть глаза, как голова вновь становится непомерно большой и т. д.

Расстройства схемы тела нередко сопровождаются метаморфопсиями — искаженным восприятием одного или нескольких объектов внешнего мира. Кроме того, искаженное восприятие окружающих предметов выражается в том, что они кажутся больному мень­ше или больше их натуральной величины (микропсия, макропсия), увеличивается их число (полиопсия), они перемещаются (оптическая аллестезия), валятся на больно­го, вдавливаются в него, находятся в бурном движении (оптическая буря). Иногда в грубо измененном виде воспринимаются не только величина и форма предметов, но и пространственные отношения: больному кажется, что стены комнаты сближаются, рушатся, падают на него или, напротив, раздвигаются, пол становится волнообраз­ным, пространство как бы разрывается.

· Агнозия — затрудненность узнавания предметов, зву­ков.

Иллюзия — расстройство восприятия, при котором реальные явления или пред­меты воспринимаются чело­веком в измененном, оши­бочном виде.

Галлюцинация — расстрой­ство восприятия, при кото­ром человек видит, слышит, ощущает то, что в реальной действительности не суще­ствует, т. е .это восприятие без объекта.

Дереализация — расстрой­ство восприятия, при кото­ром окружающие больного предметы, люди, животные воспринимается изменен­ными, что сопровождается чувством их чуждости, неес­тественности, нереальности.

Иллюзии — расстройства восприятия, при которых реальные явления или предме­ты воспринимаются человеком в измененном, ошибочном виде. Иллюзорное воспри­ятие может возникать и на фоне полного психического здоровья, когда искаженная перцепция связана либо с недостатком того или иного органа чувств, либо с проявле­нием одного из законов физики, например ложка в стакане чая кажется преломлен­ной. Иллюзии, связанные с нарушением психической деятельности, чаще всего под­разделяются на аффективные, или аффектогенные, вербальные и парэйдолические.

Аффективные (аффектогенные) иллюзии возникают под влиянием интенсивных эмоций. Человек, охваченный ужасом или в состоянии чрезмерного нервного напря­жения, ошибочно воспринимает ветку дерева за окном как качающийся скелет и т. д.

Вербальные иллюзии — ошибочное восприятие смысла слов, речи окружающих, вместо нейтральной речи больной слышит речь иного содержания, адресованную, как правило, ему (обычно угрозы, ругательства, обвинения).

Парэйдолические иллюзии — зрительные иллюзии, когда действительно суще­ствующие образы (игра светотени, морозные узоры, скопления облаков и т. д.) заме­щаются фантастическими образами. Парэйдолии возникают независимо от желания и воли больного, но как исключение парэйдолические иллюзии бывают у здоровых людей, особенно одаренных художников. Например, Леонардо да Винчи трениров­ками усиливал эту «способность к воображению» и призывал к тому же других ху­дожников («Трактат о живописи»).

Галлюцинации — это расстройства восприятия, при которых человек видит, слы­шит, ощущает то, что в реальной действительности не существует, т. е. это восприя­тие без объекта. К галлюцинациям не относятся миражи, так как видение миражей основано на физических законах. Так же как иллюзии, галлюцинации подразделяют­ся по органам чувств: слуховые, зрительные, обонятельные, вкусовые, тактильные и так называемые галлюцинации общего чувства, к которым чаще всего относят висце­ральные и мышечные галлюцинации. Могут быть и комбинированные галлюцина­ции (например, больной видит змею, слышит ее шипение и чувствует ее холодное прикосновение).

Наиболее существенным и диагностически важным является разделение галлю­цинаций на истинные и ложные (псевдогаллюцинации).

Истинные галлюцинации всегда спроецированы вовне, связаны с реальной, дей­ствительно существующей обстановкой («голос» слышится из-за реальной стены; «ведьма» сидит на реальном стуле, опираясь на метлу, и т. д.), у больных нет никаких сомнений в их действительном существовании, галлюцинаторные образы так же ярки и естественны для галлюцинирующего, как и реальные вещи и иногда воспринима­ются больными даже более ярко и отчетливо, чем действительно существующие пред­меты и явления.

Ложные галлюцинации, или псевдогаллюцинации, чаще всего проецируются внутрь тела больного, галлюцинаторные образы находятся, как правило, в его голове (на­пример, внутри головы слышатся голоса). Псевдогаллюцинации напоминают пред­ставления, но в отличие от них не зависят от воли человека, носят навязчивый харак­тер и обладают оформленностью псевдогаллюцинаторных образов.

В некоторых, довольно редких случаях псевдогаллюцинаторные образы проеци­руются вовне, и тогда они, в отличие от истинных галлюцинаций, совершенно не связаны с реальной обстановкой. Более того, в момент галлюцинирования эта обста­новка как бы куда-то исчезает, больной в это время воспринимает только свой галлю­цинаторный образ. Момент появления псевдогаллюцинаций, которые не вызывают у больного никаких сомнений в их реальности, всегда сопровождается чувством сде­ланности, подстроенности, наведенности этих голосов или видений.

Галлюцинации классифицируются также по анализаторам. Слуховые галлюци­нации — патологическое восприятие каких-то слов, речей, разговоров, а также отдельных звуков или шумов. Словесные (вербальные) галлюцинации бывают самыми раз­личными по содержанию: больного «окликают», он «слышит» голос, называющий его имя или фамилию, он может слышать целые фразы или даже длинные речи, произно­симые одним или несколькими голосами.

Очень опасны для самого больного, а также для его окружения императивные гал­люцинации, содержание которых носит повелительный характер, например больной слышит приказы: ударить или убить кого-то или себя, нанести себе повреждение. Такие больные нуждаются в особом надзоре и уходе. Слуховые галлюцинации ино­гда носят комментирующий характер, когда больной «слышит речи» обо всем, о чем бы он ни подумал или что бы ни сделал.

Зрительные галлюцинации бывают либо элементарными (зигзаги, искры, огонь), либо предметными, когда перед взором больного возникают разнообразные картины: страшные, необычные животные, устрашающие фигуры и предметы или части тела человека и т. д. Иногда это целые сцены, больной может видеть, например, панораму поля и т. д. В некоторых случаях у больного может возникнуть галлюцинация двой­ника, т. е. он видит свой собственный образ.

Наблюдаются также обонятельные галлюцинации; чаще всего больной чувствует неприятные запахи — гниющего мяса, гари, тления. Гораздо реже возникает незнако­мый запах, а еще реже приятный, поэтому больные с обонятельными галлюцинациями часто отказываются от еды, так как уверены, что их кормят отравленной или испор­ченной пищей. Галлюцинации могут быть тактильные — ложные ощущения при­косновения к телу, жжения или холода, больной иногда ощущает, что его кусают или царапают, что на теле появляется какая-то жидкость или по нему ползают насекомые.

Висцеральные галлюцинации — это ощущение присутствия в собственном теле каких-то предметов, животных, червей («в животе лягушка сидит», «в мочевом пузы­ре головастики расплодились», «в сердце клин вбит»).

Гипнагогическими галлюцинациями называются зрительные обманы восприятия, появляющиеся обычно вечером перед засыпанием, при закрытых глазах, что делает их более родственными псевдогаллюцинациям, чем истинным галлюцинациям (нет связи с реальной обстановкой). Эти галлюцинации могут быть единичными, множе­ственными, сценоподобными, иногда калейдоскопическими («у меня в глазах какой-то калейдоскоп», «у меня теперь собственный телевизор»). Больной видит какие-то гримасничающие, показывающие ему язык, подмигивающие рожи, чудовищ, причуд­ливые растения. Значительно реже такие галлюцинации могут возникать во время другого переходного состояния — при пробуждении. Подобные галлюцинации, так­же возникающие при закрытых глазах, носят название гипнопомпических. Оба этих вида галлюцинаций нередко бывают одними из первых предвестников белой горяч­ки или какого-то другого интоксикационного психоза.