Смекни!
smekni.com

Общая и социальная психология Еникеев М И (стр. 121 из 128)

АЖИТАЦИЯ – состояние сильного возбуждения в конфликтных, аварийных ситуациях, нарушение целенаправленности действий, суетливость, понижение способности к рассудочной деятельности – аномальное психическое состояние.

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА – "слабые места" характера индивида, крайние варианты нормы, граничащие с психопатиями: повышенная уязвимость личности в отношении отдельных психотравмирующих факторов, неустойчивость настроения, его ситуативная обусловленность, боязливость, тревожность, пониженный или завышенный уровень притязаний, повышенная склонность к самоанализу и самообвинению, затрудненность в установлении эмоциональных контактов, пониженная интуитивность в процессе общения, дисфория (злобно-тоскливое настроение), вязкость мышления, конфликтность, повышенная обидчивость, склонность к доминированию, повышенная потребность в признании. Акцентуации характера диагностируются специализированными методиками.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ – противоречивость одновременно испытываемых эмоций к одному и тому же объекту.

АМНЕЗИЯ – нарушение памяти. Ретроградная амнезия – нарушение памяти на события, предшествующие заболеванию. Антероградная амнезия – нарушение памяти на события, происходившие после начала заболевания. Защитная амнезия – вытеснение из памяти, забывание травмирующих событий.

АМОРАЛЬНОСТЬ – неприятие моральных устоев общества, нигилистическое отношение к нравственным нормам, духовный распад личности и социальных групп. Крайней формой аморальности является цинизм – презрительное отношение ко всей культуре общества, его двуховным ценностям, глумление над идеалами, социальными устоями.

АНДРОГИНИЯ – сочетание в одном индивиде мужских и женских качеств, способность в различных ситуациях проявлять либо маскулинные, либо фемининные особенности поведения.

АНТИЦИПАЦИЯ – способность индивида предвидеть развитие событий, все возможные результаты действия, способность к опережающему отражению действительности.

АПАТИЯ – ослабленность побуждений и интересов, безразличие к событиям окружающей действительности, эмоциональная пассивность.

АППЕРЦЕПЦИЯ – зависимость восприятия предметов и явлений действительности от прошлого опыта, индивидуальных особенностей и психического состояния личности.

АССОЦИАНИЗМ – одно из основных направлений мировой психологии, объясняющее функционирование психики посредством образования ассоциаций – устойчивых связей между образами явлений. Впервые принцип ассоциации был сформулирован Аристотелем ("Образы, возникающие без видимой внешней причины, являются продуктом ассоциации"). В XIX в. были исследованы условия образования ассоциаций и их нейрофизиологические, условно-рефлекторные механизмы.

АСТЕНИЯ – нервно-психическая слабость, проявляющаяся в повышенной утомляемости и раздражительности.

АТРИБУЦИЯ – приписывание индивиду или социальной группе непосредственно невоспринимаемых особенностей, стереотипное достраивание образа. Атрибуция каузальная – предположение о причинах поведения.

АУТИЗМ – крайняя форма психического отчуждения, уход индивида от контактов с окружающей действительностью, пониженная возможность саморегуляции, привязанность к узкому кругу идей и представлений, эгоцентризм, неадекватность эмоциональных реакций на поведение окружающих людей.

АФФЕКТ – временная непатологическая дезориентация сознания, его "сужение", вызванное внезапным сверхсильным эмоциогенным воздействием, сопровождающееся интенсивными импульсивным действиями и функциональными изменениями эндокринной системы; конфликтное эмоциональное состояние, вызванное острым противоречием действительности личностным позициям индивида. Аффект возникает в критических обстоятельствах при неспособности субъекта найти адекватный выход из острой, неординарной ситуации. Аффектогенный образ доминирует над всей психической деятельностью индивида, блокирует все не связанные с ним процессы и навязывает "аварийные" способы поведения (агрессия, бегство, оцепенение), сложившиеся в процессе биологической эволюции. Состояние аффекта формирует аффективные следы, проявляющиеся при последующем столкновении индивида с отдельными элементами прошедшей аффектогенной ситуации. В юриспруденции аффект (сильное душевное волнение) рассматривается как обстоятельство, смягчающее ответственность и влияющее на квалификацию преступления, если это состояние было спровоцировано неправомерными действиями потерпевшего.

АФФЕКТИВНОЕ ДЕЙСТВИЕ – действие, направляемое и регулируемое определенным эмоциональным состоянием субъекта – отвагой, страстью, ненавистью, воодушевлением, мстительностью, любовью и др. Понятие аффективного действия введено Максом Вебером для отчленения его от понятия "социальное действие" (целерационального и ценностно-рационального). В отличие от целерационального действия и подобно ценностно-рациональному действию аффективное действие направлено не на достижение конкретной цели, а на эмоциональное самовыражение субъекта действия, его импульсивную самореализацию, удовлетворение страсти или влечения.

Аффективные действия пограничны между сознательным поведением и подсознательными реакциями. Они характеризуются минимальной осмысленностью; переход за эту минимальную границу вызывает дезорганизацию психической деятельности – состояние аффекта (см. "Аффект").

БАРЬЕР СМЫСЛОВОЙ – непонимание людьми друг друга из-за придания одним и тем же явлениям различного смысла.

БАРЬЕРЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ – неадекватная пассивность в результате усиления отрицательных эмоций в отношении определенных явлений, избирательное торможение активности в результате низкой самооценки. Барьеры в социальном общении возможны в результате неразвитости коммуникативных качеств, эмпатии и других негативных личностных качеств.

БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ – психические процессы, осуществляемые без сознательного контроля (инстинкты).

БИОТИПЫ ЧЕЛОВЕКА – типология человека, осуществляемая по нейрогуморальному основанию, индивидуальным особенностям симпатико-адреналиновой системы (САС). Различаются три биотипа: адреналиновый (А-тип), норадреналиновый (Н – А-тип) и смешанный. Представители А-типа отличаются повышенной тревожностью, повышенным чувством ответственности, неудовлетворенностью достигнутым, стремлением к предельным нагрузкам. Представители Н – А-типа характеризуются повышенной внутренней напряженностью, замкнутостью, скрытностью, властностью, целеустремленностью; неудачи могут привести этих людей к нервным срывам, сердечно-сосудистым заболеваниям. Представители смешанного типа характеризуются повышенной эмоциональностью, неустойчивостью настроения, повышенной чувствительностью, эмпатией – способностью к сопереживанию. Особенно интенсивно биотипические особенности людей проявляются в экстремальных условиях.

БИХЕВИОРИЗМ (от англ.behaviour – поведение) – одно из основных направлений американской психологии, трактующее психику как совокупность реакций организма на внешние стимулы. Направление возникло как негативная реакция на интроспективную психологию, преувеличивающую роль самонаблюдения в исследовании психических явлений. Первая программа бихевиоризма была провозглашена в 1913 году Д. Уотсоном (1878–1958). Предметом психологии бихевиористы считали не сознание, а поведение. Из теории поведения исключались все факторы сознания. Традиционные понятия об образах, мыслях, идеях, чувствах Джон Уотсон предложил заменить понятиями о мышечных и секреторных реакциях. Использовав учение И. П. Павлова, бихевиористы упростили его, полагая, что законы приобретения опыта у человека и животных совпадают. Ошибочным было отрицание ими сознания как регулирующего фактора поведения, сведение человеческого поведения к ситуативному приспособленчеству, игнорирование ими надситуативного, поленезависимого поведения, забвение нейрофизиологических механизмов поведения (мозг человека они считали "черным ящиком"). Социальная природа человеческого поведения игнорировалась. Однако бихевиористы внесли существенный вклад в разработку математических методов изучения поведения, создали предпосылку для возникновения кибернетики. Бихевиористы (Торндайк) открыли ряд закономерностей научения – формирования навыков (закон эффекта, закон упражнения, закон готовности и др.).

Уже в 20-х годах XX в. бихевиоризм распался на ряд направлений. В 30-х годах возникло направление необихевиоризма (Толмен, Халл), которое стало признавать промежуточное звено между стимулом и реакцией, введя понятие "промежуточных переменных". Представитель современного бихевиоризма Б. Скиннер, исследуя закономерности связей между стимулом и реакцией, придал существенное значение подкреплению этих связей. Скиннер выдвинул концепцию оперантного научения (из ряда произведенных операций устойчивыми оказываются те из них, которые получают подкрепление). Скиннер стал инициатором программированного обучения. Все направления бихевиоризма основаны на биологизаторской концепции.

ВЕРА – полное и безоговорочное принятие человеком каких-либо постулатов и представлений, которые входят в структуру личности, определяют ее поступки и отношение к действительности. Вера, являясь автономным психическим феноменом, не зависит от логических и эмпирических оснований. Вера концептуализирует сознание, создавая целостный непротиворечивый образ мира. Вера – проявление подсознательной связи субъекта с объектом. Чем проще и всеохватнее эта связь, тем глубже вера. Религиозная вера связана с поиском сущности человеческой духовности, ее обусловленности божественной силой.