Смекни!
smekni.com

Общая и социальная психология Еникеев М И (стр. 9 из 128)

* Этот процесс исторического формирования психики человека в свернутом виде повторяется в ходе формирования психики отдельного индивида. Ребенок, по Л. С. Выготскому, сначала регулирует свое поведение под воздействием чужой речи, сигнализирующей нужный порядок действий, формулирующей программу его поведения. На следующем этапе психического развития эта программа задается внешневыраженным речевым приказом самого ребенка ("Миша возьмет чашку и выпьет из нее молоко"), затем действенный самоприказ принимает характер внутренней речи. И, наконец, осуществляется переход от внутренней речи к речи интериоризированной – слова превращаются в мотивы, поведенческие императивы – в средство актуализации различных схем поведения; первоначально внешняя композиция звуков, вплетаясь в практическую деятельность ребенка, приобретает сигнальный характер, становится носительницей социально сформированных значений.

** Продолжительность истории человечества невелика – всего 20–25 тыс. лет. Предшествующий же период предчеловеческого развития гоминидов, предковой формы человечества, равен многим миллионам лет. Орудия труда производились уже около миллиона лет назад, но это были орудия инстинктивного, примитивного труда, они относятся еще к дообщественной форме существования наших далеких предков.

Психика человека современного типа – кроманьонца стала интенсивно развиваться в связи с так называемой неолитической революцией, когда около 10 тыс. лет назад человечество перешло от собирательства и охоты к производственному способу жизнеобеспечения – земледелию, скотоводству, ремеслу, строительной технике. Расширяющиеся возможности производства предопределили рост человеческих потребностей. Оседлый образ жизни привел к образованию крупноплеменных объединений – возникли города-государства, стало развиваться товарное производство, расширился информационный обмен. Появление письменности (около 5 тыс. лет тому назад) вывело человечество на орбиту цивилизации. Его культурные достижения стали закрепляться и накапливаться посредством письменности.

Психическое развитие человека – его интеллекта, категориального мышления, воли, всей системы рационального, сознательного поведения – связано с культурно-историческим развитием общества. На социальной основе возник и сам феномен идеального психического образа. Психический образ включен во вторую сигнальную систему, т. е. в социально сформированную сферу, в сферу социальной культуры. Образ этот идеален, поскольку он скреплен определенной социально обусловленной идеей. Отражая мир, человек постоянно опирается на социальный опыт, на социально сформированные знания.

В процессе антропогенеза сформировался социальный фактор детерминации человеческой психики: поведение человека стало регулироваться не естественными импульсами его организма, а социально обусловленными требованиями.

Первоначально человек сознавал, принимал только ту конкретную социальную общность, в которую был включен – племя, род, общину. В его сознании гипертрофировалось и даже мистифицировалось понятие "мы". Весь мир подразделялся на "мы" и "они", "наше" и "не наше" ("чужое"). Все хорошее, благоприятное интерпретировалось как "наше", а все плохое, неприятное – как "чужое". Все "наше" стало предметом психического подражания, источником внушения (суггестии). Все "чужое" – предметом ненависти, проклятия и агрессии. Отдельные проявления человеческой психики стали резко усиливаться и тормозиться под влиянием конкретной социальной общности. Поведение индивидов стало опосредоваться этнической культурой, племенными традициями и обычаями, запретами (табу) и установлениями мифологизированных предков (тотемов). Суперраздражителем для человека становится сакральное, наиболее значимое для него слово. Нет ни одного поведенческого инстинкта, который нельзя было бы затормозить посредством слова. Слово, речь, язык становятся знаковой системой социально обобщенного отражения действительности. Отражаемые явления действительности человек оценивает, классифицирует, соотносит с тем, что ему уже известно, с принятыми в его социальной среде ценностями. Давая словесную оценку событиям, люди оказывают внушающее воздействие друг на друга. Психический феномен внушения и самовнушения, наряду с примером, разъяснением и убеждением, становится мощным средством социального взаимодействия. Поведение индивида подвергается социальной стереотипизации.

По мере развития цивилизации, производственных технологий, овладения человеком информацией снималось разделение социальных общностей на "мы" и "не мы", совершенствовалась психическая саморегуляция человека, расширялись возможности его психики, гуманизировалось его поведение. В XVIII в. сформировались общепланетарные принципы гражданского правового общества, "общечеловеческие ценности" становятся эталоном прогресса.

Итак, в отличие от психики животных психика человека, его сознание имеют следующие существенные особенности.

I. Наряду с наследственно и эмпирически приобретенными формами поведения человек владеет принципиально новым средством ориентировки в окружающей действительности – знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством слова. ("Сознание" буквально и означает "совместное, совокупное знание".)

Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального опыта.

II. Сознание человека отражает существенные стороны, закономерные взаимосвязи действительности.

Сознание – это отношение человека к миру со знанием его объективных закономерностей. Оно дает возможность решать жизненные проблемы не с помощью метода проб и ошибок, а на основе установления устойчивых, закономерных связей и отношений между различными сторонами окружающей среды. (Жарким летом человек заготавливает топливо, зная, что неминуемо наступит зима.)

III. Сознание характеризуется осознанностью целей деятельности, понятийным моделированием будущих событий, предвосхищением результатов своих действий в системе общечеловеческих понятий, знаний.

Человек заранее предвидит, планирует ожидаемый результат своих действий и выбирает адекватные средства и способы их достижения. Он строит программу своей деятельности, первоначально моделируя ее в уме. Эта деятельность не ограничена непосредственным восприятием ситуации, а строится на основе знания закономерностей ее развития. Сознание человека прогнозирует закономерное наступление событий, как бы с опережением отражая действительность.

IV. Индивидуальное сознание обусловлено общественным сознанием.

Различаются четыре формы, или сферы, общественного сознания:

1) наука – система научных знаний, представлений, концепций и мировоззренческих ориентации;

2) соционормативиая сфера общественного сознания – система нравственных, идеологических, политических и правовых ценностей и норм данного общества;

3) искусство – специфический вид духовно-практического освоения действительности образными средствами, образное моделирование различных сторон человеческого бытия;

4) религия, вера – культ сверхъестественной силы, воплощающей в себе идеальные качества, духовная опора верующих людей. Вера в сверхъестественную божественную силу обеспечивает концептуальную определенность миропонимания. Вера – особое психическое явление, сверхсознательная связь с идеальным объектом, не определяемая эмпирическими и логическими основаниями.

Все формы общественного сознания вместе формируют идеологию – систему базовых ценностей, основополагающих идей, которая регулирует отношение людей к действительности и друг к другу, жизнедеятельность общества. Однако идеология может быть прогрессивной и реакционной, реалистической и утопической. Утопические идеологии могут получить широкое распространение на основе мифологизации массового сознания.

V. Сознание связано с самосознанием, с саморефлексией. Осознавая мир вокруг себя, человек соотносит себя с ним. Самосознание – это система ценностно-смысловых, личностных отношений человека к миру. Самосознание определяет не только содержательную сторону сознания, но влияет и на его процессуальную сторону, ясность и широту охвата действительности. Свое поведение человек регулирует исходя из представлений о самом себе, объединенных в целостный образ "Я".

Самосознание определяет уровень самоорганизации индивида, принципы его поведенческой саморегуляции, самопостроения и самоутверждения. Самосознание – саморефлексия, самоопределение индивида – может быть истинным и ошибочным, порождающим возвышенные устремления и роковые жизненные заблуждения, увлекающим индивида в мир эфемерных мечтаний или затягивающим его в омут бездуховности.

Успех жизнедеятельности индивида зависит от его способности к самоанализу, от приведения его внутреннего мира в соответствие с объективными внешними условиями, от вычленения в них существенного и несущественного, социально санкционированного полезного и вредного.