Смекни!
smekni.com

Общая и социальная психология Еникеев М И (стр. 35 из 128)

убийство произошло по корыстным мотивам, с целью ограбления;

убийство произошло из-за желания скрыть изнасилование;

убийство совершено любовником Жогиной, не желавшим ее встречи с мужем;

убийство совершено мужем Жогиной, стремившимся избавиться от нелюбимой жены.

В результате проверки этих версий преступник был арестован – им оказался муж Жогиной.

Первоначально событие преступления реконструируется в общем, схематизированном виде, при этом выявляется система криминалистически значимых вопросов для данной категории преступлений.

Так, при расследовании убийств первоочередному выявлению подлежат следующие вопросы: время и место убийства; кто является жертвой; каковы мотивы; каков круг лиц, с которым взаимодействовал потерпевший, кому выгодна его гибель; с кем видели потерпевшего накануне его смерти; каковы особенности образа действий преступника при подготовке, осуществлении и сокрытии преступления; кто совершал убийства аналогичным способом, образом действий; на ком и в чьем жилище могут оказаться следы данного преступления.

При расследовании грабежей и разбойных нападений следователь также выявляет систему криминалистически ключевых вопросов:

когда и где совершено преступление, сколько человек в нем участвовало;

способ совершения преступления (система действий преступника), характер насильственных действий;

похищенное имущество и его стоимость, приметы;

обстановка совершения преступления, условия, способствовавшие его совершению;

сведения о лицах, участвовавших в преступлении (описание внешности, особенности поведения, речи, особые приметы и др.);

кто мог узнать о наличии у потерпевшего значительных ценностей;

кто мог видеть происшествие;

имеются ли следы ног, транспортных средств и примененного оружия;

какие следы обстановки происшествия могли образоваться на теле и одежде преступников;

наличие негативных обстоятельств.

При расследовании краж наиболее существенными вопросами являются:

время и место совершения кражи;

способ совершения (путем взламывания дверей, отпирания и взламывания замков, взламывания окон, проламывания потолка, стен или пола, подкопа или проникновения через подвал, кражи через окна и форточки);

с какой стороны преступник проник к месту кражи и в каком направлении скрылся;

какие действия и в какой последовательности он совершал;

знание преступником устройства дверных запоров, мест хранения ценных вещей, расположения комнат, времени отсутствия жильцов квартиры;

примененные орудия и средства;

похищенное имущество, его стоимость, приметы и принадлежность;

где может быть реализовано похищенное имущество, кому и куда передано;

кто посещал квартиру незадолго до кражи;

какие следы оставлены преступниками, количество преступников;

наличие негативных обстоятельств – признаков инсценирования кражи.

Значимые, ключевые вопросы выстраиваются в особой последовательности: ответ на каждый предыдущий вопрос должен расширять информационное поле для решения последующего.

Итак, система модельно-блоковых вопросов обусловливает систему следственных и оперативных действий. Их реализация переводит информационно-вероятностную модель расследуемого события в достоверную информационную модель этого события.

§ 5. Творческое мышление

Творческое мышление – мышление, дающее принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

Новая идея – всегда новый взгляд на взаимосвязи и взаимозависимости явлений. Нередко новая идея возникает на основе нового "сцепления" ранее известной информации. (Так, А. Эйнштейн, как известно, не проводил экспериментов, он лишь с новой стороны осмысливал имевшуюся информацию, заново систематизировал ее.)

Новые идеи возникают на базе определенных предпосылок в общем развитии той или иной отрасли знаний. Но при этом всегда необходим особый, нестандартный склад ума исследователя, его интеллектуальная смелость, способность отойти от господствующих идей. Старые, классические идеи всегда окружены ореолом всеобщего признания, и в силу этого препятствуют возникновению новых взглядов, идей и теорий. Так, геоцентрическая концепция долго препятствовала утверждению научного взгляда о движении Земли вокруг Солнца; условно-рефлекторная "дуга" И. П. Павлова долгое время затрудняла принятие идеи "кольца", выдвинутой П. К. Анохиным еще в 1935 году.

Творческий поиск связан с широтой и гибкостью мышления, со способностью исследователя к смелому высвобождению из прокрустова ложа господствующих идей.

Одним из основных компонентов творческого мышления является образное мышление, воображение. Не случайно в науке так широко применяется метод мысленного эксперимента. Пирамиды, соборы и ракеты существуют не благодаря геометрии, строительной механике и термодинамике, а потому, что они вначале были зримой картиной в умах тех, кто их строил.

В процессе творческого мышления правильный путь к открытию иногда отыскивается уже после того, как совершено само открытие. Первый же взлет мысли не должен иметь преград. Свободное сознание поначалу должно охватить все, что возможно, без какой-либо необходимости объяснять и классифицировать. Принципиально новое явление не может быть понято посредством известных субъекту законов и обобщений. При этом возникает иллюзия противоречия нового здравому смыслу, сформированному прошлым опытом. Все переломные этапы познания неизбежно связаны с "шоком новизны".

В творчестве осуществляется свободная игра человеческих сил, реализуется созидательная интуиция человека.

Каждое новое открытие, творческий акт выступают как новое, узнавание человеком окружающего его мира. Творчество – как бы пульсация сверхсознания человека над его сознанием.

Творческие личности – нонконформисты: они принимают требования окружающей среды лишь в той мере, в какой последние совпадают с их собственными позициями. Их представления о жизни, обществе, окружающем мире нестандартны, эти люди не находятся в плену идеологических догм. Интеллект творческих личностей синтетичен: они стремятся к установлению связей между самыми различными явлениями. Наряду с этим их мышление дивергентно: они стремятся увидеть самые разные сцепления одних и тех же вещей. На всю жизнь эта категория людей сохраняет почти детскую способность к удивлению и восхищению, они чувствительны, сензитивны ко всему необычному.

Творчество, как правило, связано с интуитивными, малоосознанными процессами.

Интуиция (от лат.intueri – всматривание) – это способность непосредственно, не прибегая к развернутым рассуждениям, находить ответы на сложные вопросы, постигать истину, догадываясь о ней. Интуиция – скачок разума, не отягощенного оковами строгого рассуждения. Она характеризуется внезапным озарением, догадкой, связана со способностью индивида к экстраполяции, переносу знаний в новые ситуации, с пластичностью его интеллекта. Но этот "скачок разума" возможен только при высоком уровне обобщенности опыта и профессиональных знаний.

Ведущую роль в интуиции играют смысловые значения, относящиеся к задачам данного класса. Это и лежит в основе профессиональной интуиции.

Механизм интуиции состоит в одномоментном объединении разрозненных признаков явлений в единый комплексный ориентир. Этот одновременный охват различной информации и отличает интуицию от логически последовательного мышления.

Интеллект человека и "интеллект" ЭВМ (электронно-вычислительных машин)

Интеллект человека принципиально несходен с "интеллектом" машины. Мышление человека отличается не только от алгоритмического "ума" электронно-вычислительной машины, но и от эвристических, самонастраивающихся машинных программ. При решении человеком творческих задач происходит взаимодействие операциональных значений и личностных смыслов; условием развития мыслительного процесса человека является принятие человеком определенной проблемы к разрешению, включение ее в систему личностных мотивов и установок; процесс решения проблемы человеком – это цепь эмоционально-мотивационных состояний, оперативная постановка новых, ранее не предусмотренных целей. Машина решает только поставленные перед ней задачи, человек сам формирует эти задачи, исходя из своих непрерывно развивающихся познавательных потребностей. ЭВМ освобождает человека лишь от рутинных мыслительных процессов, она решает тактические задачи, оставляя за человеком стратегические позиции. Очень часто творческое мышление идет наперекор общепринятым постулатам, при этом исследователь испытывает внезапное озарение, которое подготовлено всей его многолетней научной деятельностью. Человек в отличие от "думающей" машины способен к саморефлексии – способен подвергать процесс мышления и его результаты критическому анализу. Он способен к генерированию и "диких" идей, которые впоследствии оказываются гениальными, имеющими эпохальное значение, открытиями. Машина же глуха к запросам эпохи. Мозг человека обладает способностью в экстренных ситуациях селективно мобилизовать в кратчайшее время неограниченный объем жизненно значимой информации. Интеллект человека высокопластичен – он способен адаптироваться к любым жизненным условиям.