Смекни!
smekni.com

Общая и социальная психология Еникеев М И (стр. 19 из 128)

5) Синестезия (от греч.synaisthesis – совместное ощущение) – ассоциативное (фантомное) иномодальное ощущение, сопутствующее реальному (вид желтого лимона вызывает ощущение кислого).

§ 5. Особенности отдельных видов ощущений

Зрительные ощущения. Для возникновения зрительных ощущений необходимо воздействие электромагнитных волн на1 зрительный рецептор – сетчатку глаза (скопление фоточувствительных нервных клеток, расположенных на дне глазного яблока)(рис. 19).


Рис. 19. Строение глаза.

Ощущаемые человеком цвета делятся на хроматические (от греч.chromatos – цвет) и ахроматические – бесцветные (черный, белый и промежуточные оттенки серого цвета).

В центральной части сетчатки преобладают нервные клетки – колбочки, обеспечивающие ощущение цвета. На краях сетчатки преобладают палочки, чувствительные к перепадам яркости. (В сетчатке глаза 130 млн. палочек и колбочек.)

Если освещенность превышает 0,1 лм/м2, используется цветочувствительная (колбочковая) система зрения; когда же освещенность ниже 0,01 лм/м2, используется система сумеречного (палочкового) зрения. При освещенности между 0,1 и 0,01 лм/м2 реагируют обе системы – это смешанное ("мезопическое") зрение. (На рассвете или при заходе солнца различается цвет неба, но объекты на земле мы видим окрашенными только в оттенки серого.)

Сигналы от фоторецепторов – светочувствительных образований (колбочек и палочек) поступают к более крупным (ганглиозным) нейронам сетчатки. Каждая ганглиозная клетка отсылает свой отросток (аксон) в зрительный нерв (рис. 20).

Идущие к мозгу по зрительному нерву импульсы получают вторичную обработку в промежуточном мозге (коленчатых телах). Здесь усиливаются контрастные характеристики сигналов, фиксируется их временная последовательность. И уже отсюда нервные импульсы поступают в первичную зрительную кору, локализованную в затылочной области полушарий мозга (17–19 поля по Бродману) (рис. 21).

Рис. 20. Сетчатка глаза

Сетчатка глаза состоит из 125 млн. светочувствительных палочек (реагирующих на ахроматические воздействия) и 5 млн. колбочек (реагирующих на хроматические воздействия). В зрительном же нерве лишь 80 тыс. волокон: первичное преобразование зрительного сигнала осуществляется уже в самой сетчатке, в ганглиозных клетках, аксоны которых образуют зрительный нерв.

Далее зрительные сигналы обрабатываются во вторичной зрительной коре. У человека вторичная зрительная кора очень развита (в 20 раз больше, чем у высших обезьян), она находится в функциональных связях с другими анализаторами и с центрами речи.

Световые (электромагнитные) волны разной длины вызывают разные цветовые ощущения. Цвет – это психическое явление, ощущение человека, вызываемое различной длиной электромагнитных излучений. Глаз человека чувствителен к участку электромагнитного спектра от 300 до 700 нм (нанометров). Длина волны 700 нм дает ощущение красного; 580 – желтого; 520 – зеленого; 430 – синего; 390 – фиолетового цветов (рис. 22).

Смешение всех воспринимаемых электромагнитных волн дает ощущение белого цвета (рис. 23).

К различным участкам электромагнитного спектра наш глаз имеет неодинаковую чувствительность. Глаз наиболее чувствителен к световым лучам с длиной волны 555–565 нм (светло-салатный цветовой тон). В условиях сумерек чувствительность зрительного анализатора перемещается в сторону более коротких волн – 500 нм (синий цвет). Эти лучи начинают казаться более светлыми (явление, Пуркине). Палочковый аппарат более чувствителен к ультрафиолетовому цвету.

Существует трехкомпонентная теория цветового зрения, согласно которой все многообразие цветовых ощущений возникает в результате работы лишь трех видов цветовоспринимающих рецепторов – красного, зеленого и синего. Колбочки делятся на группы этих трех цветов. В зависимости от степени возбуждения этих цветорецепторов возникают различные цветовые ощущения. Если все три рецептора возбуждены в одинаковой мере, то возникает ощущение белого цвета.

Для зрительных возбуждений характерна некоторая инертность. Это является причиной кратковременного (0,25 с) сохранения следа светового раздражения после прекращения воздействия раздражителя. (Поэтому мы не замечаем перерывов между кадрами фильма. Эти перерывы оказываются заполненными следами от предшествующего кадра.)

Для зрительного анализатора существенное значение имеет перепад яркостей – контраст. Зрительный анализатор способен различать контраст в определенных пределах (оптимум 1 : 30).

Электромагнитные излучения


Рис. 23. Цветовой круг.

Противоположные цвета называются дополнительными – при смешении они образуют белый цвет. Любой цвет может быть получен путем смешения пограничных с ним цветов. Смешение всех цветов образует белый цвет.

Усиление контраста возможно посредством применения различных средств. (Для выявления слабозаметного рельефа усиливается теневой контраст путем бокового освещения, использования светофильтров.)

Цвет каждого объекта характеризуется теми лучами светового спектра, которые объект отражает. (Объект красного цвета, например, поглощает все лучи светового спектра, кроме красного, которые отражаются им.) Цвет прозрачных объектов характеризуется теми лучами, которые они пропускают. Таким образом, цвет любого объекта зависит от того, какие лучи он отражает, поглощает и пропускает.

В большинстве случаев объекты отражают электромагнитные волны различной длины. Но зрительный анализатор воспринимает их не раздельно, а суммарно. Например, отражение красного и желтого цветов воспринимается как оранжевый цвет, происходит смешение цветов (рис. 23).

Семь цветов радуги – это условность. Между интенсивно выраженными цветами существует масса промежуточных нюансов. Коренные жители Севера различают до 30 оттенков белогоснега. А прежние красильщики-кустари – до 40 оттенков черного цвета. Семь цветов, помещенных в цветовом круге, тоже условность: они были ассоциированы Ньютоном в Соответствии с семью звуками музыкальной гаммы. В действительности человеческий глаз различает тысячи цветовых нюансов.

Люди с ослабленным аппаратом колбочек плохо различают хроматические цвета. (Этот недостаток, описанный английским физиком Д. Дальтоном, называется дальтонизмом.) Ослабление работы аппарата палочек затрудняет видение предметов в сумеречном освещении. (Этот недостаток называется "куриной слепотой".)

Цвет – мощный фактор организации окружающей среды. Оптимальной окраской цехов и машин достигается значительное повышение производительности труда, снижается производственный травматизм. Красный и оранжевый цвета создают впечатление теплоты и уюта, черный – тяжести и холода. Установка для подачи песка выглядит красиво, если ее элементы окрашены в голубовато-стальные тона. Оборудование, окрашенное в голубой и бежевый цвета, вызывает к себе более бережное отношение, повышается аккуратность в работе. Гамма красок и цветовых лучей влияет на работоспособность и состояние кровяного давления, на настроение и направленность внимания, на доминирующие эмоции, остроту зрения и слуха. (В порядке эксперимента аппетитно накрытый стол был освещен светофильтром, резко изменившим окраску привычной пищи: салат стал фиолетовым, а мясо серым, зеленый горошек превратился в серо-черную массу, молоко приобрело фиолетовый цвет, а яичный желток стал красно-коричневым. Гости не могли даже притронуться к столь странно выглядевшей пище. А тем, кто рискнул ее испробовать, стало плохо.)

В урну, поставленную на белый круг, мусор стали бросать более аккуратно. Коридоры, окрашенные в светло-желтые тона, стали меньше пачкаться. Показания приборов считываются лучше, если они окрашены в теплые, приятные тона. Человеческий мозг не только создает цветовую гамму из электромагнитных излучений разной длины, но и любуется своим прекрасным творением.

Слуховые ощущения. Существует мнение, что 90% информации об окружающем нас мире мы получаем посредством зрения. Вряд ли это можно подсчитать. Ведь то, что мы видим глазом, должно охватываться нашей понятийной системой, которая формируется интегративно как синтез всей сенсорной деятельности.

Работа слухового анализатора не менее сложна и важна, чем работа зрительного анализатора. По этому каналу идет основной поток речевой информации.

Рис. 24. Схема строения уха.

Звуковые колебания внешней среды проходят по ушному каналу к барабанной перепонке, расположенной между наружным и средним ухом. Барабанная перепонка передает вибрации в костный механизм среднего уха, который, действуя по рычажному принципу, усиливает звук примерно в тридцать раз. В результате этого незначительные изменения давления у барабанной перепонки передаются поршнеобразным движением в овальное окно внутреннего уха. Это вызывает движение жидкости в улитке. Действуя на упругие стенки канала улитки, движение жидкости вызывает колебательное движение слуховой мембраны, точнее, определенной ее части, резонирующей на соответствующие частоты. При этом тысячи волоскообразных нейронов трансформируют колебательное движение в электрические импульсы определенной частоты, которые направляются к слуховым центрам мозга. Круглое окно и евстахиева труба служат для выравнивания давления с внешней средой: выходя в область носоглотки, евстахиева труба приоткрывается при глотательных движениях.