Смекни!
smekni.com

Режиссура и менеджмент технологий активно-игрового обучения, Князев А.М. (стр. 10 из 40)

Заметим, что как правило, участники активно-игровых технологий отчетливо демонстрируют одну из следующих или подобных позиций, отмечаемых специалистами (И.В. Вагин, В.В. Лопатинская, К. Фопель и др.)

Позиция 1: « Вы не можете предложить мне ничего нового ».

Эти участники думают, что им вообще не нужно участвовать в работе, потому что они уже и так все знают. Они полагают, что знают все теории, пробовали все стратегии и работа не даст им ничего нового. Чтобы вызвать любопытство таких участ­ников, вы можете сказать группе: «Я знаю, что у некоторых из вас уже есть достаточный опыт в данной области. Вполне вероятно, что вы в своей работе все делаете правильно. Но бу­дет неплохо, если вы найдете подтверждение тому, что вы де­лаете, и познакомитесь с парой новых идей».

Позиция 2: «Туристы».

Эти люди пришли, потому что им нравится все новое. Активно-игровые технологии разнообразят их повседневную жизнь; для них это что-то вроде смены обоев. Возможно, они хотят про­сто познакомиться с новыми людьми. Чтобы установить контакт с такими участниками, вы можете сказать приблизи­тельно следующее: «Я знаю, что некоторым из вас нравится все новое, вы любите интенсивную жизнь. Я рад, что вы при­шли. Я очень надеюсь, что работа будет интересной для вас».

Позиция 3: «Поклонники».

Иногда приходят люди, которые хотят по­знакомиться с ведущим. Они слышали о нем или читали его книгу и просто хотят выяснить, каков ведущий при ближай­шем рассмотрении. Скажите таким участникам: «Я всегда рад, когда люди приходят, чтобы лично познакомиться со мной. Когда я провожу игру, я стараюсь, чтобы участники по­лучили как можно более полное представление обо мне, моих профессиональных и личностных особенностях».

Позиция 4: «Заключенные».

Они участвуют в работе не по соб­ственному желанию, их «принуждает» к этому начальство или еще кто-то, поэтому иногда они раздражены, а иногда покорны. Больше всего им хотелось бы быть в это время в другом месте. Если вы предполагаете, что в группе есть такие участники, то можете сказать: «Иногда люди приходят на игру, потому что этого хочется кому-то другому, а не им самим. Если это относит­ся к кому-нибудь из вас, то в этом случае вы не несете ответ­ственности за свое появление здесь. Однако я рад, что вы пришли. Благодаря вашему приходу здесь все происходит так, как в реальной жизни. Но раз уж вы здесь, от вас зависит, что вы "возьмете с собой", и я надеюсь, что в конце работы вы не будете сожалеть о своем участии».

Позиция 5: Любознательные и готовые к обучению участники».

Такие участники очень внимательны, сконцентрированы и хотят учиться. Часто они приходят первыми и уходят последними. Они делают записи и активно участвуют в работе. В основном именно они получают больше всего пользы и претворяют в жизнь то, чему научились. Но порой мы обманываемся — лю­бознательный участник на самом деле может оказаться замас­кированным «туристом», который хочет просто пережить два увлекательных дня. Но и этих участников мы должны встре­тить открыто и дружелюбно. Вполне возможно, что в ходе ра­боты они выскажут творческие идеи.

При этом заметим, что, как правило, в активно-игровых технологиях участвуют все пять типов, и это не упрощает, а скорее, усложняет работу. Тем более важно уважать разных участ­ников и устанавливать контакт с каждым членом группы. Иног­да именно с самыми трудными группами удается достичь наибольшего успеха. Покажите участникам, что вы в них заин­тересованы. Приветствуйте их улыбкой или рукопожатием. По­кажите, что вы будете заботиться о том, чтобы каждый чувствовал себя хорошо и смог извлечь для себя пользу.

2.4. Вступительная часть активно-игровой технологии как предмет режиссуры

Практически любая активно-игровая технология требует какого-нибудь вступления. Какие элементы точно должны в него входить, будет, естественно, зависеть от обстоятельств. Например, нет смысла представляться, если обращаетесь к обучающимся, с которыми часто встречаетесь на занятиях.

При этом вступительная часть имеет двойное значение: она позволяет педагогу как режиссеру, организатору и руководителю игропроцесса, включиться в отношения с аудиторией с помощью “нейтрального”, приемлемого для большинства участников материала. Чем большего согласия на начальном этапе активно-игровой технологии удастся достичь, тем легче будет перейти к следующему основному этапу игры.

Вступительная часть может состоять из нескольких ключевых элементов:

Приветствие, как проявление благодарности и внимания к людям, собравшимся на занятия и отказавшимся во имя этого от других дел.

Представление преподавателя, как короткий рассказ о себе, а именно — о том, как к нему обращаться в процессе занятия, области ваших интересов, занимаемой должности. Возможно включение в представление и другой информации, существенной в связи с темой и направленностью активно-игровой технологии.

Определение целей предлагаемой участникам технологии. Здесь следует остановиться на том, что предполагается объяснить, предложить или продемонстрировать в ходе игропроцесса, какова будет его структура, последовательность, продолжительность и временные рамки этапов игропроцесса. Все чаще активно-игровые технологии ориентированы на поиск решения поставленных проблем и конструирование процессуально способов, стратегий разрешения этих проблем. При этом цели технологии должны быть: узконаправленными, измеримыми, достижимыми, реалистичными, соотнесенными со временем игры.

Определение структуры занятия, предполагающей периоды работы, перерывы, кофе-паузы, условия, возможности использования дополнительных средств деятельности в рамках игропроцесса.

Выработка правил работы участников:

Любая активно-игровая процедура почти всегда начинается с выработки правил. При этом правила могут быть предложены как раздаточные пособия для обсуждения, могут быть представлены как плакат, а могут предлагаться участникам игропроцесса непосредственно на его начальном этапе. Правила могут соотноситься с целью и задачами активно-игровой технологии, а могут быть универсальны.

Попро­буем перечислить некоторые универсальные правила работы группы в рамках активно-игровой технологии:

1. Не опаздывать.

2. Заботиться о конфиденциальности активно-игровой деятельности и проявлении участников.

3. Стремиться быть активным участником того, что происходит.

4. Каждый участник имеет право решать, участвовать или не участвовать в игровой деятельности, как себя вести и поступать в той или иной ситуации.

5. Быть искренним, предлагать для обсуждения то, что думаешь, или молчать.

6. Обращаться за поддержкой к участникам и руководителям групповой работы.

7. Слушать и слышать говорящих.

8. Высказывать свое мнение.

Сообщать о своих переживаниях, трудностях, информированть о том. Что мешает результативной работе, опираясь на «Я-подход» («я чувствую», «я затрудняюсь», «я переживаю». «я испытываю напряжение»)

13. Избегать обсуждения присутствующих в третьем лице («он не должен», «она не могла» …).
Заметим, что первые минуты реализации активно-игровой технологии особенно важны, хотя и не имеют особого отношения к основному содержанию.

Дело в том, что в это время определяется принятие педагога и собственно игропроцесса. В связи с этим преподаватели используют различные способы расположить к себе обучающихся, например: выражают искренние чувства; возражают собственным доводам во время презентации; делятся сокровенным, личностным

Такие приемы успешно срабатывают, показывая, что преподаватель такой же человек, как и все остальные, и он не стремится подчеркнуть свое превосходство.

Хорошее начало технологии не только заставляет участников сосредоточиться, но также создает позитивный настрой относительно того, что последует дальше. И наоборот, неудачное начало может вызвать молчаливое — а иногда не только молчаливое — разочарование. Даже если потом преподаватель начнет пробуждать у обучающихся интерес, время для их завоевания может быть уже упущено.

2.5. Слагаемые проблематизации режиссера относительно конструирования и организации активно-игровой технологии

В подготовке активно-игровой технологии мо­жно опираться на предлагаемую схему, включающую восемь факторов, особенно важных при обучении[24]. Опираясь на приведенные ниже факторы возможна оценка каждого из них относительно конкретной активно-игровой технологии. Решающую роль в этой оценке играют ваш собственный опыт и предыдущий опыт участников

1. Предыдущий опыт участников

• Что уже знают и умеют участники?

• Каким образом вы можете учитывать интересы и опыт участников?

• Какие особенности свойственны участникам?

• Каковы важнейшие характеристики этой группы?

• Как вы можете подготовить участников к учебному процес­су (предварительная организация)?

• Как лучше всего кратко рассказать участникам о предстоя­щей работе?

• О чем вы расскажете? Что будет неожиданным?

2. Среда обучения

• Как создать предпосылки успешного обучения участни­ков?

• Какие правила будут способствовать ощущению уверенно­сти участников?

• Как организовать групповое пространство таким образом, чтобы участники чувствовали себя хорошо и в то же время испытывали интерес?

• Как должны располагаться участники?

3. Предпосылки успешного обучения

• Как установить контакт с участниками?

• Как участники смогут познакомиться друг с другом?